Свято-Троицкий Мотронинский монастырь расположен в Холодном Яру на Черкащине. Точнее - на Чигиринщине. Честно говоря, когда я ехал туда, то не надеялся увидеть этот легендарный монастырь в таком ... тяжело подобрать слово ... не презентабельном состоянии. "Непрезентабельность" не значит запущеность или разрушение. Этот монастырь видел очень много исторических событий, которые неотъемлемо связаны с нашей историей, но то в каком виде он встал передо мной весной 2006 года, меня ... разочаровало. Я увидел дворец из селикатного кирпича огражденный забором из "слободской керамики". Из толщи веков существования этого монастыря, до нас дошла лишь одна церковь этой обители. Все другое было стерто с лица земли и отстроено без учета элементарного художественного вкуса и исторического соответствия. Но из души украинского народа такую глыбу как Мотронинский монастырь, не так то и просто удалить.
Достаточно лирики. Теперь, собственно история Мотронинского монастыря. Расположен он на территории, так называемого, скифского мотронинского городища... Ту я должен предупредить - при написании этой страницы я буду пользоваться одним источником о Мотронинский монастыре - книгой "непокоренный Великан", которую я приобрел в монастыре. Кстати, рекомендую. Всего 15 гривен.
Итак, цитата: "С VII ст. до н.э. до нас дошли 54 км валов 7 м высотой, которые окружает ров глубиной почти 9 м. Это же какие объемы работ нужно было выполнить! Сколько нужны приложить усилия, какое количество населения и какую власть было нужно иметь, чтобы построить такое грандиозное сооружение! На месте городища найдены уникальные вещи - такие как скифский меч акинак, сделанный из нескольких пластин железа с помощью кузнечной сварки. На монастырской пашне можно увидеть множество древнегреческой керамики - скифы торговали с греками.
Мотронинский монастырь словно принял своеобразную эстафету наших далеких пращуров. Российский археолог В.В.Хвойдо рядом с Троицкой церковью нашел языческий жертвенник с семью знаками, которые означали аграрный культ Солнца. Одним из языческих праздников, связанных с солнечным божеством, был праздник Купала (позже - народный праздник Ивана Купала). И как раз на месте найденного святилища позже была заложена трапезная церковь во имя Иоанна Предтечи. "Повесть прошедших лет" рассказывает нам о временах князя Владимира, Крестителя Руси: "И се рек, повели рубити церкви и поставляти по местам, идеже стояша кумири". Следовательно, можно думать, что и на месте современного Мотронинского монастыря еще в период Владимира Святого был заложен первый христианский храм, зазвучала могучая хвала Богу истинному. Все это свидетельствует о том, что Мотронинский монастырь берет свое начало из очень давних времен христианства на Руси. (Ну, свидетельства достаточно спорны, как на меня - Кифоренко С.)
Возможно, потому что начало существования Мотронинского монастыря теряется в далекой глубине веков, история его основания окутана легендами и пересказами.
Одна из легенд, точнее одна из ее интерпретаций, лично мне - очень нравится. Жил себе еще в древнерусские времена властелин Холодного Яра, какой-то воевода или даже князь и была у него очень красивая женщина по имени Мотрона. Жили она очень хорошо, но начали властелину докучать то ли печенеги, то ли половцы. И решил он их проучить. Собрал большое войско и двинулся на своих неприятелей. Жену свою оставил он дома и приказал бдеть свои земли и беречь своих подданных. Поход показался удачным, враги были разгромлены и властелин возвращался домой с большой добычей. Уже на территории своих владений он решил проверить бдительность Мотрони. Приказал переодется воинам в наряд кочевников и подступать к замку. Мотрона оказалась женщиной пристальной и увидев "врагов" мгновенно напала на них с защитниками крепости. Воины Мотрони иссекли войско властелина, а его самого убили. Узнав о своей ошибке, Мотрона из горя постриглась в черницы, а земли свои подарила монастырю, который стал называться Мотронинский.
Есть также версия, что монастырь заложила жена одного из воевод Ярослава Мудрого, Мирослава - также Мотрона. Как бы там не пересказывалось в церковной истории монастыря, но первое письменное упоминание о монастыре датируется 1198 годом. Тогда в Симеонивской летописи, вспоминается что Переяславский епископ Павел заложил в Мотронинскому монастыре церковь Иоанна Предтечи. Хоть и здесь, нужно отметить, что в той летописи прямо не указывается, что монастырь назывался Мотронинский.
Потом церковные хроники вспоминают, что орды монголо-татар вдребезги сжигают и уничтожают монастырь. Долгие годы он стоял пустотой. Потом здесь опять появляются монахи, которые “жили без церков в пещерах и келиях пустынных".
О пещерах. Сейчас в околицах монастыря можно натолкнуться на многочисленные пещеры. Некоторые из них вырыты совсем недавно, некоторые века тому, некоторые - еще раньше. Существует опять же легенда, что первые монастырские пещеры рыл тот же Антоний, что копал первые пещерные монастыри в Киеве и Чернигове. По другой версии первые пещеры копал преподобный Феодосий. Версий много, но достоверных подтверждений они также не имеют. Не имеют также подтверждения и те данные, что возрождение монастыря происходит во времена Большого князя Литовского - Ольгерда.
Из более позднего описания монастыря узнаем, что в 1568 году монахи начали возобновлять разоренное святилище благословением православного митрополита киевского Ионы Протасовича. В это время Мотронинский лес, в котором находился и монастырь, был частью владений Черкасского замка (староство), который держал “на Тясмени... сторожу польную”, а его бояре пользовались этими богатыми угодьями: добывали мед, били птицу и зверя, ставили на бесчисленных реках мельницы, ловили рыбу, пахали землю “на полы, где хочеть”. Поэтому закономерно, что во время такой оживленной деятельности перестраивается, возобновляется и монастырь. Кроме того, после Люблинской унии 1569 года перед православными украинцами встало новое задание - отстаивать свою веру от чужеземных посягательств, а Мотронинский монастырь как раз всегда и был ячейкой Православия, и поэтому во время, когда родной вере угрожала опасность, его роль особенно росла."
С этих времен в течение двух веков монастырь был под патронатом украинского казачества. Есть свидетельство о достаточно большом количестве гетманских универсалов, что дарили Мотронинскому монастырю земельные и лесные угодья, сенокосы и пасеки, ставки и мельницы. Церковь особенно выделяет из гетманов украинского казачества славного Петра Конашевича-Сагайдачного, который “незамедлил принять сию древнейшую пустинную обитель под своє покровительство”. Известны его универсалы 1620-1621 годов в которых отмечаются границы монастырских землевладений.
Но, не только достопочтенные гетманы, но и вся казацкая старшина считала за свою обязанность поддерживать православное монашество. Нужно отметить, что в XVII веке между Ржищевом и Чигирином было пятнадцать православных монастырей: Чигирин, Лебединский, Медведивский, Жаботинский, Мошногорский, Ордынский, Виноградский, Корсунский, Богуславский, Трахтемировский, Лисянский, Манькивский, Ржищевский, Каневский и Мотронинский.
Первое место среди них занимал, бесспорно, Мотронинский монастырь: он выделялся из всех украинских монастырей и древностью, и количеством братии, и своим прекрасным местом... К югу от Чигирина местность становится горной; вершины гор с причудливыми очертаниями сбегаются зубчатыми прядями к Днепру, поднимаясь террасами выше и выше, то набегая одна на другую, то обрываясь кручами, словно окаменелые гигантские волны, среди темного, безграничного моря лесов. В одном месте, в центре замкнутого овала, вздымаются конусом гора-особняк, властвуя над всей местностью, а на вершине этой горы отдыхал в крепком гнезде Мотронинский монастырь. Его золотые кресты было видно за несколько миль, в солнечные дни они сверкали зорями в синеве лесов и, будто спасительный маяк, привлекали к себе взгляды несчастного подневольного люда, вселяя в его замученную душу надежду.
Монастырский Свято-Троицкий храм был деревянный, был обновлен и украшен мероприятиями настоятеля, архимандрита Мельхиседека Значко-Яворского, которого единогласно избрала братия и утвердил на этом посту переяславский епископ Гервасий Линцевский в 1753 году (Переяслав в те годы был в пределах Российской империи, а Мотронинский монастырь находился в пределах границ тогдашней Польши - Кифоренко С.). Вокруг монастыря поднимался высокий земляной вал, увенчанный крепким дубовым частоколом; этот укрепленный венец запирался вратами, вроде бы вросшими в земляную насыпь; а уже над вратами стояли две пушки (нормально? в монастыре! вот, времена были! - Кифоренко С.), а справа и налево вся передовая линия укреплена была бруствером и бойницами. Внутри монастырского двора, под валами, тянулись дугами низенькие деревянные кельи братства и другие хозяйственные пристройки. За валом, вокруг подножия горы, прислонялись, прячась то за камнями, то за выступлениями, хибарки и землянки пришлого люда - и украинцев, и молдован, и волхов, которые нашли себе пристанище под охраной монастырских стен. С противоположной стороны долина углублялась и по ней, извиваясь и прячась в кустах папоротника и терновника, змеилась речушка, сливаясь дальше с Тясмином. По ту сторону речушки тянулась скалистая круча, в изгибах которой таились входы в глубокие и длинные пещеры, которые достигали, как говорил кое-кто, одним рукавом к Чигирину, а вторым даже к отцу Днепру. Поговаривали, что из самой вершины горы, из монастырского кладбища, шел подземный ход в те пещеры... И в самом деле, не раз во время преследований спасались в них обреченные на смерть жертвы.
Во времена Руины, когда многие гетманы начали бросаться то в объятия Москвы, то Варшавы, то Стамбула, Мотронинский монастырь переживает трудные времена. Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и особенно в 1677-1678 годах монастырь был сильно разрушен. Хроники пишут, что в те времена Мотронинский монастырь был "сожжен и вконец разорен". Но уже в 1685 монастырь встает из пепла, он получает благословение киевского митрополита Гедеона на каплицу и церковь в своих вечных пещерах. В 1717 году, по просьбе переяславского епископа Кирилла Шумлянского Чигиринский староста, князь Ян Каетан Яблуневский, помогает отстраивать разрушенную обитель: он освобождает монастырь от податей и подтверждает его право на численные землевладения. 21 июня 1727 года была освящена нововыстроенная Троицкая церковь.
А что дальше? А дальше были цунами восстаний гайдамак на Правобережной Украине. Мотронинский монастырь оказывается в самом водовороте этих восстаний, апогеем которых стало восстание под названием "Колиивщина" в 1768 году.
„В начале 1768 г. Речь Посполитая заключила с Россией трактат об уравнивании в политических правах православных с католиками. Против этого трактата в феврале 1768 г. выступила Барская конфедерация шляхты. Весной в 1768 году для борьбы с Православием появляется отряд польских конфедератов во главе с Шеньовским, совершая расправы в селах над Тясмином, "где больше всего живет верующих греко-православной религии", принуждая население к унии, "угрожая позорной смертью". Конфедераты нападали на тех, кто скрывался в лесу, "истязали их, били, грабили, калечили и убивали". 5 и 11 мая конфедераты нападали на Мотронинский монастырь, однако его никто не защищал. Лишь 16 мая 1678 года отряд Максима Зализняка уничтожил у Жаботина 40 конфедератов. 16 мая 160 конфедератов совершили расправу в Мадведевке и селах над Тясмином. В Холодном Яре запорожец Й.Шелест начинает подготовку к восстанию, но между 20 и 23 мая в 1678 году его убили. ... 26 мая 70 запорожцев и 3000 польских подданных вошли в Мотронинский монастырь на молебен. 27 мая 1768 года гайдамаки начали поход Правобережной Украиной против поляков. Огонь восстания быстро охватил огромный район:
Вынужден признать, что после подавления движения гайдамак, некоторые его участники превращаются в обычных разбойников. Они организуют свои отряды и занимаются тривиальным разбоем и грабежами, не пренебрегая при этом и грабежом церковных святынь. В сентябре 1678 года, один из таких отрядов, пардон - банд, напала на Медведивский монастырь. Нападали достаточно часто и на Мотронинский монастырь.
Конец XVII - первая половина XVІІІ века - период упадка не только Мотронинского, но и многих других православных монастырей Правобережной Украины. Монашеская жизнь в те времена замирает. Лишь после того, как Правобережная Украина была включена в состав Российской империи православное духовенство облегченно вздохнуло. После 1795 года Мотронинский монастырь перешел в ведение Киевской епархии.
В описании монастырской собственности 1797 года пишется: “земли под монастирем самим и огородом, так же пашеной, сенокосу й лесу, всего удобной 137 десятин 1666 сажень, а неодобной 15 десятин 224 сажени, мельницу одну з ставом, за которым не производится никакого платежа помещику, да особо по описанию показано в пользовании того монастыря три мельницы с ставом же…”
В октябре 1800 была заложена каменная Троицку церковь. Но она была неправильно спроектирована и через два года, почти построенная церковь заваливается. ОНА была разобрана и повторно построена. 17 октября 1805 года Троицкую церковь освятил игумен Антоний.
В 1845 году в Мотронинском монастыре побывал Т.Г.Шевченко и оставил нам акварельное изображение монастыря.
Кстати, обратите внимание на дерево справа. Оно сохранилось, под ним сейчас устроена монастырская колокольня.
В 1847 году в Мотронинскому монастыре находилось 45 монахов и послушников. Дела его шли хорошо. Что интересно, одним из значительных источников дохода монастыря была "черная археология". Как уже вспоминалось, в Холодном Яру находится большое количество скифских городищ и курганов. Вот монастырь и скупал у частных копателей золото, которое те добывали в огромном количестве. Счет тому золоту шел в сотнях пудов.
В 1889-1900 годах была реконструирована Троицка церковь. Кроме главного купола, были достроены четыре декоративные "головки".
В 1911 году монастырь становится женским.
После революций 1917 года и гражданской войны, наступает наверное самый тяжелой период в истории Мотронинского монастыря. Его можно сравнить разве что со временами монголо-татарского нашествия, периодом Руины или Гайдамачины.
В 1920 году в монастыре, как и во времена Колиивщини, было освящено оружие борцов за волю - бойцов Холодноярской республики. Монастырь дает пристанище многим повстанцам. Но в то же время он страдает от многочисленных набегов как обычных бандитов, так и отрядов красноармейцев.
В 1922 году монастырь жертвует почти миллион карбованцев на помощь голодающим, но такая благотворительность не спасла Мотронинский монастырь. В 1923 году он был закрыт.
Монастырское имущество и здания брали на баланс местные советы, а затем передавали религиозным обществам, если такие на местах создавались. Черницы Мотронинской обители в 1923 году создали религиозное общество в селе Мельники и получили в арендное владение Иоанно-Златоустивскую и Троицку церкви и некоторые помещения прежнего Мотронинского монастыря. Надзор за обществом, имуществом и зданиями осуществлял административный отдел Медведивского райисполкома. ... В начале 1929 года небольшое количество земли, имущество и здания, которые были в пользование Мотронинской религиозного общества, было передано вновь созданной коммуне "Завещание Ленина" (село Мельники). В прежних монашеских кельях поселилась семья коммунаров. Кроме того, одна часть монастырского сада сдавалась артели инвалидов, другая - использовалась для государственного виноградного рассадника. ... Так новая власть расправилась с вековечным Мотронинским монастырем. ... в 1929 году XII-й окружной съезд Советов Шевченковщины "решительно поставил перед окрисполкомом вопрос о закрытии всех 6-ти монастырей и передачи их в полное использование коммунальным и коллективным хозяйствам". В августе 1929 г. монастыри прекратили свою деятельность." Справедливости ради, нужно отметить, что Черкасский окружной комитет охраны достопримечательностей древности, искусства и природы, старанием его председателя Александра Александрова зарегистрировал Троицкую церковь монастыря как "достопримечательность республиканского значения". Во время Второй мировой войны немцами была разрушена деревянная церковь Иоанна Златоуста. Она просто была расстреляна фашистскими танками вместе с людьми, которые там молились в 1943 году. Возможно, это та та церковь, что изображена на акварели Шевченко на дальнем плане.
После войны, то что осталось от монастыря продолжало разрушаться. Вспомнили о нем лишь в канун 200-летия Колиивщины.
Специальная комиссия Черкасского облисполкома: "В 1968 году исполняется 200 лет восстанию гайдамаков и в прежний Мотронинский монастырь и прилегающий к нему Холодный Яр, где святили ножи повстанцы, в места, где бывал Т.Шевченко, приедут туристы и экскурсанты. Главная церковь монастыря также находится в аварийном состоянии и нуждается в ремонте. Это сооружение не имеет большой архитектурной ценности, однако исторические события, связанные с Мотронинским монастырем, настолько значительны, что это сооружение необходимо отстроить и организовать в ней выставку..."
В 1968 году была разработана проектная документация на реставрацию Троицкой церкви. За образец ее внешнего вида был взят рисунок Т.Шевченко "Мотронин монастырь" 1845 года. Планировалось, что после реставрации в ней будет устроен музей Колиивщины. Но реставрация до конца так и не была доведена. В 1973 году была сделана еще одна попытка реставрации (для создания в ее стенах музея партизанской славы, флоры и фауны Холодного Яра ), но эта попытка также ничего не дала. Церковь продолжала стоять пустотой. Но в Холодном Яре было установлено множество безликих обелисков. Которые по замыслу власти должны были передать героическое прошлое этой местности.
Только в 1991 году Мотронинский монастырь был возвращен церкви. Силами религиозного общества и черниц этот древний монастырь был возвращен к жизни и сейчас возвращает себе славу одной из наиболее значимых святынь Правобережной Украины.
Какой он сейчас, какую имеет ауру - лучше сами приезжайте в Холодный Яр и составьте собственное впечатление об этом "Непокоренном Великане". _________________ Кифоренко Сергей Перевод : eee
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: