Проезжая на электричке в сторону Домодедово, мы не раз поражались контрасту — череду однообразных платформ со скромными типовыми зданями станции нарушает островок советской архитектуры — просторный вокзал, высокий шпиль со звездой, стройные ряды колонн — и все это на тихой и пустынной платформе Ленинской. Несмотря на размах строения и громкое название, информации в сети оказалось совсем немного.
Ленинская — пассажирская платформа Павелецкого направления Московской железной дороги в городском округе Домодедово Московской области. Название связано с расположенным рядом музеем-заповедником Горки Ленинские (и даже тайник одноименный имеется http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=674). До 1924 года платформа носила название Герасимово. В 1898 году купцы братья Герасимовы добились разрешения на постройку платформы со станционным помещением на 28 мест для сидения в двух верстах от их владения, потратив на строительство 150 рублей золотом и назвав её Герасимово. В 1924 году после кончины В. И. Ленина платформа была переименована в Ленинскую. Именно отсюда в январе 1924-го отправился траурный поезд с телом вождя. Тридцать лет спустя, 5 ноября 1954 года, рядом со станцией для удобства ожидающих пассажиров открыли здание вокзала - горделивое сооружение архитекторов Б. С. Мезенцева и М. А. Шпотова. Это величественное трёхъярусное здание, увенчанное шпилем высотой 15 метров, на котором укреплена пятиконечная звезда из золотистого стекла. Высота здания вместе со шпилем — 37 метров. Вокзал опоясывают 24 колонны (аллюзия к году смерти Ленина), внутри на стенах — барельефы с сюжетами из жизни и революционной деятельности В. И. Ленина. Сегодня здание находится в безнадежном запустении. Фасад вокзала обветшал, краска на нем облупилась, водосточные трубы прогнили, ступени разбиты, стены исписаны матерщиной. Через одну из щелей в заколоченных окнах можно рассмотреть памятник Ленину, стоящий в центре вокзала: у него нет правой руки. В связи с тем, что вокзал пришел в заброшенное состояние, вход в него закрыли. Никакого навеса рядом со станцией нет, поэтому пассажиры вынуждены стоять и мокнуть под проливными дождями. Вполне вероятно, что при таком отношении здание просто развалится через несколько лет. До начала 1990-х годов рядом с основным зданием станции в мемориальных целях сохранялась и поддерживалась деревянное здание станции Герасимово, от которой в 1924 году отправился Траурный поезд В. И. Ленина. Платформа Герасимово располагалась примерно в 100 м от современной Ленинской в сторону Москвы. После пожара не восстанавливалась, остатки были уничтожены.
Интересная статья с воспоминаниями начальника станции нашлась в газете «Гудок»: «В любую погоду эта станция нереальной своей красотой врывалась в сон дремлющих пассажиров, едущих из Москвы с Павелецкого вокзала. Голубые ели краше, чем у Кремлевской стены; невозможно гордый шпиль; платформа такой ухоженности, какая попадалась лишь на открытках с видами Швейцарии. И цветы, цветы, цветы… Это она – самая бесполезная и одновременно самая значимая станция в СССР – Ленинская. – Господи, вы собираетесь писать про Ленинскую? Была я там на днях. Даже прослезилась. Прослезилась Лидия Михайловна Лобачева, дежурная по Павелецкому вокзалу. Лидия Михайловна – последний начальник Ленинской. Больше начальников там нет и, видимо, не будет. Если кто еще не догадался, Ленинская – ворота в Музей-заповедник «Горки-Ленинские». Вернее, была когда-то воротами. Горки – усадьба, где Ленин Владимир Ильич провел последние дни, написал последние завещания, сфотографировался в последний раз и умер. И знаменитый траурный поезд повез тело вождя трудового пролетариата от станции, которая тогда называлась Герасимовка, до Москвы» «Настоящий расцвет Горок и ближайшей к ней станции начинается в конце сороковых, когда сначала открылся музей, а потом и был построен мемориал-вокзал Ленинский. О, что это были за денечки! Толпы организованных и неорганизованных туристов всех цветов кожи и разреза глаз доезжали на электричках до Ленинской. Они проходили по парку с подстриженными липами, непривычными для Подмосковья туями и символичными голубыми елями. Они входили в трехъярусное здание вокзала с 15-метровым шпилем (язык не повернется назвать сооружение с 24 колоннами станцией). Под потолком с лепниной приветственно звенела хрустальная, ежедневно омываемая люстра, а вождь с пьедестала дружелюбно протягивал им руку из глубины прохладного зала. Вокзал с зеркальной звездой (солнце отражалось на многие километры вокруг) на шпиле открылся в 1954 году. Здание строилось за глухим забором и с такой секретностью, что породило у местного населения домыслы о таинственном сверхмощном бункере. Когда активная и молодая Лидия Лобачева в середине 80-х была назначена начальником Ленинской, она тщательно обследовала вверенный объект на предмет тайных помещений. Но увы… Ничего под этим вокзалом нет. Ленинской станция, естественно, стала называться еще в 1924 году. До этого она была просто Герасимовка. В честь братьев-купцов Герасимовых, на чьи средства в конце ХIХ века и была построена дачная платформа на линии Москва-Павелецкая Рязанско-Уральской железной дороги. Герасимовы в то время были владельцами Горок. Кстати, пару лет после смерти Ленина станция в сторону Москвы именовалась Ленинской, а в сторону Каширы продолжала оставаться Герасимовкой. Видимо, этому месту так и суждено весь век находиться между двумя именами. Потому как даже после открытия помпезного вокзала деревянная Герасимовка никуда не делась, а сиротливо разрушалась в нескольких метрах от мраморного соседа. В 1984-м ее отреставрировали, отмыли, поставили бюст Ленина, и она затмила своим деревенским очарованием Ленинскую. Конец 80-х стал бабьим летом двух исторических соседок. – У нас штат был 30 человек. 5 кассиров, дежурные, рабочие, уборщики, – рассказывает Лидия Михайловна. – Я попала сюда с Авиационной, серьезной товарной станции. А на Ленинской главной заботой было содержать станцию в образцовом порядке. Они и содержали. Мыли, драили, следили за цветниками, как за своими собственными. Станция работала круглосуточно, и одна особо ярая цветочница по ночам специально выносила стул, чтобы ни один ею лично посаженный пион не пропал в злодейских руках. Все, что не могли сделать сами, делали шефы – благо их у Ленинской было много. В зале с приветливым Владимиром Ильичем молодожены сменяли юных пионеров, а в деревянном павильоне Герасимовки станционные работники отмечали Новый год». «А потом пришла гроза – 90-е годы. Первой пострадала всеобщая любимица – деревянная Герасимовка. Сначала с нее исчезли четверо штатных рабочих. Потом кто-то пытался украсть бронзовый бюст Ленина. Самое страшное случилось, когда Ленинскую объединили с соседней станцией Расторгуево. Ленинская осталась совсем без надзора – штат урезали до кассира. А Герасимовку, единственный образец дачной платформы начала ХХ века, просто сожгли. Исчезли цветники, какие-то варвары срубили туи и часть голубых елей, из туннеля под насыпью отодрали весь искусственный мрамор, автобус до усадьбы стал ходить раз в сутки. Сегодня дверь некогда цветущего вокзала забита фанерой и посмотреть на приветливого Ленина может только кассир, сидящий за наглухо зарешеченным окошком. Зеркала со звезды осыпались, а на стене когда-то прелестного павильона сверкает надпись: «Света – дура». Вот тут-то Лидия Михайловна и всплакнула.»
Использована информация с сайтов: www.gudok.ru/newspaper/?ID=732858 (Вита Смелякова: «В начале последнего пути», «Гудок» от 13.07.2007) ru.wikipedia.org mospravda.ru/article?ID=41092
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: