Вспоминая об архитекторах дореволюционного периода, принимавших активное участие в формировании архитектурного облика Южного берега Крыма (Н.Краснов, И.Монигетти, З.Перемиловский и др.), нельзя обойти молчанием творчество Ираклия Георгиевича Татиева - талантливого советского архитектора, отдавшего более четверти века восстановлению и застройке бывшей всесоюзной здравницы.
Редким счастливцам удается почувствовать и правильно выбрать профессию с первого раза: нет рубежа, чтобы отделить юность от зрелости. Вопрос "кем быть" человек решает в той поре, когда и себя еще толком знать не может. Поняв ошибку, спешит переучиться, чтобы не быть рутинно втянутым в профессию, которую выбрал не сердцем и не головою. Но есть избранники судьбы, которым интересно все! Таким, без сомнения, был Ираклий Георгиевич Татиев, веселый, общительный, разнообразно одаренный человек.
Родился Ираклий Георгиевич Татиев в Одессе 16 мая1917 г. в семье мирового судьи. В двухлетнем возрасте лишился матери и воспитывался тёткой, сестрой матери, с которой в 1928 году переехал в Ялту. Прилежный ученик успешно закончил Ялтинскую школу №6, расположенную на улице Боткинской. Литературу там преподавал знаменитый учитель Михаил Осипович Выгон, на чьи лекции со всего Крыма съезжались учителя и любители литературы. Ираклий много читал, играл на пианино, сочинял стихи, песни, музыкальные пьесы. Кроме того, с детства увлекался шахматами и любил математику.
В 1939 году на прослушивании в Московской консерватории абитуриент получил высокую оценку, но поступил в МГУ, на факультет математики (а пианисткой, учительницей музыки, станет его дочь Людмила). Однако на этом поиск не прекратился, и проучившись некоторое время, Татиев после успешной сдачи экзаменов по рисунку и черчению переводится в другое учебное заведение – Московский архитектурный институт. Тут его застала начавшаяся в 1941 году Отечественная война. Когда институт эвакуировался в Ташкент, Ираклий Георгиевич оставался некоторое время в группе охраны зданий института, за что был награждён медалью «За оборону Москвы», которой очень гордился, так как по состоянию здоровья на фронт не попал. В грозные годы войны студент-архитектор Татиев, как и многие москвичи, принимает участие в ополчении. Будущие зодчие, как могли, помогали столице: патрулировали, тушили вражеские бомбы-зажигалки…
За годы учебы в Москве Татиев прошел не только военную службу, но и хорошую творческую подготовку, обучаясь у таких прославленных мастеров архитектуры, как Г.А.Захаров, П.П.Ревякин, М.О.Барщ и других. После успешной защиты дипломной работы, молодой архитектор вместе с архитектором Ольгой Константиновной Быстровой, ставшей впоследствии его женой и до конца жизни - верным другом и соавтором замыслов, был направлен на работу во Львов, в котором и началась его творческая биография. Молодым архитекторам посчастливилось принимать участие в разработке проекта восстановления центральной части города Львова и его привокзальной площади.
В 1947 году 30-тилетний архитектор возвращается в Ялту, в город своей юности, и начинает работать в проектной организации "КрымНИИПроект" (тогда он назывался Гипроград). Работал много - и в институте, и дома, где центральное место занимал огромный стол и кульман с чертежами. В канун 1957 года, подводя итоги своей творческой работы за десятилетие, Ираклий Георгиевич на страницах «Курортной газеты» напишет: «В канун Нового года каждый подводит итоги…По моим проектам строят дом отдыха ВТО «Актёр» в Нижнем Мисхоре, спальный корпус санатория «Чайка» в Алупке, Дом творчества литфонда Союза писателей в Коктебеле…К концу подходит реконструкция бывшего Шуваловского дворца под санаторий, закончено строительство административного здания на центральной площади в Ялте.»
Им также были построены въезд в Ялту со стороны Симферополя, монумент в честь строителей Счастливенского водохранилища, ресторан «Горка» в Ялте, Дом книги, троллейбусные остановки на трассе Ялта-Симферополь; в соавторстве с Ольгой Константиновной - ресторан "Бригантина", Выставочный зал Союза Художников. Татиев участвовал в создании подвесной канатной дороги на Ай-Петри...
В 50-60-е годы прошлого века Ялта активно залечивала раны, нанесённые Великой Отечественной войной, шло новое строительство. Талантливый архитектор, почётный гражданин города Ираклий Георгиевич Татиев внёс огромный вклад в фундаментальное обновление города.
В застройке центра Ялты запечатлена эволюция архитектуры более чем двадцатилетнего периода. Первой по времени сложился ансамбль площади Ленина, где кроме благоустройства Татиеву принадлежит решение архитектуры основных объёмов: главпочтамта – углового Г-образного здания, начинающего набережную имени Ленина и бывшего горкома КПУ(ныне – здание горисполкома), замыкающего перспективу площади обращенным в сторону моря десятиколонным портиком коринфского ордера, зданием строгим и нарядным. Оба здания решены в традициях классицизма – стиля, которому в то время (1954-1959 гг.) велась навязанная «сверху» борьба с архитектурными излишествами. В условиях, когда под «гильотину» попадали многие портики строящихся зданий и в первую очередь – партийно-советских, для примера, когда в моду вошло выражение: «портик портит архитектуру». На фоне ликвидации портиков ряда строящихся объектов, в этих жестких волюнтаристских условиях Ираклию Георгиевичу удалось отстоять для Ялты в целости и сохранности прекрасный многоколонный портик, без которого архитектура сооружения была бы безнадежно испорчена. Во все времена года площадь Ленина хороша – тихая, уютная, празднично нарядная особенно летом, в море ярких цветов, с прямоугольным голубым бассейном, отражающим небесную лазурь.
Ансамбль второй части городского центра – площади Советской – решен в иных формах архитектуры – постмодерновских, по тем временам (1970-1979 гг.) новаторских. Основная трудность состояла в том, что в едином цельном объёме предстояло создать разностильное здание с двумя выразительными главными фасадами, когда здание расположено на площади, с двухсторонним, а то и четырёхсторонним обозрением, как в случае с центром Ялты. Но и тут есть удачные примеры на Южнобережье. Один из них – Воронцовский дворец в Алупке, где северный фасад решен в формах английской готики, а южный – в мавританском стиле. Такого же высокого уровня сочетание двух стилей – классицизма и постмодерна добился И.Г.Татиев в решении облика комплекса горком-горисполком, сблокированных с разницей сооружения в 20 лет. Причём, каждый их фасадов блестяще «работает» на градостроительные участки: южный, богатый пластикой и тенями – на площадь Ленина; северный, насыщенный графичностью форм и эмблематикой – на площадь Советскую, восточный фасад, ориентированный на реку и главные улицы – Киевскую и Московскую, проложенные по её берегам, акцентирован небольшой башней, удачно расположенной на стыке «старой» архитектуры горкома и более современной – здания горисполкома.
При проектировании площади с доминирующим на ней объёмом кинотеатра «Сатурн», Татиев придал новое звучание торцу Дома торговли, ориентированному на площадь: перенёс сюда главный вход в Дом торговли и совместил с пристроенным к «Сатурну» одноэтажным зданием кафе. Кинотеатр «Сатурн» - заключительный аккорд в ансамбле площади Советской. Его архитектура построена на контрастном сочетании гладких белокаменных плоскостей и широкого витража, затененного выразительным козырьком большого выноса. При планировке площади Советской были сохранены три старых платана Мордвиновского парка, который до 1917 года простирался по обе стороны реки Дерекойки.
Талантливый и трудолюбивый архитектор все свои творческие годы работал в содружестве с художниками, скульпторами и строителями и был окружен друзьями, творческой молодежью и загружен общественной работой городского масштаба. Будучи около 15 лет начальником-руководителем поистине творческой мастерской Ялтинского филиала проектного института «КрымНИИпроект», он имел авторские работы, которые выполнял с особой любовью. При строительстве горной автомагистрали Ялта-Алушта его пригласили принять участие в разработке малых архитектурных форм – транспортных остановок на автомагистрали. При следовании в Ялту со стороны Гурзуфа с правой стороны можно увидеть декоративную стелу – указательный знак «Ялта», расположенный на крутом откосе. Это – одна из последних работ Ираклия Георгиевича. По его авторским проектам построено 17 транспортных остановок, возведенных при строительстве автомагистрали Симферополь-Ялта-Форос.
На всех этапах работы Ираклия Георгиевичанеизменным соавтором и надежным помощником была Ольга Константиновна Быстрова – архитектор, жена, мать его дочери, хранительница домашнего очага, советница, большая скромница, не рвавшаяся на свет из тени супруга, муза-кариатида в жизни и творчестве незаурядного мастера, каким был Ираклий Татиев.
Ираклий Георгиевич является автором целого ряда осуществлённых строительством зданий и сооружений. Но особенно хотелось бы отметить два очень важных для ялтинцев и гостей Южной столицы Крыма проекта, в которых Ираклий Георгиевич Татиев принимал самое активное участие. Большинство приезжающих в Ялту гостей первым делом спешат посетить две её главные достопримечательности – набережную имени Ленина и замок Ласточкино Гнездо, ставший уже не только визитной карточкой самого города, но и всего Крыма. Но мало кто, даже среди ялтинцев, знает незаслуженно забытое имя скоромного труженика, благодаря которому эти поистине жемчужины со временем приобрели такой облик.
Набережная Ялты - излюбленное место прогулок горожан и гостей курорта. Свой современный вид после войны она начала приобретать с 1955 года. Ираклий Георгиевич начал её реставрацию: был укреплён берег, пешеходные зоны заасфальтированы, установлены базальтовые и чугунные ограды, оригинальные фонари. После строительства нижней прогулочной набережной главная улица Ялты приобрела особый колорит и широту. В пик сезона здесь всем стало хватать места. Появилась возможность посидеть на лавочках, спускающихся прямо к морю. Пытались даже установить киноэкран на воде, чтобы, дыша морским воздухом, люди с лавочек могли смотреть кинофильмы. Однако идея не удалась, поскольку морской прибой срывал экран.
Отдавая много творческих сил на улучшение облика курортного побережья, в конце 1960-х годов он вместе с инженером В.Н.Тимофеевым восстанавливает и реставрирует уникальный объект – «Ласточкино гнездо», построенный в 1912 году по проекту архитектора А.В.Шервуда на отвесной скале мыса Ай-Тодор. Жажда романтизма, неутоленная в его добротных городских строениях, запросилась на волю при виде маленького старого замка "Ласточкино гнездо". Шервуд построил его как заказ, он выполнил барскую причуду - и все. Татиеву досталась лишь реставрация, но и в малую работу он вложил это освобожденное чувство. Мастер не просто ремонтировал старое здание. Он как художник вглядывался в этот необыкновенно притягательный, навевающий легенды пейзаж, и по-своему старался оживить замок, без которого мы даже не представляем себе Аврорину скалу. Мысленно он строил "гнездо" и заново вдыхал в него некую новую волну жизни. Ярче всего это проявилось в изысканном украшении замка - новых, оригинальной формы шпилях...
Ялте повезло, что к её сердцу приложил руку талантливый мастер Ираклий Татиев. Ещё больше повезло мастеру, получившему для своего архитектурного творчества лучший «кусок» курортной столицы: далеко не каждому выпадает такое редкое счастье. Он любил Крым, Ялту и наедине с ними говорил стихами. Не однажды встречался с писателем К.Паустовским, который подарил ему книгу рассказов о Крыме в знак признательности зодчему, построившему Дом творчества Литфонда, в котором любил отдыхать писатель.
За свой личный вклад в годы войны он был награждён медалью «За оборону Москвы». 20-тилетний творческий труд зодчего на курортном побережье в честь его 50-тилетия был отмечен высокой государственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени. Ему было присвоено звание Почётного гражданина Ялты. При его жизни о нём писали мало, но говорили много, уважали его скромность, ценили за трудолюбие и отзывчивость, принципиальность, за редкую воспитанность и многогранность таланта.
Как человек с разносторонними интересами, он знал и любил музыку, написал (для себя) несколько музыкальных произведений, сочинил песню о Ялте, мечтал, чтобы часы на башне горисполкома были с боем и музыкальным сопровождением боя, написал мелодию для этих часов и, настойчивый, пробивной, не жалевший времени и сил ради красоты горячо любимой Ялты безусловно добился бы реализации мечты. Но 11 мая 1974 года его жизнь оборвалась…
Много еще успел бы архитектор Татиев, да природа, щедрая на интеллект и разнообразие талантов, не подарила этому человеку долголетия. Глядим на Аврорину скалу - и вспоминаем. Вот они, шесть шпилей знаменитого не весь мир замка. Растут в небо, словно малые памятники архитектору, который до конца жизни украшал свой город, упрямо стремясь к совершенству.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: