В летнюю пору здесь особенно многолюдно. На маленьком пляжике (единственном на Корабельной стороне) можно только стоять - все занято. В самой балке под каждым кустом, под каждым деревом, на каждой поляне загорают, играют в мяч; гремит музыка. В Ушакову балку лучше ходить осенью - в конце сентября или начале октября. И пройти ее следует из конца в конец - от рынка Корабельной стороны. ..Старое узкое шоссе сначала круто уходит вниз, а потом полого опускается к морю. Здесь довольно много кевовых деревьев, есть старые экземпляры, но нет крупных. Такова особенность этого дерева: растет оно медленно, столетиями, но никогда не достигает больших размеров. Надо сказать, что и вся прочая растительность, густо покрывающая дно и склоны балки, не очень высока. Исключение - большой тополь внизу, у подножия насыпи железной дороги: он как восклицательный знак, заканчивающий фразу. Кевовое дерево (оно же фисташка туполистная, терпентинное, скипидарное, ладанное дерево) - редкое и ценное растение. Это исконно крымский дикорос, имеющий для нашего полуострова огромное значение как сдерживающий эрозию почвы. Его мощная корневая система уходит на 12-15 м в глубину и распространяется горизонтально на 30-40 м.Дерево очень красиво, особенно осенью, когда его листья становятся оранжево-красными, а цвет собранных в кисти плодов - от синевато-зеленого до розового и красного, в зависимости от степени зрелости. Площадь, занимаемая в Крыму этим редким и полезным растением, в настоящее время сильно сократилась. Оно нуждается в охране, поэтому роща кевовых деревьев в Ушаковой балке объявлена ландшафтным памятником местного значения.
Тихо, солнечно и вместе с тем нежарко. Слева и справа наверху белые дома упираются в синее небо. Они с высокими черепичными крышами, лоджиями, эркерами. Окна зачастую арочные, над ними треугольные пологие фронтоны. Далее на нашем пути - полутемный тоннель под железной дорогой. По дну тоннеля сбегают ливневые воды. Именно с этой целью (для пропуска вод) он и был сооружен более ста лет назад - около 1875 г. При выходе осмотрим величественные руины акведука, возраст которого около 150 лет. Это памятник архитектуры. Всем своим обликом - замшелые камни, массивные опоры и изящные арки - сооружение напоминает скорее не о XIX веке, а о временах Древнего Рима. Проект акведука разработал в 1834 г. инженер-полковник Джон (Иван Иванович) Уптон, англичанин на русской службе. В Севастополе он оставил о себе добрую память многими постройками. Из сохранившихся назовем прежде всего самый известный архитектурный памятник города - Графскую пристань, возведенную в 1846 г.
Акведук в Ушаковой балке был частью самотечного водопровода, подававшего воду в доки Корабельной (Доковой) бухты. Доковые бассейны представляли собой огромные прямоугольные цистерны, вырубленные в известняке и облицованные гранитом. Корабль входил в док, ворота закрывались, насосы, приводимые в действие паровой машиной, выкачивали воду. После ремонта подключали водопровод, вода наполняла бассейн, затем ворота открывались и корабль выходил в бухту. Предвидим вопрос читателя: зачем понадобилось строить специальный водопровод длиной около 17 км (он начинался у нынешнего села Хмельницкого, имел по трассе несколько тоннелей и акведуков), когда бассейн можно наполнить морской водой без лишних затрат? Ответ прост: торедо. Севастопольская бухта заражена морским червем-древоточцем торедо. Деревянные корабли служили в Черноморском флоте всего шесть-десять лет, за это время червь съедал их корпуса, несмотря на медную обшивку. Для того чтобы избавить корабли от торедо, бассейны и заполнялись пресной водой, в которой червь не может существовать. Во время обороны Севастополя 1854-1855 гг. доки были сильно разрушены бомбардировкой, а после отхода русских войск с Южной стороны взорваны англичанами. Когда Крымская война кончилась, водопровод восстанавливать не стали, а в 70-х годах большая часть его трассы была уничтожена при строительстве железной дороги Лозовая-Севастополь. Пострадал он и во время Великой Отечественной войны.
Ушакова балка названа в память об адмирале Федоре Федоровиче Ушакове. Впервые он вошел в Севастополь в 1785 г. на линейном корабле "Св. Павел", которым командовал. Экипаж построил казарму и офицерский дом на берегу будущей Корабельной бухты. С именем Ушакова связаны становление Черноморского флота, победы над численно превосходящими турецкими эскадрами при острове Фидониси, в Керченском проливе, у острова Тендра, мыса Калиакрия, средиземноморский поход (1798-1800) во время войны с Францией. Будучи командующим флотом, он много сделал для благоустройства Севастополя. При нем появился и сад для гуляний в отдаленной балке, которая теперь носит его имя.
В 1854 г., к началу первой обороны, в балке уже была, по отзывам современников, приличная дубовая роща, уютные беседки, дорожки между деревьями. Рощу пришлось вырубить для устройства укреплений. Здесь обильно разрослись деревья и кустарники, это место оставалось глухим и безлюдным до начала XX в.
Сейчас Ушакова балка представляет собой маленький природный парк. Специалисты по ландшафтной архитектуре не оставляют надежды сделать его регулярным.
источник http://www.sevastopol.info/marshrut/ushakova_balka.htm
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: