Высокая колокольня из красного кирпича, чей купол возвышается над прижавшимися к ней со всех сторон жилыми домами, – последнее воспоминание о некогда славном и широко известном Казанском Головинском женском монастыре. Селение Головино известно с XV века. Оно получило название по имени своего владельца Ивана Ховрина, который как умелый строитель получил прозвище Голова. История монастыря началась несколько веков спустя. Со второй половины XIX века сельцом владели потомственный дворянин Михаил Иванович Головин и его супруга Варвара Ильинична. Хозяйка Головина была очень набожна и религиозна, любила принимать странников и юродивых. В имение Головиных пришел и странник старец Николай (в миру Иродион Иванович Гулин). Не имея детей, еще при жизни жены с ее согласия он принял монашество и был пострижен в схимонахи. Он поселился с позволения хозяев в хижине в парке и через некоторое время приобрел всеобщее уважение. В 1862 году двумя девицами из Рязани в Головино была привезена Казанская икона Божией Матери, написанная специально для схимонаха Николая академиком живописи Михаилом Николаевичем Васильевым. Старец предсказал, что в скором времени здесь будет основан Казанский монастырь. Одна из рязанских паломниц и стала первой настоятельницей новой обители. В конце 1870-х годов богатый купец Николай Игнатьевич Сидоров приобрел часть земли В.И. Головиной и построил на ней богадельню на 20 человек. В 1880 году он выкупил у дочери помещицы оставшуюся часть земли и стал ходатайствовать об учреждении в сельце Головине Казанской женской общины, которая и была учреждена Святейшим Синодом в 1881 году с условием не испрашивать пособий из государственной казны. На следующий год возводится деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, в трехъярусном иконостасе которого слева от Царских врат была установлена Казанская икона Богородицы, принадлежавшая старцу Николаю. В 1885–87 годах на средства вологодского купца Николая Никитича Киселева в память о его покойной супруге, погребенной на кладбище при общине, возведен пятиглавый каменный Свято-Троицкий храм с приделами в честь Черниговской иконы Божией Матери и Марии Магдалины. В 1893 году в обители был освящен новый больничный корпус с церковью во имя мученицы Акилины, средства на постройку которого пожертвовала известная московская благотворительница купчиха Акилина Алексеевна Смирнова (в монашестве Рафаила), не дожившая до окончательной отделки корпуса. Среди прочих монастырских зданий выделялись двухэтажные каменный трапезный корпус и полукаменный настоятельский. Другие хозяйственные и жилые постройки обители были в большинстве своем одноэтажными и деревянными. В 1901 году освящено новое здание церковно-приходской школы, а в 1906 году завершилось возведение новой каменной ограды со Святыми вратами. К 1910 году пришла в ветхость построенная в 1882 году деревянная колокольня, которую в ознаменование 25-летия обители было решено заменить на новую, спроектированную архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Она была заложена в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери 8/21 июля 1911 года и завершена к 1913 году. До последних предреволюционных лет монастырь богател, обстраивался. В обители процветали различные рукоделия, так, например, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году за золотошвейную работу с жемчугом монастырь получил «Большой приз». После 1917 года, чтобы сохранить монастырь, сестры, подобно тому, как это делалось в других обителях, создали сельскохозяйственную артель, но уже в 1923 году она была ликвидирована, а в 1929 закрыли и сам монастырь. Здания его были переданы под жилье рабочим ткацкой фабрики имени Петра Алексеева. Последний храм был закрыт в 1931 году. Чтимую Казанскую икону Божией Матери перенесли в храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» Аксиньине. Последние монастырские строения и остатки кладбища были ликвидированы в 1970 году. Теперь здесь стоят пяти- и семиэтажные жилые дома и психиатрический диспансер.
Возникает вопрос: Почему, зачем?!
В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Всё имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлено народным достоянием. Здания, ранее принадлежащие церкви стали использоваться под дома культуры, музеи, склады, зернохранилища и жилые дома, как это произошло со зданиями Головинского монастыря. Бывало, что храмы разбирали на кирпичи для строительства других зданий или просто сносили, не задумываясь об архитектурной и исторической ценности, а на их месте сооружали новые постройки. По сути, храмы были символами старого порядка, который замещался новой идеей равенства и материализма. Несмотря на очередную смену власти в 1991 году Россия остается светским государством, но снова идёт активное проникновения церкви во все сферы общественной жизни. Вновь предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования "материалистическое видение мира", подменить знания, накопленные наукой, верой. Я считаю, что государство должно быть отделено от церкви, но обязано заботится о сохранении архитектурных памятников, исторического и культурного наследия. Недопустимо разрушать историческое наследие, доставшиеся нам из глубины веков в угоду конъектуре и финансовой выгоды, как это происходит сейчас.
Здание колокольни, ныне охраняется государством как памятник архитектуры. В 1992 году оно было приписано к приходу иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино. В колокольне была обустроена часовня, освященная в августе 1997 года. К сожалению, близлежащие постройки не позволяют возвести на месте разрушенного Казанского монастыря храм. Вскоре после освящения к колокольне-часовне был пристроен алтарь, но по протесту местных жителей его пришлось разобрать. Стараниями прихожан Колокольни в 2012 году были приобретены и установлены новые колокола. На Колокольне по субботам духовенством Аксиньинского храма служатся молебны, панихиды, читается Акафист Казанской иконе Божией Матери. Престарелые верующие жители окрестных домов, не имеющие физической возможности добраться до ближайшего храма, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин.
Порой при прокладке очередного кабеля или трубы под слоем грунта находят фундаменты храмов и церковных построек. Говорят, что закрытие монастыря и дальнейший его ренессанс предсказывал схимонах Николай. Жилые дома, построенные на месте монастыря, не вечны. Есть надежда, что при очередной планировке района, историческое место для возрождения обители вернут верующим, а пока возвышается одинокая Головинская колокольня как памятник былого благочестия и напоминание о годах богоборчества, «словно поминальная свеча по погибшему монастырю».
Использована информация с сайта храма «Знаменье» в Аниськино, к которому приписана колокольня: http://aksinino-hram.ru/?page_id=22 Фотографии: http://pastvu.com Дополнительную информацию можно получить из группы ВК по ссылке: https://vk.com/club90741828
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: