«Я г`ешительно пг`отив всякой тг`аты каг`тофеля на спиг`т. Спиг`т можно (это уже доказано) и должно делать из тог`фа.»
В.И.Ульянов (Ленин). Записка в Совет Народных Комиссаров.
Что такое торф:
Некоторые из вас, уверен, ковыряясь на своем приусадебном участке, не раз доставали из земли пласт спрессованной субстанции, на вид напоминающий полуперегнивший мох. Другие, выращивая цветы, использовали мягкие горшочки, которые можно высаживать прямо в грунт. Все это был торф. В первом случае вы добыли полезное ископаемое, а во втором держали в руках продукт его переработки.
Торф – один из немногих возобновляемых горючих полезных ископаемых, образованных остатками мхов, которые не до конца разложились в болоте. Болото здесь ключевой момент, ибо под поверхностью отсутствует кислород, что препятствует полному разложению. Бывали случаи, когда в болоте находили сохранившиеся останки техники или трупы, которые извлекали в хорошем состоянии, но потом они в течение короткого времени превращались в прах.
Торф используют как топливо и как удобрение. Конечно, в эпоху Газпрома многие котельные переводят на газ по политическим мотивам, но раньше даже электростанции использовали торф как основной ресурс. Как удобрение торф используется широко и сейчас. Крупнейший производитель торфяных брикетов – Канада, превосходящая Россию не только в производственных мощностях, но и в количестве потенциально имеющегося ископаемого. А самый крупный потребитель – это Голландия с ее цветочными плантациями. Голландцам нужно не только удобрение, но и торфяные горшочки.
Раньше добывали гидротофр, то есть влажный, смешанный с водой, который потом приходилось сушить. Сейчас практически повсеместно используется фрезерный способ добычи. Вначале болото осушают с помощью мелиоративных канав. Роют длинную сеть канав, выходящую в реку или большой водоем. Когда вода уйдет, начинает работу фреза. Она разрезает верхний слой на небольшие кусочки, а чаще просто его измельчает. Если бы можно было бы добыть верхний слой большими кусками, то, наверное, так бы и делали, но техника пока не позволяет, а измельченную субстанцию легче транспортировать и собирать с земли. Собирает ее другой комбайн, в простонародье называемый «хап-хапыч» за способ своей работы. Техника движется по торфяному полю, лопатка подцепляет снизу и набрасывает на поднимающий лифт, схожий с тем, что используется при уборке снега. Как только «хап-хапыч» наполняется, он вываливает кучу перемолотого торфа. Эти кучи потом ровняются другим комбайном, образуя длинные торфяные курганы, которые удобно уже грузить на железнодорожные платформы.
Для такой добычи торфоразработчикам нужна исключительно сухая погода. Чем суше торф, тем он качественнее. Поэтому основная работа ведется только летом. Работа эта трудная, пыльная, опасная для здоровья. Рабочие на торфопредприятиях рано уходят на пенсию и рано умирают, но зато раньше эта работа хорошо оплачивалась и рабочие имели много благ. Например, передвижной кинотеатр. Это переоборудованный железнодорожный вагон-столовая (примерно такой, что снимали в фильме «Девчата»), где на одной стене вместо умывальника висел экран. В советское время передвижной кинотеатр был большой роскошью.
Немного истории:
В 30-х годах 20 века, в Приильменской болотистой низменности, в местности Тёсова, началась добыча торфа. Торф планировалось использовать для работы ГРЭС и ТЭЦ в Невдубстрое и Ленинграде. В целях развития добычи была построена узкоколейная железная дорога. К началу Великой Отечественной войны её длина составляла около 20 километров.
Во время войны эта территория была оккупирована немецкими войсками и местность превратилась в партизанский край. Именно здесь разыгралась одна из громких трагедий войны – история 2-й ударной армии под командованием генерала Андрея Власова. Эта история лишь косвенно касается тайника, но об этом чуть позже.
После войны началось восстановление народного хозяйства. Так как инфраструктура Синявинских торфоразработок было полностью уничтожена, то для снабжения Ленинграда, решено было восстановить Тёсовские разработки. В кратчайшие сроки узкоколейная сеть была расширена и предприятие начало выдавать продукцию. К 80-м годам оно стало крупнейшим в бывшем СССР. Длина железнодорожной сети составила 179(!) километров. Она связывала главный поселок Тёсово-Нетыльский с рабочими поселками на болоте: Тёсово-2, Тёсово-4. Существовало несколько депо по ремонту подвижного состава. В главном поселке в здании паровозного депо располагалось даже конструкторское бюро по испытанию новых моделей локомотивов. Ибо, именно здесь, как уже упоминалось, было самое передовое предприятие большой страны, и вся новая торфоуборочная и узкоколейная техника делала первые шаги именно здесь. Были также и пассажирские вагоны для перевозки жителей поселков, а также грибников, ягодников и прочих. Расписание было согласовано с расписанием дизель-поездов до Ленинграда и Новгорода.
К концу 80-х было проведено электричество к местам добычи и частично уложены железобетонные шпалы. К этому сроку общий объем вывоза торфа со всех предприятий составлял около 1 600 000 тонн торфа.
Наступили 90-е года 20 века:
Тучные, мутные, лихие, как их еще называют. Предприятия останавливались. Торф стал не нужен, некому было покупать. Предприятие Тёсово сумело выжить только, видимо, благодаря тому, что было крупнейшим. Локомотивы и другой подвижной состав продавался по цене металлолома. Рельсы в лесу разбирались и разворовывались. Кто не мог вывезти рельсы, те утаскивали провода линии электропередач. Из множества участков в начале нулевых торф добывали только в одном. Единственным потребителем предприятия остались котельные самого поселка Тёсово-Нетыльский. Население же самого поселка сократилось вдвое. Протяженность железки сократилась в 10 раз, осталось лишь 16 километров, не считая вспомогательных путей. О том, как тогда было, есть неплохой рассказ: http://lenigrad.ru/index.php/zheleznaya-doroga/167-tjosovskaya-uzkokolejka
А как сейчас? :
Нет, чуда не будет, все так же только котельным нужен торф, также работает лишь один участок, здания торфопредприятия представляют собой полуразрушенные стены. Работники экономят на всем. Например, используют воду для охлаждения даже зимой. Утром залили кипяток, вечером слили, чтобы не замерзла. Чудом можно считать появление в Тёсово нескольких молодых энтузиастов, решивших своими силами создать музей и организующих экскурсии.
Его зовут Алексей. Как и многие мальчишки, в детстве он любил железные дороги. В 10 лет узнал про кружок при Детской железной дороге. Там подружился с единомышленниками – такими же фанатами локомотивов и стрелок. К 13 узнал, что есть еще живая узкоколейка совсем близко от Санкт-Петербурга. Это был повод уехать от родителей, уехать от жестко регламентированного порядка и четких правил на детской дороге в практически анархию. Хаотично ездящие тепловозы, пьяные мужики вокруг, вагончики, отапливаемые печками на дровах – все это хоть и шокировало подростка, но все же вызывало желание все чаще сюда возвращаться. Чуть постарше они начали кататься на дрезине, вначале вручную, затем приобрели моторчик. Так и полюбились эти, в общем-то мрачные места. Уже тогда в головах витала идея не дать умереть узкоколейке. Ребята немного встали на ноги, получили работу в Петербурге и стали потихоньку приобретать технику. Вначале дрезины, затем построили 200-метровую отвилку от основного пути, куда стали отгонять свою технику. В 2014 году были приобретены, а точнее спасены от сдачи в металлолом две тепловоза ТУ4. Один из них сейчас в рабочем состоянии. Эти двести метров полотна ребята гордо называют музеем. Смотришь на технику, вагончики как игрушечные, а все-таки настоящие, 9 тонн весят. В разной степени целостности в музее сейчас пассажирский вагон, вагон-столовая, универсальный вагон для перевозки грузов или людей, производства Германии, германский же вагон-ледник для перевозки скоропортящихся продуктов. Он был найден под Приозерском в ужасном состоянии, и сейчас ему еще очень далеко до презентабельного вида. Еще есть локомотив-автобус матрисса, крытая автодрезина, технический вагон для подсыпки щебня в насыпь и еще много планов и задумок.
Как только был отремонтирован локомотив, появилась возможность организовывать интерактивные экскурсии. Да, в Переславле-Залесском есть прекрасный музей паровозов, но он статический. Посмотреть на технику в динамике, заехать в настоящее паровозное депо, прокатиться по болоту в вагончике, отапливаемом печкой буржуйкой, познакомиться с технологией добычи торфа – все это можно сделать в процессе взятия настоящего тайника, в процессе участия в интерактивной экскурсии. Ребята настоящие молодцы. Проводя свои выходные и отпуска здесь, они восстанавливают технику, привлекают внимание к проблеме гибели индустрии торфоразработки, а также прививают интерес к такой интересной железнодорожной отрасти, как узкоколейная. И все это на личные средства и средства дохода от экскурсий. Всегда интересно познакомится с мастерами своего дела.
Есть еще одна деятельность, в которую вовлечен музей. Это военные реконструкции. Трагическая история 2-й ударной армии является основной тематикой этих реконструкций. Не будем в рамках этого тайника копать эту историю, но приглашение мы получили и рассказываем вам. 3 апреля 2016 года ожидается много стрельбы взрывов и тепловозных гудков. А в 2015 году в реконструкции участвовала даже авиация. Информация о мероприятии здесь https://vk.com/2udarnaya.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: