В День города Москвы – 10 сентября 2016 года было запущено движение по Московскому центральному кольцу (МЦК). Что такое МЦК? Это столичный вид наземного пассажирского транспорта, который представляет собой внутригородской скоростной электропоезд, курсирующий по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД. Перевозки проводятся на договорной основе с главным заказчиком проекта – Московским метрополитеном. На указателях и схемах в метро МЦК даже обозначено цифрой 14, как 14-я линия метро. Новое кольцо, опоясывающее Москву, имеет протяженность 54 км. На нём 31 станция, с которых можно пересесть на метро или пригородные электрички. Я уже вволю покаталась по кольцу. Очень удобно! Очень быстро, мягко и бесшумно! И очень комфортабельно!
По МЦК ходят симпатичные красно-серые скоростные электропоезда «Ласточки» компании Siemens AG. Помните, мы их впервые закупили для Олимпиады-2014 в Сочи? Но только эти немного переоборудованы и намного удобнее для пассажиров – все кресла расположены друг за другом, появились откидные столики, как в самолёте. Поезда состоят из 5 вагонов, но если потребуется, то их можно и нарастить – до 10 вагонов. Ходят они с интервалом от 6 до 15 минут, в них есть системы кондиционирования воздуха, Wi-Fi, розетки для подзарядки гаджетов, биотуалеты, электронные табло, на которых на русском и английском языках отображается название следующей станции, время, температура и скорость движения поезда; есть специальные стойки для велосипедов и стеллажи для багажа.
МЦК повторяет контур исторической транспортной магистрали – Московской окружной железной дороги, которая была построена вокруг Москвы по проекту архитектора и инженера П.И. Рашевского в 1903–1908 годах. Вдоль дороги были созданы красивые вокзалы в стиле русского модерна, посты управления, жилые дома для сотрудников и другие объекты инфраструктуры. По МОЖД организовали грузовые и пассажирские перевозки. В книге Н.Н. Останковича «Путеводитель по Московской окружной железной дороге» издания 1912 года читаем: «Московская Окружная железная дорога, являющаяся одним из грандиозных и красивейших сооружений России, огибает Москву на протяжении 50 вер. и проходит по окрестностям Москвы, богатым как историческими памятниками, так и торгово-промышленными сооружениями, причем со многих пунктов дороги открывается прекрасный вид на Москву». Автор путеводителя, служивший во время постройки дороги «заведывающим движением», рекомендовал проехать по МОЖД не только каждому русскому человеку, но и туристу-иностранцу, а особенно «воспитанникам учебных заведений России в смысле ознакомления с прошлым и настоящим Москвы и окрестностей ея». О станции Белокаменной в этом путеводителе можно почитать на стр. 33. Хотя сейчас у нас на дворе 2016-й год, а вместо прекратившей пассажирские перевозки где-то в середине 1930-х годов МОЖД теперь создано и запущено современное МЦК, я бы вслед за Останковичем посоветовала москвичам и гостям столицы обязательно прокатиться по этой железной дороге, на которой на некоторых современных станциях или недалеко от них сохранились исторические здания и строения. Конечно же, очень жаль, что многое так и не было сохранено, а варварски разрушено или само собою погибло без должного ремонта, ухода и заботы, сокрушённое неумолимым временем.
Станция Белокаменная, куда я приглашаю вас, – самая зелёная, самая лесная и самая удивительная в этом отношении станция. Вроде бы и город, а вроде бы и нет! Слева и справа от станции – леса, леса, маленькие речушки и ручейки (например, ближайший к станции Казённый ручей), полянки, болотца, тропы и просеки. Это знаменитый Лосиный остров, где и сейчас можно встретить лосей, да не поодиночке, а целыми семьями. Я встречала, и не один раз! Здесь можно выйти и просто погулять по прекрасному лесопарку, подышать свежим воздухом. А летом можно покататься на велосипедах и самокатах, а зимой – на лыжах. Почти к самой станции с новым подземным переходом подходит Абрамцевская просека. А перпендикулярно ей идёт Бумажная просека. У нас там тайник есть. Вот этот: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=17279. Можно заодно и его взять.
Новая станция МЦК прекрасно оборудована и оформлена – освещение, удобные лавочки, информационные табло, подъёмники для пассажиров с ограниченными возможностями, кассы и билетные автоматы, декоративные деревья в хайтечных кадках. Информация продублирована на английском языке, а на подробной схеме станции в подземном переходе необходимая информация дана даже шрифтом Брайля!
А ещё я советую вам обязательно сойти на станции Белокаменная, чтобы осмотреть сохранившиеся здесь исторические здания МОЖД. Вашего внимания, в первую очередь заслуживает, конечно же, вокзал, как и все вокзалы на старой Окружной, построенный по проекту архитектора А.Н. Померанцева (инженеры С.Д. Корейша, А.Д. Проскуряков). Я помню, что ещё несколько лет назад он был бледно-бирюзового цвета. К открытию МЦК ему вновь вернули его первоначальный цвет – красный с нарядной белой отделкой. Вокзал построен по типовому проекту, точно такие же были созданы на станциях Черкизово и Кожухово. Со временем он был несколько видоизменён, перестроен. Как? А это вы можете увидеть сами, сравнив рисунок и чертеж вокзала начала XX века и фото сегодняшних дней.
Сохранились и два жилых дома для сотрудников Окружной железной дороги. Однако один из них сейчас практически недоступен для осмотра. А всё потому, что он находится за высоченным забором «Банной усадьбы» – бани для VIP персон. Как, почему и кем было разрешено подобное строительство в особо охраняемой зоне природного национального парка – вопрос, который мучает многих друзей и защитников природы. Но факт тот, что попасть на территорию этой бани, чтобы осмотреть историческое здание, практически невозможно. Я попробовала, но охранники меня не пустили. И забор с пуском МЦК стал только ещё выше! Если раньше он был высотой не более 2,5 метров, то сейчас он вырос вдвое! Верхнюю часть этого исторического здания за забором можно увидеть лишь с платформы. А целиком, правда, в перестроенном виде – в фотоальбоме тайника.
Второй бывший жилой дом работников Окружной железной дороги доступен для обзора. Он находится почти сразу за вокзалом, немного наискосок. Это кирпичный двухэтажный дом с декоративными элементами по периметру. Первоначально он был, как и вокзал, красного цвета, а сейчас покрашен в бледно-голубой, почти белый цвет. В этих двух доступных для осмотра исторических зданиях ныне размещается филиал Центральной дирекции управления движением РЖД.
На здании вокзала вы увидите табличку с QR-кодом, на которой написаны фамилии людей, создавших станцию МОЖД Белокаменную. А ещё, что это объект культурного наследия федерального значения. Раньше, насколько я знаю, подчинение было просто московское, городское. Но Приказом Правительства Москвы по Департаменту культурного наследия города № 602 от 29 июля 2016 года охранный статус станции повысили, причислив её к объектам культурного наследия регионального значения. Здесь, правда, некая нестыковка и закавыка – так какого же станция всё же теперь подчинения как историко-культурный объект – регионального или федерального? А ещё в этом Приказе написано, что охране подлежит «комплекс зданий и сооружений станции «Белокаменная», 1903–1908 гг.: Пассажирское здание вокзала; Жилой дом; Жилой дом; Элементы благоустройства перрона (ограждение платформы, два ряда ажурных чугунных столбов)». К сожалению, один дом, как я уже написала выше, недоступен (и как его собираются охранять?), а «ажурных чугунных столбов» я что-то и вовсе не обнаружила.
Другие служебные здания на станции более поздней постройки. Некоторые «одеты» в современный сайдинг.
Кстати, а почему станция получила такое красивое название? Ведь саму Москву так часто называют. Камень тут вроде не добывали, строений из белого камня тоже не наблюдалось. Нашла такое объяснение: название тогдашней станции МОЖД – описательное, так как дорога предназначалась не только для грузовых перевозок, но и для экскурсий. И такое изящное название должно было привлекать экскурсантов.
Около станции практически нет предприятий, в отличие от многих других станций МЦК. Раньше отходили ветки на завод «Красный богатырь» (заброшена и ныне полностью разобрана), к заводу ОАО «Русский продукт». Сейчас, как и раньше, отходит ветка к базе ОАО «Арсенал-59», объекту, который ещё раньше, в конце XIX века, назывался Мыза Раёво и был выкуплен военным ведомством для устройства артиллерийских складов. Те, кто брал тайник «Бумажная просека: сквозь Лосиный остров», знаком с этой железнодорожной веткой. Знакомясь с МЦК и конкретно с Белокаменной, я прошлась немного по ней. Ветка существует, и до входа в лес на ней даже заменили рельсы и шпалы. Но во второй своей половине она стала практически непроходима – сплошные завалы после урагана июля 2016 г.
Кого интересуют заброшки, тот может попутно ознакомиться с подобными объектами на той стороне станции, которая обращена к Лосиному острову. Там руинизированные остатки разной сохранности железнодорожных складов, весовой, котельной, других служебных зданий. На их стенах – многочисленные и очень интересные граффити. А если пройти вдоль МЦК совсем немного в сторону станции Ростокино, то можно увидеть то, что осталось от когда-то довольно известной Сокольнической шерстопрядильной фабрики Московского производственного суконного объединения (ориентир – краснокирпичная труба). Возможно, что всё это скоро снесут. Так что, кому интересно, поспешите!
Станция Белокаменная «засветилась» и в кино. Например, в фильме «Когда деревья были большими» (1961). Здесь, на нашей станции, которая в фильме носит название «Селиваново», происходит встреча главных героев фильма – Наташи со своим отцом, которого играет Юрий Никулин. (https://www.youtube.com/watch?v=s-GZAD8KR04). Эпизод длится не больше четырёх минут, поминутно: с 28:26 по 29:30 и с 30:26 по 32:35. На кадрах можно увидеть, как эта станция выглядела раньше. Здесь же снимался эпизод одного из моих любимых фильмов «Офицеры» – с санитарным поездом на станции. В современном кинопрочтении «Идиота» Ф.М. Достоевского под названием «Даун Хаус» (2001) станция задействована в рассказе генерала Епанчина (Ю. Будрайтис) о своей поездке в глубокой молодости с письмом к жене Ларисе погибшего младшего лейтенанта пограничника Дмитриевича. На этих кадрах хорошо видно здание вокзала, характерная надпись «Белокаменная» и, по-моему, даже те, исчезнувшие впоследствии ажурные столбы (https://www.youtube.com/watch?v=oXKktAGoP6A). В ближайших окрестностях станции на ныне практически заброшенной ветке снимался эпизод кинокомедии «Скорый „Москва – Россия“» (2014) – с законопослушным машинистом дядей Серёжей в исполнении Юрия Стоянова и его молодым помощником Вовой (А. Шибаршин). (https://www.youtube.com/watch?v=7p3dbRuF8xQ). Фрагменты сериала «Диверсант» также снимали в этих местах.
Интересно, но когда я ездила закладывать финалку, то, прогуливаясь ещё раз вокруг станции в сгущающихся сумерках, обнаружила у исторического жилого дома большое скопление машин, микроавтобусов, напичканных киноаппаратурой, осветительными приборами. Поинтересовалась, и точно – снимают мистический фильм, триллер. Даже сказали рабочее название, но, к сожалению, оно как-то быстро вылетело из головы. Снимут – вот тогда посмотрим и узнаем.
Вот какая заслуженная станция! Станция Белокаменная!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: