Вятское [MS/2016]

Церковь Воскресения Христова
Церковь Воскресения Христова
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Ярославская обл.
Некрасовский р-н
Ближайший нас.пункт
Вятское
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.64Рекомендаций: 1Нашли: 25
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Сельская жизнь
Сельская жизнь
Порушенная красота
Порушенная красота
Колодец-колодец - дай воды напиться
Колодец-колодец - дай воды напиться
Старообрядческая обитель
Старообрядческая обитель
Автор: Lava
Создан: 03.12.2006
Опубликован: 05.12.2006
(отредактирован: 12.02.2009)
Компаньоны: Lava в полном составе

Описание окружающей местности

Село Вятское расположено на р. Ухтоме. На начало XXв. в нём насчитывалось 160 дворов, 840 человек жителей. Одно из первых упоминаний о с.Вятское датируется 1502 годом. В селе 2 церкви начала XVIIIв., волостное правление с начальной школой при нём, народное училище 2 ступени (ВНУ), построенное в 1908 г., бесплатная народная библиотека, земская больница, 2 богодельни (Кокинская - основанная в 1866 г. петербургским купцом из крестьян Вятской вол. Кокиным и Кундышево-Володинская женская, основанная также петербургским купцом Кундышево-Володиным, уроженцем Вятской волости).
Центром композиции села является значительное пространство бывшей Торговой площади, сформированной каменным каре двухэтажной застройки городского тина. Архитектурной доминантой как площади, так и всей южной части села является Ансамбль церкви Воскресения Христова (1750). Храм представляет собой высокий бесстолпный четверик, увенчанный пятиглавием. Декор - в традициях нарышкинского барокко. Широкая двухпрестольная трапезная. Колокольня - высокое восьмигранное столпообразное сооружение с восьмипролетной звонницей, увенчанное шатром. Является композиционным центром и визуальной доминантой всего ансамбля с. Вятского.
Архитектурно-пространственный характер северной части села определяет Церковь Успения Богородицы. Частично руинированное трехчастное здание. Храм обширный четверик с тремя апсидами и куполом на восьмигранном световом барабане. Широкая трапезная с полуразрушенными сводами. Основание колокольни. В интерьере сохранились следы росписи. Фасадный декор сохраняет черты архитектуры провинциального барокко. Согласно документам, церковь построена в 1780 году. Но ряд особенностей ее архитектуры заставляет допустить, что здание перестраивалось во 2-й половине XIX века. Правда, никаких сведений об этом не имеется, так что вопрос остается открытым и нуждается в уточнении. При церкви остатки старинного некрополя. Сохранилось монументальное каменное надгробие купца Савельева.
Культовые здания расположены на доминирующих возвышенностях: Воскресенская церковь - на мысу, образованном коренным правым берегом реки Ухтанки и Безымянным оврагом; Успенская - на небольшом холме на левом берегу реки.
Основу историко-культурного наследия с. Вятского составляет, в первую очередь, планировочная структура села, практически, полностью относящаяся к XVIII веку. Это улицы Ярославская, Первомайская, Середская, Советская, 1-я и 2-я Набережные. Направления внешних связей определяют: ул. Ярославская -дорога на Ярославль, ул. Середская - в село Середу, Клюшниково - на Данилов.
Вятское - богатое торговое село, где во второй половине XIX – начале XX вв. проводились знаменитые еженедельные базары. На базары жители села Вятское и крестьяне окрестных деревень привозили в большом количестве огурцы, капусту, а также лён, рожь, картофель, кроме этого торговали корьём, холстом, деревянной посудой, гончарными и плетёными из ивы изделиями. В селе Вятское и близлежащих деревнях разводили племенной и молочный скот ежегодно до 2 тыс. голов.
Но особенно славилось с. Вятское и прилежащие деревни промышленным огородничеством. Развитию его во многом способствовали переселенцы из огородных районов Ростовского уезда. По приблизительным расчётам на 1920-е годы число лиц занимающихся огуречным промыслом составляло 600-700 человек на площади около 150 десятин, ежегодный сбор знаменитого Вятского овоща доходил до 30 млн. штук огурцов. До 1914 г. культура огурцов с каждым годом расширялась, затем сократилась, а в годы НЭПа снова процветала. Развит этот промысел и в настоящее время. Сбыт огурцов, обычно в сыром виде, производили на местных базарах, но большую часть вывозили в столицы, Ярославль, Кострому, Вологду, Архангельск и другие северные города. В солёном виде огурцы сбывали в незначительном количестве. Были случаи отправки солёных огурцов за границу, например, в Швецию в 1610 г. По воспоминаниям старожилов д.Кадниково Бородиных один из скупщиков огурцов, уроженец г. Вологды Рюмин получил золотую медаль за отличное качество солёных огурцов 25-летней давности. Огуречным промыслом занимались обычно женщины.
Мужское население с.Вятского на летний период уходило на заработки в столицы особенно в Петербург. Традиционными были строительные специальности, характерные для Даниловского уезда: печники, кровельщики. Ремесло передавалось по наследству. Так мужчины семьи Ширкиных были печниками, также как и мужчины семьи Солодовниковых, а представители семейства Давыдовых (уроженцы д. Нестерково, близь с.Вятского) - кровельщики, также как Голодухин, родственник Ширкиных, проживавший постоянно в Любани, затем в Петербурге, Постниковы. Обучались мастерству в артелях в Петербурге, уходя ещё мальчиками, лет с 11-14. Артели обычно создавались своими односельчанами, которые нередко выступали подрядчиками и по имущественному положению были людьми нередко зажиточными, имеющими свои дома. Подрядчиком был Давыдов Михаил Ильич из д. Нестерково, Солодовников из с.Вятское, Терентьев. В с. Вятское сохранились дома подрядчиков Крапивина, Сорокина.
С этим селом связана одна из страниц революционного движения Ярославской губернии 70-х годов XIX в., движения народников. С 1872 по 1874 гг. с. Потапово, близ с. Вятское, имение народника А.И. Иванчина-Писарева становится центром пропаганды среди крестьян в Поволжье. Здесь была открыта школа для обучения крестьянских детей, а затем, осенью 1873 г. артельная столярная мастерская, в которой велась революционная пропаганда. Беседы проводили А.И. Иванчин-Писарев, земский врач с. Вятское И.И. Добровольский, акушерка с. Вятское Потоцкая, а также приезжавшие члены московского народнического кружка О.Г. Алексеева, Д.Л. Клеменц, Н.А. Саблин, И.К. Львов, И.Ф. Селиванов и Н.А. Морозов, впоследствии один из членов исполнительного комитета партии "Народная воля".
Наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда Ярославской губернии, по данным "Епархиальных ведомостей за 1885 год, проживало в Вятской волости. И, думается, неслучайно: притесняемые властями старообрядцы нашли здесь удобное место для жительства, глинистые, вязкие почвы, а зачастую и болотистые - все это делало село Вятское и его окрестности труднодоступными. Центрами религиозной жизни старообрядцев были молитвенные дома, молельни. Преследовались старообрядцы за малейшее проявление своей религиозности и церковности: молитвенные дома запечатывались, книги и иконы отбирались. Трагедией для старообрядцев было непризнание их браков. Даже такие радостные события в жизни человека, как свадьба и крещение ребенка, заканчивались для старообрядцев уголовными делами. 17 апреля 1905 года, в первый день святой Пасхи, вышел указ о веротерпимости, ликовала вся старообрядческая Россия, а 17 октября 1906 года последовал указ о порядке образования и действия старообрядческих общин. "Общине законом было предоставлено не только как право, но и как обязанность ведение всех актов гражданского состояния своих членов (метрики рождений, бракосочетаний и смертей)". После манифеста о веротерпимости количество старообрядцев в Вятской волости увеличилось почти вдвое.
В 1905 году старообрядцы, держащиеся белокриницкого священства, обратились в Ярославское губернское правление с просьбой о разрешении постройки молитвенного дома в деревне Елохино, а в1907 году о разрешении постройки звонницы. В 1908 году стараниями священника отца Василия Витушкина был построен каменный храм, учреждена старообрядческая община, устроена богадельня, призревающая до 10 старушек, открыта старообрядческая школа, в которой обучалось до 20 ребятишек.
Вскоре на освященном соборе в Москве постановили: считать Успенско - Никольский храм в Елохино кафедральным собором Ярославско - Костромской епархии. В апреле 1908 года в родной елохинский приход были возвращены мощи владыки Иринарха (Ивана Игнатьевича Лапшина).
В настоящее время на территории Вятского сельской администрации живут старообрядцы, держащиеся белокриницкого священства. Не зарастает дорога к елохинскому храму Успения Пресвятыя Богородицы. Приход переживает свое второе рождение, и торят тропинки к храму из окрестных деревень и более отдаленных мест потомки старообрядцев, строивших храм. Не гаснет лампада веры, старообрядцы сохраняют древле - православные традиции, культуру Древней Руси
Немало высказано соображений по поводу того, какое из ярославских сел стало прообразом села Кузьминское, живописно изображенного Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Некрасовские определения очень напоминают ярославское село Вятское, которое поэт хорошо знал, часто охотился в его окрестностях.
Кузьминское богатое,
А пуще того грязное
Торговое село.
По косогору тянется,
Потом в овраг спускается,
А там опять на горочку -
Как грязи тут не быть?
Именно таков рельеф местности, на которой расположилось село Вятское. Одна из версий названия села: Вятское - вязкое. Действительно, село находится на глинистых, вязких почвах.
Две церкви в нем старинные,
Одна старообрядская,
Другая православная…
В центре села Вятское есть две церкви - Воскресенская, построенная в 1750 году на средства прихожан, и Успенская, построенная в 1780 году "тщанием купца Григория Кубанина", стоят они на высоких берегах реки Ухтомки, но обе они новообрядские, православные. И все-таки думается, что здесь нет поэтической вольности: слово церковь многозначное, оно обозначает не только здание для богослужения, но и организацию, ведающую религиозной жизнью, общину. В 20 саженях от Воскресенской церкви на улице Урлов посад находился "молитвенный дом старообрядцев - беспоповцев, в котором молящихся собиралось человек по 100".
Встреченный на дороге священник признается странникам:
В моем приходе числится
Живущих а православии
Две трети прихожан.
А есть такие волости,
Где сплошь одни раскольники.
Одним только словом "числится" Некрасов намекает, что приведенная священником цифра не вполне отражает истинное положение вещей. Распространенными стали ситуации, когда раскольники, стараясь избежать репрессий откупались от местных священников, чтобы те "числили" их православными и не мешали жить по собственным заветам. Упоминает Некрасов в поэме и окрестности села Вятское. Километрах в трех от него находится деревушка Клин. В Клину услышали странники рассказ Матрены Тимофеевны о своей доле.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что с фотографической точностью изобразил Некрасов в своей поэме реально существующее село Ярославской губернии Вятское, дав ему вымышленное название Кузьминское, обратим внимание на то, что оба названия оканчиваются на - ское. Кстати сказать, в километрах восьми от Вятского по Давыдковской (Толбухинской) дороге находится деревня Кузьминское.
Каких только определений не заслужило Вятское! Его называют и заповедником сельского каменного зодчества ХVIII–ХIХ веков, и музеем под открытым небом, восторгаются его архитектурной цельностью... Похоже, скоро все эти определения будут звучать в прошедшем времени. И если есть возможность, побывайте там, ведь, оказывается, так многое из привычного уже прошлое — и прошлое невозвратное. Этой участи не избегает и Вятское, уже есть утраты, уже есть пустоты: то в один год не досчитывается оно дома, то в другой — двух... Но удивительная его цельность ещё есть, ещё чувствуется.
Текст подготовлен с использованием материалов сайта http://vyatskoe.yar.ru/

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

эгоистка (04.05.2021 15:44:22)
Провели несколько дней в селе на майские праздники.
Прошли по точкам. До последнего думали , что ошиблись с подсчетом , когда увели расстояние до старообрядческой церкви ... дошли пешком.
Ель значительно подросла ... с дороги видна
Andriss (10.06.2018 00:58:06)
Очень интересная прогулка по Вятскому получилась! Село очень ухоженное, красивое и, в определенной мере, необычное для российской глубинки.
Пока шел к месту закладки, до последнего был уверен, что что-то неверно подсчитал, т.к. не мог поверить, что среди этих лиственных зарослей есть сосна. А она есть! Вот только за 12 лет приметной быть перестала - лиственные соседи выросли выше ее. Ништяками не менялся.
хрущёв (09.10.2016 22:24:45)
ветиринар (16.06.2013 23:23:50)
Ёж и Ко (12.05.2013 17:01:04)
bu (26.04.2011 14:19:13)
Stoun (08.09.2010 23:26:40)
SeLaNik (06.09.2010 18:23:27)
SergeiVL (13.09.2009 23:13:03)
dviz (13.09.2009 02:14:39)
ЖЖ и Chuma (13.05.2008 14:44:53)
ALLISA-76 (07.04.2008 15:13:49)
Сундук и Панда (25.07.2007 23:46:00)
Chudachok (23.04.2007 18:58:59)
Mac (20.12.2006 12:59:10)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.