Балаковская художественная галерея – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева
Филиал Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева в Балаково, первый по времени создания, распахнул свои двери для посетителей 3 июня 1977 года. Собранная в течение жизни профессором Императорской Академии художеств А.П. Боголюбовым художественная коллекция, не распылённая по наследникам и аукционам и не растворившаяся в огромных фондах столичных музеев, дала основу для собрания первого в России общедоступного музея в Саратове. Открытием филиала продолжилась демократическая идея основателя Радищевского музея, ратовавшего за художественное просвещение жителей городов, отдалённых от крупных культурных центров России и Европы. Подлинные, порой уникальные произведения искусства стали доступны не только саратовцам, но и жителям Балаково, дав им реальную возможность расширения культурного кругозора и художественного образования. Город Балаково был выбран не случайно. Большую часть своей истории село, ос-нованное в ХVIII веке старообрядцами, жило спокойной размеренной жизнью провинции. Оно шумело хлебной пристанью, по своему обороту одной из крупных на Волге, торговало рыбой, как многие другие волжские города и сёла. Появление двух механических заводов в начале ХХ века не сильно изменило ритм его жизни. Разве что поменялся статус – в 1911 году удельное село Балаково стало городом.
Кардинальные изменения произошли в советские годы, когда город изменился как по мановению волшебной палочки. Его население за короткий срок выросло почти в десять раз. Теперь в Балаково несколько крупных промышленных химических предприятий, а так же Саратовская ГЭС и Балаковская АЭС. Недаром гостей города встречает большая надпись на въезде – город химиков, энергетиков и строителей. И раньше в Балаково, расположенном по берегам озёр Линёво и Травное, рек Волги и Балаковки. было много воды, а теперь здесь разлилось волжское водохранилище, город пересекают каналы, по воде шагают большими ступенями шлюзы.
По уровню развития промышленности и численности населения он стал вторым в области после Саратова. Естественно изменились и потребности города. Желание сотрудников Радищевского музея познакомить зрителей с его богатейшей коллекцией счастливо соединилось с инициативой местной общественности. В центре этого движения стоял самодеятельный художник Николай Сергеевич Шаруев, преподаватель студии районного Дома культуры, много сделавший для появления в родном Балаково художественной галереи, филиала Радищевского музея.
На одной из тихих улочек старого города в стенах старого одноэтажного здания в стиле модерн находится Балаковская художественная галерея. Гостей музея у входа встречает белый памятник с характерным гордым профилем – скульптурное изображение писателя и просветителя ХVIII века А.Н. Радищева, именем которого по желанию его внука был назван первый общедоступный музей в российской глубинке.
Первая экспозиция нового филиала, основываясь на богатом фонде художественных произведений искусства Радищевского музея, включала около 100 живописных и скульптурных произведений отечественных художников начиная с ХVIII по ХХ век. Среди них картины «Кружевница» В.А. Тропинина, «Гитарист» В.Е. Маковского, прекрасные пейзажи А.П. Боголюбова, «Генисаретское озеро» В.Д. Поленова, историческое полотно «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков» С.Д. Милорадовича, а также «Портрет А.Б. Шимановского» И.И. Машкова и «Спускается иней» И.Э. Грабаря, «Натюрморт с яблоками» П.В. Кузнецова, «Ветреный день» Н.М. Ромадина, «Огород. Утро» И.Н. Щеглова, «Работница Красного Сормова» П.И. Котова и другие.
За долгие годы существования филиала экспозиция постоянно менялась. Сегодняшний балаковский зритель может видеть прекрасные произведения художников конца ХVIII-XIX веков, подтверждающие традиционное представление о классическом музее с его неизменным, проверенным временем и зрительским интересом «джентльменским» набором произведений искусства старых мастеров. В витринах красуется изящный фарфор известных заводов Европы, благородно поблёскивает позолота старых рам, торжественный вид залам придают официальные портреты царствующих особ. С потемневших холстов смотрят вальяжные и хитроумные вельможи времён царствования императрицы Екатерины II (портреты гофмейстера И.П.Елагина и президента Академии художеств И.И.Бецкого), строгим взглядом вас осматривает министр народного просвещения адмирал А.С. Шишков, автор ярких воззваний к народу времён войны с Наполеоном. О тихой и благополучной жизни русских дворянских семейств напоминают просто и безыскусно написанные портреты неизвестной супружеской пары, милых детей со своими домашними любимцами или за рукоделием. Аристократический лоск залам придают большие парадные портреты изящных дам в пышных туалетах на фоне парковых пейзажей кисти модных иностранных живописцев (Ю. Шольц «Женский портрет», Христина Робертсон «Портрет О.И. Орловой-Давыдовой»). В залах искусства второй половины ХIХ века блеск эполет и драгоценностей сменяется более скромными одеждами среднего и низшего сословия. Картины этого времени, обращённые к повседневной жизни обычного человека, представлены большим разнооб-разием жанров и сюжетов. Один из лучших типизированных крестьянских портретов му-зейной коллекции «Странник» неизвестного художника, идиллическая сценка из жизни украинских крестьян в работе И.И. Соколова «Попались», казачья вольница в картине передвижника К.А. Савицкого «Тёмные люди», «Солдатский привал» времён русско-турецкой войны П.О. Ковалевского – лишь то немногое, что показано на экспозиции и позволяет современному зрителю окунуться в атмосферу далёкого прошлого. Прочувствованные картины природы представлены панорамными пейзажами Н.Н. Дубовского, М.И. Доливо-Добровольского, А.И. Мещерского и камерными работами А.П. Боголюбова, изображающими повседневную жизнь прибрежных городов Европы, а также эпизоды морских сражений русского флота. Высокий уровень произведений постоянной экспозиции Балаковского филиала под-держан активной выставочной деятельностью. Первые выставки были посвящены творчеству прекрасных мастеров гравюры А.В. Скворцова и М.И. Полякова. Потом последовали выставки ленинградского художника Б.Н. Ермолаева, саратовского «парижанина» Н.М. Гущина. Благодаря выставке, прошедшей в 1984 году, можно было познакомиться с картинами-миниатюрами А.П. Боголюбова. Не раз стены музея украшали прекрасные образцы западноевропейской живописи ХVIII-ХIХ веков. Частыми гостями в Балаково были живописные работы современных саратовских худож-ников, таких как Б.И. Давыдов, Р.Л. Лавриненко, В.О.Фомичёва, а также местных мастеров живописи - М.Я. Пономарева, Ю.А. Быкова, С.Г. Зюкова, А.Н. Придворова и многих других.
Балаковскому филиалу присуща особая теплота музейной атмосферы. Его просторные залы не подавляют большими пространствами, они столь же торжественны, сколь и уютны. Вокруг галереи сложился свой круг людей, - художников, поэтов, музыкантов. За долгие годы существования филиала кроме обычных форм работы с посетителями сформировались свои собственные традиции. Горожане знают, что в музее по-особенному отмечаются календарные и народные праздники. Всегда желанные гости музея – это дети. Здесь они не только смотрят на произведения искусства и учатся рисовать, главное – находят искреннее внимание к их способностям и талантам. Особая забота музейных сотрудников – работа с социально незащищёнными категориями граждан. В музее они находят понимание и по-новому открывают для себя мир.
Здесь царит настоящая провинциальность, но не в смысле узости интересов, а выраженная в особой камерности музейной атмосферы, её задушевности, которая помогает погрузиться в мир искусства и красоты легко и непринуждённо.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: