Вышедший из ст.Тарановка в полдень 17-го октября 1888г. императорский поезд, в котором царь Александр III с семьей возвращался из Крыма, потерпел крушение между ст.Тарановка и ст.Борки, на насыпи, пролегающей через довольно глубокую балку. В тот день лил дождь с изморозью, и кругом была страшная слякоть. В 2 часа 14. Это был тяжелый состав, состоящий из 15 вагонов, который тянули два паровоза. Первый из них был товарный Зигля Т-164, а второй - пассажирский Струве П-41. Сразу за паровозами располагался багажный вагон, в котором находилась небольшая электростанция для освещения состава, потом вагон-мастерская, за которым следовал вагон министра путей сообщения. Далее находились два кухонных вагона и вагон для обслуживающих кухню людей, вагон-столовая, великокняжеский вагон, потом вагон императорской четы, наследника престола и пять вагонов царской свиты. Длина поезда составляла 302 метра. Разрушение железнодорожного состава выглядело ужасным. Слышны были крики раненых и стоны изувеченных людей. Императорский вагон-столовая оказался сброшенным на левую сторону насыпи и представлял собой сплюснутый каркас, из-под которого была вытолкнута с рельсов тележка с колесами. Находившаяся в этот момент в вагоне почти вся царская семья оказалась под искореженной крышей вагона. Серьезно никто не пострадал только благодаря силе и мужеству Александра III - император успел удержать падавшую крышу и дал возможность спастись всем, кто был в этот момент рядом с ним. Только флигель-адъютанту Шереметеву раздробило палец руки. На разрушенный вагон-столовую должны были наехать следующие за ним вагоны, но два ближних к нему развернулись на стальных рельсах поперек, образовав баррикаду. Однако последовавший удар был столь силен, что проломило вагонную стенку и в пролом выбросило на откос земляной насыпи малолетнюю великую княжну Ольгу. Девочка осталась невредимой. Она закричала: "Папа, папа, я жива!" Малолетний великий князь Михаил был вынут из-под вагонных обломков солдатом при помощи императора. Из членов царской семьи больше всех пострадала старшая дочь Ксения, которая на всю жизнь осталась горбатой. Причиной трагического происшествия стало нарушение правил движения железнодорожного состава, который тащили два паровоза с недозволенной скоростью. А ведь казалось, что меры для сохранения жизни царя предпринимались чрезвычайные, особенно памятуя трагическую судьбу его отца императора Александра II. Всегда тщательно отслеживалась пища царского стола, при его дальних переездах менялись направления следования, вдоль железнодорожных полотен выставлялись войска (сразу по различным дорогам). В иной раз с небольшими промежутками времени один за другим пускались "двойники" царских составов, чтобы невозможно было угадать, в котором ехал монарх. И вдруг такое тяжкое происшествие. Надо отметать, что Александр III в эти минуты не потерял самообладание и, выбравшись из-под обломков, успокаивал близких, оказывал помощь раненым. Во всем поезде уцелело только пять вагонов. Страшно пострадал вагон, в котором ехали придворные служащие и буфетная прислуга. В нем оказалось большинство жертв. А всего при крушении поезда погиб 21 человек и 37 были ранены. Только вечером того дня, когда были собраны все трупы и не осталось на трагическом месте ни одного раненого, царское семейство пересело в прибывший свитский поезд и было переправлено на станцию Лозовая. И только под утро следующего дня, то есть 18 октября, поезд отбыл в Харьков. В тот же день на имя курского губернатора П.П. Косаговского поступила от министра императорского двора телеграмма: «На курско-харьковско-азовской дороге, на станции Борки, в Императорском поезде сошел с рельсов второй локомотив и следующие за ним четыре вагона. Благодаря Богу, Государь Император, Государыня Императрица, Наследник Цесаревич, Великие Князья, Великие Княжны и все лица Свиты совершенно невредимы.» Часовня в память о спасении царской семьи Счастливое избавление императорской семьи от гибели во время крушения поезда под Борками в религиозной стране было воспринято как чудо. Это произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). 20 мая 1891 г. состоялась закладка храма в Спасовом Ските «в память о чудесном избавлении Их Величества от опасности катастрофы 17 октября 1888 г.». Храм Христа Спасителя стоял здесь, в нескольких метрах от железной дороги. Местные жители в храме молились и венчались. Во время войны храм превратился в стратегический объект. После войны исчез - атеисты разобрали его на хозяйственные нужды. Теперь на этом месте лежит плита - под ней погребены те, кто 17 октября 1888 года погиб во время крушения поезда. Единственно, что напоминает местным жителям о спасенном Императоре - это часовня Нерукотворного Спаса. Старожилы говорят, что когда-то на этом месте был даже пруд с лебедями. В 50-х годах часовню превратили в склад. Еще одно напоминание о крушении поезда с Императором Александром III - памятник возле местной больницы. На барельефе - Император с Императрицей и уцелевшие наследники. Но во время войны досталось и им. Часовню восстановили работники строительных подразделений Южной железной дороги. Перед часовней появилась большая площадка, вымощенная фигурной плиткой. За часовней - современная платформа, выдержанная в стиле 19-го века. Сейчас часовню часто посещают молодожены из близлежащих населенных пунктов: Мерефы, Соколово, Борки и др.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: