Между двух самых знаковых православных мест города - Хра́ма в честь Вознесе́ния Госпо́дня (один из старейших храмов города) и Храма-на-Крови́ (один из крупнейших православных храмов России, построенный на месте расстрела последнего российского императора Николая II и его семьи) расположился памятник «Комсомолу Урала», представляющий собой композицию из двух комсомольцев, смело идущих со знаменем в руках в «светлое коммунистическое будущее».
Причем памятник расположен между храмами таким образом, что комсомольцы как будто смело идут из одного храма в другой (из Храма в честь Вознесения Господня в Храм-на-Крови), что выглядит не иначе как исторический и архитектурный курьез. Конечно, никто специально не планировал в городе такого несопоставимого архитектурного и идеологического «микса», такой парадокс создала сама история.
Епархия Екатеринбурга просила у властей перенести памятник в другое место, но администрация не даёт своего согласия на это, считая, что такое расположение является частью истории города.
История этого необычного места.
В дореволюционном Екатеринбурге это место, где сегодня установлен памятник Комсомолу Урала, называлось Вознесенской площадью – в честь храма во имя Вознесения Господня (Вознесенская церковь).
Деревянная церквушка на этом месте стояла ещё с 1770 года, а в 1792 году здесь был заложен первый камень Вознесенской церкви. С момента заложения этого камня деревянную церковь стали называть Старо-Вознесенской. Эта церковь продолжала здесь стоять до 1808 года, потом её разобрали и перевезли в Нижнеисетск.
Новая Вознесенская церковь состоит из двух храмов. Нижний храм (двухэтажный, названный во имя Рождества Богородицы) был достроен и освящён в 1801 году, а верхний (Вознесения Господня) – в 1818-м. А в 1834-м в храме уже началась реконструкция, в ходе которой изменили фасад и надстроили колокольню.
В советское время (с 1926 года) в здании храма сначала расположилась школа, в годы Великой Отечественной войны – хранилище музея, где прятали шедевры из Эрмитажа, а после войны – отдел истории областного краеведческого музея.
Вновь было передано православной церкви это здание в 1990 году, а с февраля 1991 оно снова стало действующим храмом.
Народной мести
Летом 1919 года, когда в Екатеринбурге повторно установилась Советская власть, впервые был поднят вопрос о переименовании города. Муссировались различные варианты названий, большинство из которых были связаны с расстрелом Николая II.
Свердловском Екатеринбург стал лишь в 1924-м, но уже в 1919-м Вознесенская площадь, расположенная напротив дома Ипатьева, где расстреляли императорскую семью, получила название площади Народной мести. А в 1920 году с бывшей Кафедральной площади (площадь 1905 года) сюда перенесли бюст Карла Маркса работы скульптора Степана Эрзи, который, правда, простоял лишь до начала 30-х годов (первые советские памятники из-за низкого качества исполнения были недолговечны).
Но постепенно убийство императора начало утрачивать свою значимость. Открытый в 1927 году в доме Ипатьева Музей революции, где была экспозиция, посвящённая казни, в 1946 году прекратил своё существование.
А в 1956 году состоялся знаменитый доклад Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС. Конечно, никто открыто даже во время «хрущёвской оттепели» не стал бы осуждать расстрел царской семьи, но всё же настало время смены политических ориентиров.
И тогда вспомнили ещё об одной исторической составляющей площади напротив дома Ипатьева – комсомольской.
Комсомольская
В конце 1917 года в бывшем особняке Харитонова-Расторгуева, ставшим Дворцом пионеров состоялся Первый съезд социалистической молодёжи Урала. Собственно комсомольская организация была создана лишь в 1918 году, но на этом съезде уже появился предшественник комсомола – ССРМ (Социалистический Союз рабочей молодёжи). По этому поводу рядом с Дворцом в 1932 году на месте разрушившегося бюста Маркса установили мемориальную экспозицию «15 лет вооружённому Комсомолу». Композиция не отличалась высоким качеством исполнения и продержалась недолго, но сам факт того, что место это имеет отношение к комсомолу, запомнился. И поэтому, когда «хрущёвской оттепелью» было продиктовано решение о переименовании площади Народной мести, этот факт стал определяющим.
Конкурс на возведение монумента выиграли ещё малоизвестные тогда скульптор Пётр Сажин (кстати, в образе комсомольца он изобразил самого себя) и архитектор Геннадий Белянкин. Это был их первый опыт сотрудничества, который перерос в многолетнюю дружбу. Итогом этого творческого союза стал гранитный монумент «Комсомолу Урала», торжественно открытый 10 января 1959 г.
Памятник представляет собой двухфигурную композицию девушки и юноши со знаменем, смело идущих вперед комсомольцев. Постамент состоит из блоков, в основании переходящих в скалу. На фасаде установлены вертикальные элементы из стали. Бронзовые фигуры отлиты на Мытищенском заводе художественного литья, постамент сделан из уральского серого гранита на Сибирском каменном карьере Свердловского городского управления благоустройства. Полосы из нержавеющей стали были изготовлены на заводе Уралмаш. Высота гранитного постамента - 6,5 метров, фигур - 4 метра (со знаменем - 6 метров).
С открытием постамента, Вознесенскую площадь тут же переименовали в Комсомольскую. Своё комсомольское название площадь сохранила до сих пор, несмотря на то, в феврале 1991 года в храме Вознесения Господня была отслужена первая после долгих лет литургия , а в 2003-м было построен и открыт Храм-на-Крови.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: