На северной стороне Красной площади с 1872 года стоит красивое здание ГИМ (Государственного исторического музея). Музей имеет самый красивый адрес в Москве: Красная площадь, дом 1. А что здесь было раньше? До XIV века, вообще-то, здесь было Подмосковье.
Изначально на этом месте находился Ямской двор. В летописи под 1547 г. при описании большого пожара говорится "и прииде огнь на пожар (то есть на Красную площадь) к ямскому двору".
На месте сгоревшего Ямского двора с середины 1560-х гг. здесь находится орган управления Москвой – Земский двор. Вообще-то в конце XVI — начале XVII века существовали два Земских двора — Старый и Новый. Старый Земский двор находился здесь, на Красной площади, а Новый — за рекой Неглинной, рядом с Кутафьей предмостной башней, против Никитской улицы. В 1597 года двор был переименован в Земский приказ. Он стал по сути государственным департаментом.
Через сто лет в 1699 году на этом месте построили новое здание в стиле московского барокко. Главный фасад был богато украшен изразцами. Были также использованы новые композиции с двуглавыми орлами и панно для украшения тумб колонок фасада. Здание построили, но в ноябре того же 1699 года Земский приказ был упразднён (реорганизован). Его функции были переданы в Судный и Стрелецкий приказ. По иронии судьбы за этим зданием сохранилось название " Земский приказ", хотя в нем с самого начала разместилась выборная бурмистерская палата (по образцу органов местного самоуправления в западно-европейских городах). Таким образом, здание строилось именно как ратуша. Органы городского самоуправления Москвы располагались в здании вплоть до его разборки, но уже тогда стали сдавать помещения в аренду. В 1700 году несколько помещений на втором этаже было переданы вновь образованной Главной аптеке. На трех этажах и в трехъярусной башенке практично размещались помещения разного назначения: кладовая лекарственных трав, лаборатория, библиотека, комнаты для доктора и аптекаря. По приказу Петра I для Главной аптеки из Китая доставили фарфоровую посуду с изображением государственного герба и вензеля императора. А посол Дании Юст Юль, посетивший аптеку в 1710 году, был так восхищен, что оставил восторженный отзыв: "Она поистине может считаться одной из лучших аптек в мире как в смысле обширности комнаты, так и в отношении разнообразия снадобий, царствующего в ней порядка и изящества кувшинов для лекарств." И это не удивительно, ведь именно из Главной аптеки лекарства поступали в армию и многие города России.
Чуть позже в здании приказа была открыта первая московская австерия, так при Петре Великом называлось заведение, где были ресторация, питейный дом, гостиница и почти клуб для иноземцев и русской знати. Устроена австерия была на западный манер и по приказу царя после его ознакомления с европейским бытом.
Рядом с этим зданием в 1702 году по приказу Петра I в сжатые сроки была построена "Комедийная (комедиальная) храмина" — здание первого публичного театра. До этого лишь немногие москвичи были знакомы с профессиональным театром, ведь спектакли с участием иностранных актеров давались в Кремле для царя и его ближайшего окружения, а также в домах некоторых состоятельных бояр. Теперь драматическое искусство стало доступно простому народу.
"Комедийная храмина" была довольно большим зданием — зрительный зал мог вместить до 500 человек.
Строительство здания началось, по-видимому, 21 октября 1702 года, а уже 18 сентября 1703 года дьяки докладывали, что "комедийная, государь, храмина совершена... А про готовности всего театрума он, комедиант, нам сказал, что поспеет у него все на готово в две недели...".
Все это время в доме Франца Лефорта в Немецкой слободе репетировала театральная труппа "царского величества дворового комедианта" Ягана Куншта с 18 учениками, набранными из подьячих и купцов, с музыкантами, живописцами, столярами. Для этого там даже устроили "комедийный театрус с хоралом".
Спектакли в комедийной храмине начались уже в декабре 1703 года. Давали их 2 раза в неделю — по понедельникам и четвергам.
В "Комедийную храмину" на Красной площади было разрешено смотрящим всяких чинов людям российского народа и иноземцам ходить повольно и свободно без всякого опасения. Чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно, Петр I приказал не брать пошлины с проезжающих после спектаклей и запирать ворота в Кремле, Китай-городе и Белом городе позже обычного. А чтобы привлечь новых посетителей в "Комедийную храмину", выпускались театральные афиши. Это позволило сохранить в истории репертуар первого сезона. Тогда ставили светские пьесы, в том числе и "на злобу дня", например, про взятие крепости Орешек, или о графине триерской Геновене и о крепости Грубстона.
1 апреля 1704 года появилось объявление о новой комедии. В назначенный час зрители, включая Петра I собрались в зале. Заиграла музыка, поднялся занавес, и все увидели надпись: "Сегодня 1 апреля". Зрители терпеливо ждали начала представления, пока, наконец, не узнали, что все актеры разошлись по домам. Петру шутка не понравилась, но все же он заставил себя похлопать и сказал: "Вот это и есть комедиантская вольность".
Сохранились любопытные сведения о расценке мест в "Комедийной храмине". Они были четырех типов: первые стоили гривну, вторые — 2 алтына (6 копеек), третьи — 5 копеек и последние — 3. Но вначале билетов на спектакли не продавали, и лишь 15 мая 1704 года в бумагах Посольского приказа появилась запись: "Сделаны четыре железные печати с рукоятками деревянными, которые ярлыки для раздачи в комедии смотрящим, печатать, гривенные, двуалтынные, пятикопеешные и алтынные."
Так началось печатание "ярлыков" — театральных билетов. И хотя посещение театра стоило по тем временам достаточно дорого, вначале он был полон зрителями.
Старые документы сохранили бытовые сцены, происходящие в комедийной храмине в XVIII веке.
Например, в бумагах Посольского приказа особенно часто упоминали о курении табака, за которое еще незадолго до этого на Руси били батогами и вырывали ноздри: "В комедийной большой деревянной храмине во время комедийного действия смотрящие знатные особы русские и иноземцы и нижних чинов люди многие курят табак в чюланах и ходя по хорам и в нижних местах и с пипок пепел с огнем сыплют на полы с великим небрежением, и оттого — есть ли искра какая закрадется по щелям под полы, а сторожа вскоре того не осмотрят, опасно... (от чего боже сохрани) огненного запаления."
Курение бывало и причиной скандалов в театре. Так, подьячий Василей Сохинской, наблюдавший за порядком, сказал "челяднику" комедианта Фишта, чтобы тот вышел курить на двор. Но "тот челядник зато его подьячего бранил матерны и замахивался бить и хватался за саблю, и говорил, что ему того не закажет никто, и не боится он никого". Дело кончилось тем, что "по челобитью" избитого подьячего "тому челяднику за неистовство его и крик и за озорничество, выведчи из комедии, учинено наказание бит батоги, чтоб ему и иным впредь не повадно было так безчинно и невежливо в комедии поступать".
Но все же даже несмотря на бесплатный проезд, этот первый публичный театр не имел желаемого успеха, и вскоре "комедийная храмина" на Красной площади пришла в запустение и в 1706 году была переведена на Печатный двор.
В 1755 году в здании ратуши открылся Московский университет, занимавший часть помещений ратуши вплоть до сооружения отдельного комплекса университетских зданий на Моховой улице (в 1793 году). В 1874 году здание Земского приказа разобрано в связи со строительством Исторического музея.
Государственный исторический музей (ГИМ) основан указом императора Александра II 21 февраля 1872 года. А появился он благодаря Политехнической выставке того же года. Оттуда в музей поступили первые экспонаты. Также члены императорской семьи передали музею свои коллекции предметов светского и религиозного искусства.
А в 1874 году Московская городская дума выделила для постройки Государственного исторического музея землю на Красной площади, ту самую, где ранее находились здание земского приказа, первая в России аптека и московский университет.
Строили здание музея в псевдорусском стиле по проекту В.О. Шервуда и А.А. Семенова. И вот в 1881 году на Красной площади появился сказочный теремок с шатрами и башенками. При этом здание из красного кирпича органично вписалось в ансамбль Красной площади, стилистически перекликаясь с Московским Кремлем и собором Василия Блаженного.
Для написания фриза "Каменный век" в 1885 году меценат Савва Мамонтов построил Виктору Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых. Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века, поэтому сегодня многие элементы фриза считаются устарелыми и ошибочными.
27 октября 1917 года возле здания Государственного исторического музея произошла стычка революционных солдат-двинцев (бывших узников Двинской тюрьмы, куда они были заключены за выступление против войны и временного правительства) и кремлевских юнкеров. Площадь огласилась залпами, и немало погибших осталось лежать здесь. Им посвящена мемориальная табличка на здании музея.
После Октябрьской Революции музей стал называться Государственный Российский исторический музей. Новые власти организовали специальную комиссию для реорганизации музея, и возникла даже угроза изъятия части собраний.
Работу Государственного Исторического Музея переориентировали на коммунистическую пропаганду. Поэтому в 1935 году с башен здания исчезли двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов. А в 1936-1937 годах в связи с открытием новой экспозиции, посвященной 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров залов были уничтожены.
Мало кто знает, что были идеи снести здание Государственного исторического музея.
Например, в 1940 году Н.А. Милюков представил проект устройства эстакады, соединявшей Красную площадь с улицей Горького (Тверской). Но проект не был принят.
В 1986 году Государственный исторический музей закрыли на капитальный ремонт, чтобы вернуть зданию его исторический вид. Но окончательно облик Государственного Исторического музея был восстановлен лишь в декабре 2003 года, когда на башни здания вернулись львы и единороги (двуглавые орлы были возвращены в 1997 году).
Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, а росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески.
Еще на стадии проектирования здания была разработана основная идея экспозиции. Поэтому каждый зал проектировался с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться.
Коллекция Государственного исторического музея быстро росла за счет даров от монастырей и библиотек, разнообразных институтов, университетов и издательств. Знаменитые дворянские фамилии также передавали в дар музею свои ценнейшие коллекции. И сейчас фонды музея насчитывают уже около 5 млн предметов.