Богата Москва памятниками, известными и не очень. Однако, есть в длинном ряду московских достопримечательностей одна, которую с полным правом можно записать в разряд "неизвестной земли". Это - Московская Окружная железная дорога (МОЖД). То есть, в связи с запуском «Ласточек» по МЦК о ее существовании теперь знают все, но мало кто может похвастаться знанием каких-либо подробностей. А ведь это - чрезвычайно интересный мир, для большинства современных московских обывателей весьма экзотический. Конечно, так было не всегда, Если открыть путеводитель Н. Н. Останковича по Окружной дороге 1912-го года издания, то можно прочитать следующее: "Московская Окружная железная дорога, являясь одним из грандиозных и красивейших сооружений России, огибает Москву на протяжении 50 верст и проходит по окрестностям Москвы, богатым как историческими памятниками, так и торгово-промышленными вооружениями, причем со многих пунктов дороги открывается прекрасный вид на Москву". Путеводитель этот рекомендовался не только каждому русскому человеку, но и туристу-иностранцу, а также "воспитанникам учебных заведений России в смысле ознакомления с прошлым и настоящим Москвы и окрестностей ее". Московская окружная железная дорога – уникальная транспортная развязка, не имеющая аналогов в мировой практике. Предпосылка её создания стал период промышленного подъема. Московский железнодорожный узел был загружен до предела, очередь из вагонов на разгрузку выстраивалась на несколько верст. Передача транзитных грузов по территории Москвы шла гужевым транспортом и, соответственно, крайне медленно, да и накладно. Для упрощения и удешевления перевозок решено было проложить кольцевую железную дорогу с большой пропускной способностью – двухколейную. Идея создания окружной железной дороги начала витать ещё в далёком 1869 году. Из 13 проектов воплотили в реальность проект инженера П.И. Рашевского лишь в начале XX века. Николай II начертал на титульном листе проекта: «Дорога должна иметь своеобразный первопрестольной столице вид». Для воплощения «образцово-показательного» проекта были задействованы лучшие профессиональные умы России. Технической стороной дела руководил глава мостостроения Н.А. Белелюбский и выдающийся профессор Л.Д. Проскуряков. Архитектурно-художественной стилистикой всех станций, дорожных сооружений, порталов мостов занимался профессор Императорской академии художеств А.Н. Померанцев, автор Верхних торговых рядов (ГУМ). Он выбрал для построек стиль модерн, что было созвучно аналогичным комплексам городских железных дорог в крупных европейских городах – Вене, Берлине, Копенгагене и других. Однако европейская модификация стиля сочеталась с мотивами древнерусской архитектуры. 16 марта 1902 года были начаты работы по сооружению Окружной дороги. Все пересечения с железными и автомобильными дорогами построили двухуровневые. Возвели 72 моста и путепровода. Все четырнадцать станций с прилегающими к ним многочисленными сооружениями и два остановочных пункта построены по единому архитектурному замыслу. Станционные строения различны по характеру форм и деталей, но, не смотря на это, все они объединены в уникальный ансамбль близких по стилю построек. Этому единству способствуют и небольшие по нынешним понятиям размеры построек, их камерность, соизмеримость деталей с общими объемами. Здания облицованы красным отборным кирпичом. Карнизы, пояски и цоколя оштукатурены портландским цементным раствором и выкрашены в белый цвет. Черепица для крыш закупалась в Марселе и Варшаве. Интерьеры служебных и жилых зданий были выполнены с большим вкусом, согревали их голландские и русские печи, изысканная мебель из дуба, часы "электрические и пружинные" были поставлены известной швейцарской фирмой "Павел Буре". Несмотря на типовые проекты многих зданий, каждая станция — это как бы концентрированный архитектурный образ особенностей той местности, где она располагалась. В целом МОЖД не только памятник истории и культуры, но и уникальный архитектурный ансамбль в стиле русского модерна. 19 июля 1907 по дороге прошёл первый поезд. Регулярное пассажирское движение было открыто 20 июля 1908. Один из первых машинистов Окружной дороги вспоминал: «В 1908 году повели мы здесь первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу. Дорога Окружная – опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да еще какие! – Ведешь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается – такое безлюдье кругом». Кольцо связало исторические пригороды Москвы, крупные фабрики и заводы, снизило нагрузку на центральные станции. Дорога предназначалась для грузовых перевозок, а также для перевозки пассажиров, в том числе для экскурсионных поездок вокруг столицы.
Станция "Канатчиково" построена, как и другие сооружения Московской Окружной железной дороги по проекту архитектора А. Померанцева. Со стороны Канатчиковского проезда здание было одноэтажным, со стороны путей - двухэтажным из-за перепада рельефа. В 2008 году станцию отреставрировали. Сохранилась изящная решетка лестничных перил, лепнина потолков, метлахская плитка с рекламой фирмы - производителя в холле первого этажа. Со стороны платформы сохранились небольшие пакгаузы и здания служб, ограждения дорожек и чугунные фонари. Своеобразным памятником являются и "башмаки", выставленные в сквере. (уничтожено "облагораживанием" к открытию МЦК). Самое необычное на этой станции - металлическая табличка над входом "надъ уровнемъ моря 66,30 саж." В первой половине XIX столетия эта территория у реки Чура и Андреевского оврага была владением Бекетовых. В их усадьбе имелся дом, стоявший в центре рощи, оранжереи тропических растений, привезенных из Азии, Африки и Латинской Америки. Память о владельцах имения сохранилась в наименовании пруда Бекет, у современного Загородного шоссе. С середины XIX века имение перешло к промышленнику Канатчикову, устроившему в бывшем жилом усадебном доме Бекетовых текстильную фабрику. В 1868 году оно было куплено городом для строительства скотобойни. Невдалеке, в районе современной площади Ю. Гагарина, были небольшие бойни, в слободке Живодерня. Однако проходило время, минуло 17 лет, а бойни так и не были устроены из-за разногласий в Городской думе. В итоге комплекс Московских городских боен был открыт за Покровской заставой, в Калитниках. На месте купленной городом усадьбы, "Канатчиковой дачи" хотели устроить городской парк, но и этому проекту не суждено было осуществиться. В 1894 году по инициативе Московского городского головы Алексеева на К. даче открылась городская психиатрическая больница, которой в 1904-1906 годах заведовал известный русский психиатр П. Кащенко. В 1903-1908 годах по южной границе современного района прошла Окружная железная дорога. Вблизи Канатчиковой дачи была построена станция Канатчиково. В 1917 году Окружная железная дорога официально стала границей Москвы, и этот обширный район вошел в состав города.
Станцией Канатчиково по праву гордятся - её часто показывают по телевизору, как образец исторического культурного наследия МОЖД. В ближайшем будущем по замыслу властей станция станет экскурсионным объектом.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: