Наверное, ни один аэропорт на постсоветском пространстве ещё не переживал в своей истории такого мощного импульса в развитии, какой получили воздушные ворота Крыма. Вхождение полуострова в состав России сыграло роль колоссального двигателя в развитии экономики не только всего полуострова, известного со времён СССР как «всесоюзная здравница», но и аэропорта Симферополя, в частности.
Шутка ли, по итогам 2014 года международный аэропорт «Симферополь» обслужил более 2,8 миллионов пассажиров, что в 2,3 раза больше, чем в 2013 году, а по итогам 2015 года - уже более 5 млн. человек. Таким образом, всего за 2 года пассажиропоток вырос в 4 раза и приблизился к своему наивысшему показателю ещё советского периода - 5,2 млн. человек.
Как это ни странно прозвучит, но, во многом столь высокие темпы роста пассажиропотока в аэропорту Крыма инициированы действиями руководства Украины, которое не нашло ничего лучше, чем прибегнуть к транспортной блокаде полуострова, перекрыв движение автомобильного и железнодорожного транспорта, следующего из России. Таким образом, единственными способами попасть на территорию Крыма для граждан нашей страны стали воздушный транспорт и автомобильное сообщение через Керченскую переправу. И пока мост на полуостров ещё не построен, а на переправе постоянные многокилометровые пробки, авиация остаётся главной транспортной артерией между материком и «островом» Крым.
Немного истории
Аэропорт «Симферополь» – некогда крупнейший аэропортовый комплекс на юге СССР. В 2016 году ему исполнилось 80 лет. 21 января 1936 года Советом народных комиссаров Крымской АССР было принято решение об отводе земли и начале строительства аэропорта «Симферополь» с последующим открытием авиалинии «Симферополь-Москва» с мая 1936 года. В 1957 году было сдано в эксплуатацию здание аэровокзала, смонтировано светосигнальное оборудование на грунтовой взлётно-посадочной полосе, поступили в эксплуатацию самолёты Ил-12 и Ил-14, вертолёты Ми-4. В 1960 году было завершено строительство бетонной ВПП, перрона и мест стоянок, и аэропорт начал круглосуточно принимать воздушные суда. В последующие годы аэропорт принимал все типы гражданских воздушных судов, вплоть до широкофюзеляжных Ил-86. В конце 1980-х годов аэродром был даже подготовлен в качестве «Западного запасного аэродрома» для посадки космических кораблей «Буран».
Однако геополитические изменения в начале 1990-х годов, распад Советского Союза и отсутствие государственной поддержки со стороны Украины, привели к упадку аэропорта. Практически все объекты инфраструктуры аэропортового комплекса были доведены до критического состояния или пришли в негодность. В начале 2000-х годов старая ВПП (размеры 2700×45 м, PCN 22/R/B/X/T, максимальный вес воздушного судна 98 т) была выведена из эксплуатации из-за её недостаточной длины и прочности, с тех пор она используется как рулёжная дорожка D длиной 2100 м (остальные 600 м непригодны для руления). Такое плачевное состояние аэропорта привело к существенному снижению пассажиропотока. Аэропорт готовился к закрытию. Тем не менее, работникам аэропорта удалось сохранить воздушную гавань. Вторая ВПП больше и прочнее (размеры 3701х60 м, PCN 53/R/B/X/T), позволяет принимать широкий спектр воздушных судов. Тем не менее к 2014 году подошёл к концу и её ресурс - приём воздушных судов начал осуществляться со значительным ограничением взлётной массы.
Свой шанс на восстановление аэропорт получил в начале 2014 года, после того как воздушное пространство Республики Крым перешло под юрисдикцию Российской Федерации, а аэропорт «Симферополь» был включён в реестр объектов Росавиации. Аэропорту был присвоен код УРФФ. Для восстановления аэропорта «Симферополь» Правительством РФ в срочном порядке были созданы Федеральные целевые программы «Развитие аэропортового комплекса «Симферополь», Республика Крым» и «Обеспечение защиты объектов аэропортового комплекса аэропорта «Симферополь» от актов незаконного вмешательства в его деятельность, Республика Крым».
В начале июня 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об открытии аэропорта Симферополя для осуществления международных рейсов. 3 июля 2014 года в Минтрансе РФ сообщили, что по итогам переговоров с Международной организацией гражданской авиации (ICАО) было принято решение об обеспечении Российской Федерацией аэронавигационного обслуживания воздушного пространства над Крымом и территориальными водами в 12-мильной зоне.
Аэропортовый комплекс
Аэродром аэропорта класса А, способен принимать все типы самолётов и вертолётов. Характерной особенностью аэропорта Симферополя является значительно удалённая от аэровокзала, нетипично длинная и широкая ВПП. Это обуславливает длительное руление самолётов - около 12 -15 минут.
9 мая 2015 года в аэропорту были открыты два терминала: после четырёхмесячной реконструкции заработал терминал «В» и начал принимать пассажиров новый терминал «А». Также к лету 2015 года была завершена реконструкция и строительство международного сектора, двух залов ожидания и выхода на посадку, дополнительных бизнес-залов и большого зала прилёта, где установили шесть багажных конвейерных линий и другое оборудование. Теперь в аэропорту Симферополя 3 терминала: старый терминал, терминал «А» с зонами прилёта и вылета и терминал «В», в котором осуществляется вылет пассажиров. Во всех терминалах располагаются зоны ожидания и отдыха, ресторанчики, магазины сувенирной продукции, автоматы по запаковке багажа, справочные стойки, пункты вызова такси, аренды автомобилей, офисы туркомпаний и т.д.
Большую часть привокзальной площади занимает обустроенная платная автостоянка. На данный момент привокзальная площадь проходит масштабную реконструкцию, включающую в себя увеличение площади, как таковой, а также перенос автовокзала. Аэропорт имеет прямое троллейбусное сообщение с Симферополем (ж/д вокзал, автостанция «Курортная»). С Алуштой, Ялтой и расположенными между ними курортами (Гурзуф, Партенит и др.) аэропорт связан междугородними троллейбусными маршрутами, а также маршрутными такси. Маршрут №55 «Симферополь-Ялта», восстановленный 25 апреля 2014 года, известен как самый длинный троллейбусный маршрут в мире. Севастопольский автовокзал связывает с аэропортом «Симферополь» прямой автобусный маршрут. В 2015 году запущен круглосуточный аэроэкспресс (брендированные скоростные троллейбусы и автобусы) от аэропорта до железнодорожного вокзала Симферополя.
Аэронавигационное обслуживание
Здание симферопольского центра ОрВД было построено 10 лет назад. Основная задача данного центра и служб, работающих в них – обеспечение безопасности и регулярности полетов судов в пределах районного центра и зоны АДЦ. В апреле 2014 года для организации обслуживания воздушного движения в воздушном пространстве Симферопольского РПИ (Республика Крым) был создан филиал «Крымаэронавигация» ФГУП «Госкорпорации по ОрВД». Район ответственности филиала охватывает воздушное пространство площадью около 163 496 кв. км над Крымским полуостровом и акваториями Черного и Азовского морей. Филиал предоставляет государственную услугу по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации. На предприятии работает 726 человек.
С 2014 года внедрены схемы прилёта и вылета по схемам точной зональной навигации согласно навигационной спецификации ICAO RNAV 1 (P-RNAV). В Симферопольском РЦ внедрена единая норма измерения высоты полёта воздушных судов в футах и использования сокращённого минимума вертикального эшелонирования движения самолётов (RVSM), что позволило значительно увеличить пропускную способность на маршрутах ОВД. Процедуры ОВД в Симферопольском РЦ дополнены процедурой визуального маневрирования при полётах по правилам полётов по приборам.
Локаторы центра обеспечивают двойное покрытие вторичной радиолокации. Они позволяют видеть на глубину до 50 км в сторону Турции. В руководстве «Крымаэронавигации» особо подчеркнули, что предприятие может обеспечивать полностью полёты всех самолётов в том воздушном пространстве, которое контролирует.
Развитие аэропорта
В развитие аэропорта «Симферополь» уже инвестировано более 2 миллиардов рублей собственных средств предприятия. Это: расширение аэровокзального комплекса, оснащение необходимым технологическим оборудованием, закупка спецтехники, набор, подготовка и обучение персонала, оформление необходимой документации, модернизация существующих сетей связи и оборудования, а также комплекс работ, которые осуществляются на привокзальной площади.
В аэропорту продолжается комплексная реконструкция. После её завершения аэропортовый комплекс войдёт в десятку крупнейших аэропортов восточной Европы, располагая новейшим оборудованием, как для обеспечения взлётно-посадочных операций, так и для обслуживания пассажиров.
После реконструкции, к 2018-му году, к сезону интенсивных полётов (это апрель - начало мая), аэропорт планирует открыть ворота нового аэровокзального комплекса. «Основное финансирование будет привлечено через банковские структуры, работающие на территории Республики Крым. Стоимость нового терминального комплекса будет составлять порядка 30 миллиардов рублей. Он включает в себя не только новый терминал, но и: здания службы спецтранспорта, аэродромной службы; грузовой склад; цех бортового питания; здание служб государственных контрольных органов; контрольно-пропускные пункты, которые примыкают к терминальной части. В инвестиционной части – это привокзальная площадь, подъездные пути. Фактически, за эти деньги предусматривается строительство абсолютно нового аэропортового комплекса, расположенного на 45 гектарах», - говорит Евгений Плаксин.
Кроме того, в рамках федеральной целевой программы, разработан проект по восстановлению взлётно-посадочной полосы № 1, которая не используется с начала 2000-х годов. Предусматривается и её удлинение на 500 метров. Сейчас её длина составляет 2700 метров, а фактически используется лишь 1100 метров как рулёжная дорожка. В 2018-м году это будет двухполосный аэропорт. В рамках ФЦП «Развитие Республики Крым» на это выделено около 13 миллиардов рублей».
По итогам 2015 года аэропорт «Симферополь» был отмечен национальной премией «Воздушные ворота России», а также стал дипломантом премии «Крылья России».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: