Даже в наше индустриальное время, когда весь земной шар опутала сеть железнодорожных и автомобильных дорог, когда небо расчерчивают воздушные линии, перевозки по воде остаются самым дешевым видом перевозок. Что уж говорить о событиях 300 летней давности, когда сухопутные дороги были считаны единицами. В то далекое время единственно возможным путем развития государственности была морская торговля. И так уж сложилось, что к началу царствования Петра 1 у России был только единственный выход к морю. А именно – Архангельск. Путь к Европе, был связан с переходом по Северным морям, что было опасно и безмерно удлиняло и удорожало торговлю.
Поэтому основной целью России был выход к морям – в Черное и в Балтийское. Именно выход в Балтику и был первопричиной Северной войны. Напомню, на конец 16 века весь финский залив, Карелия и Ладога были под контролем Швеции. Это была могучая морская держава с сильным флотом и огромным хорошо вооруженным войском. Для выхода на Балтику русским просто необходимо было разбить шведскую крепость Нотебург, в прошлом русскую крепость Орешек, которая стояла на острове посреди Невы в устье Ладоги, и, по сути, являлась ключом к Балтике. Но для захвата крепости необходим был флот, которого у Петра на этом театре боевых действий не было вообще. Зато флот был на Белом море. Это сейчас оно соединено с Балтийским печально знаменитым ББК. Поэтому переброска флота через водораздел двух океанов и был основной доминантой этой войны.
Еще в 1700 году, за два года до взятия Орешка, архиепископ Афанасий Важский, занимавший с 1682 по 1702 год Холмогорскую архиепископную кафедру создает топографический трактат «описание трех путей из державы царского Величества из Поморских стран, в землю Шведскую и до столицы их». Опираясь на этот трактак правая рука Петра поручик Михаил Щепотьев и разработал проект «Осударевой дороги», который почти полностью совпал с одним из «путей» Афанасия «от Сумски грака, до Пасезерской волости, и далее да Выгезерского погоста и на Повенецкий посад, итого 170 верст».
Воплощение, даже по нынешним меркам небывалого проекта началось в мае 1702 года с … засекречивания операции. Петр 1, как говорят сейчас, ввел высший гриф секретности для операции. По государству разносится слух, что войско петрово идет в Архангельск для защиты поморского берега от нападений Шведов. И ни слова о балтике. В конце мая в Архангельск завершилась переброска войск. 5 июня в Вавчуге на Северной Двине на воду спущены «два малых фрегата «Святой Дух», на нем Памбурх, другой «Курьер», на нем Вальронт». Их размеры достигали 20 метров в длину и 5 в ширину.
Через три дня 8 июня урядникам Преображенского полка М. Щепотьеву и И. Муханову дан «наказ провести зондирование местности для возможной трассе от Городка к Олонцу» «жилыми ли местами иль лесами пойдет дорога «, «ворзможно ли тою дорогою без росчистки проехать конными с телегами, и не будет ли где на переправах через реки и болота какие остановки за мостами».
По всей видимости, наказ был выполнен моментально, ибо уже к первым числам июля около 5 тысяч мужиков из Кеми, Сумского Посада, Нюхчи … были согнаны к месту работ. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкие и общинники Выговской пустыни. И началась работа по строительству небывалого и дерзкого проекта «Осударевой дороги». Коридор трассы пролегал от Нюхчи до Повенца, проходил в стороне от общитых мест и был азимутным, что привлекло Петра – знатного любителя «першпектив».
Строительство велось с двух направлений навстречу друг другу. Северный участок 94 версты шел от новопостроенной пристани у мыса Вардегоры (ныне Вардия), далее на Нюхчу – старинное поморское село, вдоль Нюхчи до Ветреной горы (по всей видимости отроги Ветреного пояса, сейчас Щепотьева гора), далее гатью до Пулозера, возведение мостов через р. Илеменза (воронья) и Илоза (Сума), мосты через рр. Кукша-Мокса и Нела, рубка просеки до деревни Вожмосалма (ныне затоплена Выгозером, остались одноименные острова). Южный начинался от Повенца, шел строго на север вдоль современного русла ББК, через Волозеро, Маткозеро, Телекино, потом поворачивал на низовья Выга (Петровский ям) – 80 верст.
Дорога строилась не только и не столько для переброски войск, сколько для организации волока двух новоманерных фрегатов. В этом и заключалась изюминка проекта и его загадка (очень рекомендую сходить по ссылке). Ширина просеки и гатей составляла 6,4 метра и была связана с шириной бортов (5 метров), а также с необходимостью ставить в ряд упряжь из 4-6 лошадей.
Для поднятия судов из моря на берег у мыса Вардия была построена пристань. Как именно происходил подъем фрегатов, и был ли сам факт волока, достоверно неизвестно, скорее всего, при помощи традиционной поморской стратегии затаскивание воротом по приливу на гать и дальнейший подъем с помощью лошадей. Так или иначе, поморские крестьяне менее чем за один месяц создали волок. Вырубали просеки, делали подрезку склонов на сельгах, расчищали трассу от камней, готовили гати на болотах, строили мосты. 5 августа Щепотьев сообщает государю «дорога, и пристань, и подводы и суды на Онеге готовы..»
Поднятые на сушу малые фрегаты заключили в клети, приспособления для закрепления киля в вертикальном положении. В них впрягли до 100 лошадей на фрегат, и небывалая операция началась. 16 августа 1702 года армейская группа Петра вступила на Осудареву дорогу и уже 26 августа находилась в Повенце и готовилась к походу через Онего в Свирь, на Ладогу. А 26 сентября появилась уже у стен Нотебурга. И к 11 октября успешно ее овладела. Это была монументальная победа России предопределившая ее экономическое развитие на ближайшее время. Вот так 260 труднейших километров через карельские болота и горы повлияли на весь геополитический расклад в регионе.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: