Если посмотреть на современный атлас мурманской области, то до сих пор можно обнаружить грунтовую дорогу, идущую по берегу Умбозера с севера на юг между поселком Октябрьский и городом Ревда. Дорога идет вдоль полотна железной дороги и, казалось бы, такой тандем дает надежду пройти на машине этим путем. Но, увы, дорога для обычного транспорта не проходима. Эти 70 километров можно одолеть только на внедорожнике. Не зря эта трасса у Мурманских джиперов носит название «1000 ручьев».
И название дано не зря. Вся дорога практически на половине своей дистанции проходит по узкой полоске земли зажатой между Умбозером и Ловозерскими тундрами. Чистейшие горные ручьи пересекают дорогу буквально каждые сто метров. Нет, они не глубокие. Никакой шноркель не нужен. Не нужна и подготовка автомобиля. Но их количество – вот уж воистину 1000 ручьев. Мостов давно нет, а те, что сохранились - в плачевном состоянии.
В некоторых местах грунтовка выходит на полотно железной дороги и идет практически по шпалам. Пару слов об истории этой «железки». Этот 100 километровый участок, соединяющий станцию Титан Мурманской ЖД с поселком Ревда, есть не что иное, как единственная действующая часть печально знаменитой «стройки № 509». Гигантский проект по строительству железнодорожной магистрали до незамерзающего порта Иоканьга через весь Кольский полуостров, возложили, как водится, на заключенных. Ударная работа, и к 1953 году дорога была построена до 100 километра. Со смертью «самого» стройка была остановлена, и в тундре остался рукотворный памятник тысячи жизням, загубленным на этой бесполезной стройке. И лишь один участок успел дойти до логического завершения. А именно, та самая ветка до Ревды. Поселок Ревда возник на пустом месте в те же годы, а виной всему строящийся теми же трудовыми ресурсами Ловозерский горно-обогатительный комбинат (ГОК). В окрестностях Ревды до сих пор можно найти хорошо сохранившиеся развалины сталинского лагеря (N 67°55.099 E 34°33.010).
По непроверенной информации ветка до Ревды строилась без соблюдения стандартов, в ускоренном темпе и планировалась только лишь для завоза многотонного оборудования для запуска ГОКа. Использовать ее для вывоза продукции, а уж тем более для пассажирского движения, не планировалось. Но как это часто бывает, жизнь внесла свои коррективы, и в последующие годы ветка активно использовалась и гражданскими поездами. Не претендую на точность, потому всю новую информацию по ветке готов своевременно здесь выкладывать.
В «веселые девяностые» ветка окончательно перестала обслуживаться. Именно тогда дорога ОФИЦИАЛЬНО была закрыта для движения поездов. Т.е., их как бы и нет, но на самом деле движение не останавливалось. Насыпь постепенно размывалась теми самыми тысячью ручьями. Перевозки по дороге становились действительно экстремальным занятием. Часто происходили аварии, тепловозы сходили с рельсов, с насыпи падали вагоны. До сих пор в точке (N 67°47.720 E 34°22.816) на боку лежит то, что раньше было маневровым тепловозом. По рассказу очевидца, состав 4 года назад сошел с рельс и наклонился, попытка его вытащить краном успехом не увенчалась, и его просто скинули на бок с насыпи. Так он и лежит там, уже изрядно порезанный металлистами.
Ветка на всем протяжении однопутная и лишь в некоторых местах сделаны километровой длины разъезды по параллельной ветке. Одно из таких уширений в точке (N 67°42.344 E 34°31.871). С восточной колеи рельсы и шпалы давно сняты. Это еще одно из свидетельств умирания ветки. Движение столь неинтенсивное, что разъезды не нужны в принципе.
Вернемся к автомобильной дороге. За весь путь практически ни разу дорога не выходит на берег Умбозера. Больше того, озера и не видно. Лишь в одном месте дорога поднимается чуть повыше, и в этой части открываются отличные виды на Умбозеро и Хибины. Именно там и заложен контейнер (координаты в заголовке). После того как Ловозерье поворачивает свои склоны на восток и отходит от Умбозера, дорога перестает в таком количестве пересекать ручьи. Этот участок без преувеличения проходится на любом транспорте. Если ехать прямо, то непременно приедешь в населенный пункт Пунча, который ныне представляет собой нечто вроде рыболовецкого дачного поселка.
А вот дальше ехать по дороге абсолютно бессмысленно (только не для джиперов-экстремалов). Мост через Кицу несколько лет назад активно горел, говорят даже сажали кого-то за поджог. Но, увы, восстанавливать его никто не стал. Поэтому там сейчас достаточно сложный брод. Но Кицу можно объехать немного восточнее по лесовозным дорожкам отличной сохранности. Несколько участков вообще похожи на ралийные допы. Зато есть возможность разбить лагерь в живописном месте около огромной деревянной триангуляционной вышки (N 67°40.654 E 34°45.740). Этот объезд выходит на ту самую стройку 509 в районе 72 километра, и как раз проходит мимо нашего одноименного тайника.
Зимой эта дорога вообще не обслуживается, и проехать по ней нельзя даже на подготовленной технике.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: