Практически ежедневно проходя мимо с работы и на работу, я никогда не задумывался об истории храма, а она весьма интересна для любителей истории Москвы. Хочу поделиться с Вами!
Район, история которого насчитывает более 300 лет, объединяет две исторические территории: это Благуша, или Благушенская роща, «в которой раньше даже звери водились», и бывшее село Семеновское. Название же самого района Соколиная гора произошло от находившегося здесь в середине XVII века Потешного соколиного двора, где содержали соколов и кречетов для охоты царя Алексея Михайловича.
Храм Воскресения Христова является Патриаршим подворьем. Здание храма – памятник истории и культуры.
СЕЛО «СЕМЁНОВСКОЕ»
Само село было расположено на территории современного района Соколиная гора. Есть предположение, что среди его строений был храм Симеона Богоприимца, давший название селу. Во времена Петра I здесь появилась Семёновская солдатская слобода. Село дало название Семёновскому полку известному ещё под названием «Потешные полки». В Семеновском также был деревянный дворец Петра Великого, весьма скромный, и к великому сожалению, несохранившийся. Петр I любил ездить на гуляния в Семеновскую рощу и брал с собою все свое семейство.
В селе, на месте, где позже расположилось Семеновское кладбище, когда-то стояла деревянная церковь Введения. Сохранилось упоминание о том, что она была построена в 1643 г. царицей Евдокией Лукьяновной, супругой первого из рода Романовых царя Михаила Федоровича. Церковь эта в 1728 г. сгорела, и слобожане выстроили в 1736 г. уже каменное здание на другом месте, ближе к Яузе, на берегу пруда, называвшегося Прачешным. Колокольня новой церкви была построена в начале XIX в., трапезная перестроена в 1871-1875 гг. В церкви хранились старинная утварь и лампады. Некоторые из них содержали надписи, например: «От господ офицеров» и т.п..
Историк В.Ф. Козлов так рассказывает о последних годах церкви Введения: «В 1929 г. рабочие электрозавода подали ходатайство о сносе храма «с целью расширения территории сквера»; Центральные реставрационные мастерские (ЦГРМ) не возражали, и 20 мая того же года Моссовет рабочих поддержал». Жалоба верующих несколько отдалила печальный исход, но в конце июля верховные власти дали добро на слом церкви, которая началась в октябре после вывоза церковного имущества. Во Введенском храме, зачисленном ЦГРМ в разряд «не имеющего историко-архитектурного значения», находились замечательные древние иконы. В его алтаре, иконостасе и на стенах было около четырех десятков образов, написанных не позже XVII в., а некоторые из них датировались даже XV в. (!). По свидетельствам специалистов, столь древние иконы по своему происхождению вполне могли быть из Новгорода.
СЕМЕНОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Когда-то Семеновское кладбище было единственным «нечумным» в кольце кладбищ за Камер-Коллежским валом. При том, что здесь имелось несколько могил довольно известных и высокопоставленных людей, оно никогда не считалось престижным местом упокоения. С самого своего основания кладбище стало традиционным местом захоронения военных. Прежде всего, это объясняется тем, что поблизости находился и находится до сих пор крупнейший и старейший в России Лефортовский военный госпиталь. Когда в госпитале умирали раненые участники войн, которые вела Россия в XVIII – начале ХХ века, их, как правило, хоронили на Семеновском кладбище. Особенно много здесь было погребено участников Первой мировой войны. Для них специально на южной окраине кладбища был даже огорожен большой участок. Вот так описал его в 1916 г. в книге «Очерки истории Московских кладбищ» А.Т. Саладин: «Что-то особенно грустное охватывает на этом кладбище, где все могилы, как солдаты в строю, вытянулись стройными рядами, где все кресты сделаны по одной форме, и даже надписи на них все одного образца. Только в центре, в офицерской части кладбища, замечается некоторое разнообразие памятников, но и там все просто и бедно».
В 1838 году в Лефортовском госпитале умер и был похоронен на Семеновском кладбище один из самых талантливых поэтов пушкинской поры Александр Полежаев, проживший короткую и на редкость несчастную жизнь, отданный в солдаты по личному распоряжению Николая I за вольного содержания стихи.
Первый настоятель храма, протоиерей Александр Сергиевский, был похоронен в 1877 году. Здесь покоился и его сын Николай Сергиевский (1827-1892). Он был протопресвитером Успенского собора в Кремле, настоятелем университетского храма св. Татианы и профессором богословия, логики и психологии Московского университета.
Следующим за о. Александром Сергиевским настоятелем храма был о. Константин Остроумов (1827-1899). Этот батюшка прославился как основатель первого в Москве общества трезвости.
Судьба кладбища в советское время складывалась печально. В 1935 году Президиум Моссовета постановил его ликвидировать и обустроить освободившуюся территорию под сквер. Ликвидация затянулась на 30 с лишним лет, в течение которых новых захоронений там не производили. За это время многие надгробия были вывезены либо для вторичного использования на других кладбищах, либо как ценный камень для нужд народного хозяйства. Ограды и металлические часовни пошли на переплавку.
А в 1966 году кладбище было окончательно уничтожено. Прямо по нему прошел Семеновский проезд, разделивший его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, – именно там теперь сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися еще несколькими надгробиями. А в основном на территории кладбища теперь многоэтажные жилые дома.
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
Храм был построен на Семеновском кладбище в 1855 году в русско-византийском стиле на средства купца Михаила Николаевича Мушникова по образцам архитектора Константина Андреевича Тона. Это довольно редкий тип храмового сооружения. Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяли конструкцию храма Христа Спасителя. Алтари приделов – по одной линии с главным алтарем, имеются три престола. Центральный – во имя Воскресения Христова, придел Южный – во имя св. благ. кн. Владимира и Всех Святых, и Северный придел – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Невысокая шатровая колокольня не была вынесена за пределы храма как самостоятельное архитектурное строение, она была расположена с запада и напоминала скорее вторую, асимметричную главу, нежели колокольню. В объемно-планировочном решении Храма были сделаны акценты на роль колокольни как доминанты окружающего пространства и на его внутреннюю монументальность и масштабность.
По отзывам современников, церковь была очень красива, в ней был набранный из олонецкого мрамора мозаичный пол, имелись старинные иконы поставленные в превосходный иконостас. Это была «церковь утварью достаточная».
Храм был освящен 17 июля 1855 г. святителем Филаретом Московским (Дроздовым), первоиерархом Русской Православной Церкви, митрополитом Московским, ныне причисленным к лику святых.
В 1901 г. трапезная и колокольня были реконструированы архитектором А.П. Михайловым.
При храме действовали церковно-приходская школа, бесплатная библиотека-читальня, Общество трезвости, проводились богослужебные собеседования, сборы в пользу слепых, в праздничные дни проводились религиозно-нравственные беседы.
Судьба храма в советский период сравнима с судьбой новомученика: после революции 1917 г. он был закрыт и подвергся значительным разрушениям. В 1930-е годы купол и колокольня были совершенно разобраны. Поскольку храм двусветный, это позволяло новым его владельцам устроить там второй этаж. К апсидам, колокольне и южному фасаду сделаны хозяйственные пристройки. После этой «реконструкции» в бывшем храме разместился ремонтно-механический комбинат.
В 1996 г. Храм Воскресения Христова был передан РПЦ (Постановление Правительства Москвы от 06.08.1996 N 647 «О передаче приходу Храма Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище здания по Измайловскому ш., д.2, стр.1»). В том же году, перед Пасхой, был установлен Крест на крыше Храма. В Великую субботу прошло освящение куличей и пасок. В течение всего года по воскресным и праздничным дням совершались молебны и чтения акафиста Христу Воскресшему. Службы совершались на 2-м этаже Храма, часть которого была перестроена в советское время под актовый зал, остальные помещения были приспособлены под мастерскую, кухню, буфет, кабинеты администрации комбината. Первый этаж представлял собой цех, весь уставленный разнообразными станками, с полом, покрытым толстым слоем асфальта и заводской грязи.
Несмотря на то, что здание Храма было возвращено верующим, вплоть до 1998 года в нем продолжало находиться оборудование ремонтного цеха.
Существенные изменения по восстановлению Храма начались с назначения нового настоятеля – архимандрита Августина (Пиданова). 19 апреля 1998 года на праздник Святой Пасхи была отслужена первая Божественная Литургия, которая явилась точкой отсчета регулярных богослужений во вновь воссоздаваемом Храме.
C 2000 г. были начаты полноценные работы по восстановлению. К тому моменту сохранилось только 2 фрески, но и они не подлежали восстановлению. Новые росписи храма были закончены в 2005-2006 гг.
Силами прихожан и благотворителей, радеющих о восстановлении российских святынь, к настоящему времени удалось восстановить былую красоту храма. С большим трудом ему была возвращена значительная часть земли, когда-то принадлежавшая Церкви.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: