Ванский археологический музей-заповедник основан в 1985 году на территории Ванского городища - того самого места, где академик Отар Лорткипанидзе раскопал древний колхидский город. Здесь можно посмотреть на добытые археологами предметы, которые выставлены в корпусе музея, а так же можно прогуляться по территории собственно городища. Это будет интересно археологам или поклонникам древних цивилизаций, но едва ли впечатлит человека случайного. Территориально находится в Ванском районе, в черте райцентра Вани.
Древняя Колхида представляла собой огромное малярийное болото, а люди селились вокруг болота, в предгорьях, на холмиках на краю болота. Может быть, на каждой горке было по городку. От тех городов уцелел только Кутаиси. Варцихе превратился в едва заметные руины, а соседний в Вани раскопали только в ХХ веке.
Этот город существовал где-то в районе Х века и далее, хотя самый древний датированный предмет относится к VIII веку до нашей эры. Слои периода 600 - 350 годов самые богатые находками. Это, видимо, эпоха расцвета поселения. С IV века город начинает сильно меняться. Лордкипанидзе связывал это с миграциями восточногрузинского населения. Город этой эпохи (IV, III, II века) имеет одну странность. На территории городища было построено множество храмов и алтарей, но не обнаружено ни одного явно светского сооружения, равно как и следов нехрамовой жизни. Отсюда Лорткипанидзе сделал вывод, что Вани стал не просто городом, а храмовым центром, своего рода городом-святилищем. На этом основании он предположил, что это и есть упомянутое Страбоном колхидское «святилище Левкотеи». Некторое подтверждение теории существования святилище некой богине женского рода было найдено в виде надписи на воротах Вани: «Молю тебя, владычица».
Город-святилище был разрушен в I веке до нашей эры. Упомянутое Страбоном святилище Левкотеи было разрушено боспорским царем Фарнаком в 49 году до наей эры, а чуть позже - Митридатом Пергамским. Возможно, разрушение святилища Левкотеи и разрушение Ванского городища - одно и то же событие.
Потом город пропал почти на 2000 лет. В XVII веке сюда переселилась из Сванетии семья Ахвледиани, и холм получил название "Ахвледианская гора". Уже в то время тут время от времени находили золотые предметы. В 1847 — 1848 годах по Грузии путешествовал французский историк, академик Мари Броссэ, автор первой на французском языке «Истории Грузии». Во время пребывания в Кутаиси ему подарили найденную в одном из погребений на холме Ахвледианов статуэтку. В 1876 году в тифлисской газете «Дроеба» писали так: «Каждый раз после дождя ливень сносит к ахвледиановым дворам то разные золотые украшения, то золотые цепочки, то монеты и кто знает еще какие предметы». По сообщению другой газеты, «местные жители тайком друг от друга продают древние предметы. Одни из них продал золотую чашу, другой — золотое сито. Кто-то приобрел здесь золотые перстни, в том числе с альмандиновым камнем, на котором было вырезано изображение прекрасного женского лица... Много старого добра должно быть здесь. Кто знает, сколько ценных памятников истории найдено, но утеряно из-за невежества их обладателей, а кто может знать, что еще хранится в недрах этого удивительного холма».
Где-то в первой половине ХХ века здесь бывал академик Эквтиме Такаишвили и исследовал некоторые участки холма. С 1947 года на территории городища начались правильно организованные раскопки, но серьёзные обороты дело приняло только в 1966. Годам к 70-м ими руководил профессир Отар Лорткипанидзе, который со времнем стал главным специалистом по античной Колхиде.
В 1984 году Вани посетил путешественник-реконструктор Тим Северин, который воспроизвёл путешествие на деревянной галере "Арго" из Греции в Колхиду. Он поднялся вверх по Риони от моря практически до самого Вани, где его встретил Лорткипанидзе и показал раскопки. Позже в книге Тим Северин упомянул об этом моменте так:
«Поскольку продвижение "Арго" замедлялось с каждым часом, по мере того, как скорость течения возрастала, Отар Лордкипанидзе послал за мной. Он пообещал, что грузинские друзья присмотрят за «Арго» и доставят его в Вани, а тем временем Отар покажет мне археологические раскопки, которые он ведет в этих местах. Подобная экскурсия поможет мне понять связи Грузии с античной Грецией и подбросит ключи к тому, почему легенда о золотом руне дожила до наших дней».
Ванский музей в наше время - это большой зал в два этажа. Его стены заставлены стендами с керамикой, бронзой, оружием и каменными изображениями. Каких-то особенных раритетов нет, кроме разве что "Тамады", о коем ниже. Тут бы пригодился внятный гид, или предварительный экскурс в историю антчиной археологии. Иначе мозг не поймёт, что делать со всей этой информацией.
Археологи не придали значения этой фигурке, зато за неё ухватились маркетологи. Ведь там присутствует рог, а это ассоциация на вино, а все вместе это бренд! И фигурка обрела новую жизнь. её увеличили в человеческий рост и установили у сигнахского музея, потом поставили бронзовую версию на Сионской улице в Тбилиси, потом её же поместили на "Колхидский фонтан" в Кутаиси. Теперь эта фигурка "неопровержимо доказывает", что вино в Грузии пили уже в VII веке до нашей эры. Её даже назвали "тамада", что б аналогия была более явной. И не важно, что "тамадизм" - явление позднесредневековое, и что в древности не было традиции изображать бытовые сцены... Да кому какое дело. Зато ванский музей внезапно обрёл достопримечательность. Жаль, что об этом не все знают.
Городище Вани - это тот самый холм, на котором несколько столетий, предположительно с VIII по I векадо нашей эры существовал древний колхидский город-храм. Тот, кто ориентируется в эзотерической литературе, сразу догадается, что культовые центры не строились просто так и наверняка этот холм какой-то особенный. Сюда пока не додумались возить для медитаций, хотя для этого занятия тут все условия: тишина, атмосфера и готовые террасы.
Само городище имеет не очень большие размеры. Оно бесформенное, и имеет в длину около 300 метров. Его территория местами поросла деревьями, местами построены домики с терассами. Видимо, это часть инфраструктуры, которая в прошлом обеспечивала работу археологов. Они могли жить врямо на месте раскопок, что конечно же, исключительно удобно. Среди деревьев и домиков местами видны фундаменты.
--
http://travelgeorgia.ru/545/