Горный хребет Басман (от тюрк. «басамак» - «ступенька») находится в самом сердце Крымских гор. В его окружении находятся самые высокие вершины Крыма – Кемаль-Эгерек (1529 м), Демир-Капу (1540 м). Напротив него, через котловину речки Донга, высится главная вершина – Роман-Кош (1545 м). Хребет разделяет бассейны двух притоков Качи – Донги и Каспаны. Высота Басманского хребта в наивысшей точке – 1136м.
Хребет вытянут в меридиональном направлении с севера на юг. Через небольшую перемычку он соединяется с хребтом вершины Кемаль-Эгерек. С запада склон горы полого спускается в долину речки Каспана, с востока – круто обрывается отвесными скалами в долину Донги. В обрывах, обращённых в долину Донги, видны отверстия нескольких пещер. Всего на Басмане известно восемь пещер и одна вертикальная шахта – Медвежья – полость глубиной 62 метра.
Склоны горы густо поросли лесом – дуб, сосна крымская, граб, бук. Вершина Басмана густо поросла зарослями стелющегося можжевельника. Леса верховьев Качи с давних времён служили людям. В 1791г. тогдашний командующий Черноморским флотом России адмирал Ф. Ф. Ушаков в переписке с правителем Таврической области С. С. Жегулиным просит «…к исправлению флота вырубить буковых сто деревьев». В рапорте смотрителя казённых лесов от 22 ноября 1790г. находим «Для выжжения на Севастопольский флот тысячи четвертей уголья на вершине Качи … место казне принадлежащее мною отведено». Здесь находилась и Коушанская корабельная роща. Занимала она довольно приличную площадь – около четырёх тысяч десятин и находилась в междуречье Каспаны и Марты. Однако интенсивные рубки леса на нужды флота опустошили корабельную рощу и уже в 1860г. «…бывшую Коушанскую корабельную рощу именовать в будущем Султанской казённой дачей». Основанием для этого послужило заключение лесничего: «Наличный дуб не годится для постройки судов, дача предполагается к исключению из разряда корабельных рощ».
Басман пользовался у автохтонного населения Крыма большим почитанием. Вплоть до начала ΧΧ столетия множество жителей Таврики, независимо от вероисповедания, совершали туда таинственный пилигримаж, с целью поклониться неизвестным нам святыням.
В Средние века вокруг Басмана была создана целая система фортификационных сооружений, преграждавших путь к нему со всех направлений. Самое мощное из них преграждало путь на горный хребет с севера, со стороны верховьев реки Кача. На горе Кермен-кая, на высоте более 800 метров над уровнем моря, высился мощный замок, обнесенный 70-метровой стеной с двумя оборонительными башнями. С запада путь к Басману от верховьев реки Бельбек запирала крепость Кипиа (Хоплы или Каплу-кая). На юге, со стороны Главной гряды крымских гор, находились крепости под скалой Рока и на Яманташе. Наконец, над самими пещерами находился Басманский исар.
Пещеры Басмана – интересный памятник природы.
Пещерный город на Басмане малоизучен и заслуживает более пристального изучения. Здесь проводились лишь археологические разведки. Когда-то пещеры Басмана были приспособлены для постоянного обитания. Об этом свидетельствуют, в частности, остатки очага в одной из пещер, подле которого собраны обуглившиеся зерна злаков. Полагают, что в VIII-X веках пещеры Басмана использовались для жилья, а в более поздний период приобрели значение местных святынь.
Археологи обнаружили в пещерах выровненные полы, подпорные стены, подтески сводов, гнезда для балок перекрытий и навесов. В обрыве между пещерами есть высеченные в стене гнезда и выступы, следы деревянных висячих лестниц, которые соединяли пещеры разных ярусов и выходили наверх. Здесь, на небольшой наклонной площадке, доныне возвышается мощная оборонительная стена упомянутого уже Басманского исара.
К пещерам ведёт узкая тропинка, начинающаяся на краю пятидесятиметрового обрыва между двух приметных скал. Вот они: одна, другая, третья… У входа в каждую написан номер. Наиболее интересными для экскурсантов считаются пещеры Басман-3, Басман-5 и Басман-7.
К пещере № 6 ведет достаточно крутой подъем, отмеченный страховочной проволокой. Тропа проходит через природные ворота – скругленный арочный свод. Здесь ещё совсем молодые, некрупные сталактиты и сталагмиты. Сама пещера небольшая, горизонтальная, пол – скат под углом градусов 25. В каменных стенах – морские организмы, в разных уголках пещеры кусочки керамики и человеческие кости. На первый взгляд пещера – обычный просторный грот. Но в самой его глубине – небольшая щель, ведущая дальше. Этот очень узкий лаз (можно только ползти) ведет в удивительнейшую комнату – небольшую по размерам – в ней с трудом можно встать в полный рост. Потолок помещения поддерживает достаточно массивный сталагнат, в полу за этим самым сталагнатом располагается углубление по типу афонских оссуариев. Исследователи полагают, что эта комната – вырубка-склеп.
Пещера Басман-3 заложена в верхнеюрских известняках. Она имеет карстовое происхождение. Длина пещеры 27 метров, ширина от 1 до 10 метров, высота от 1,5 до 10 метров. В Басман-3 через невысокий прямоугольный проход сразу попадаете в низкий зал. Три узких отверстия соединяют его с главным залом. Достопримечательностью пещеры являются редкие кальцитовые натёчные образования, закрученные в спираль – геликтиты. Очень интересен также температурный режим Басман-3. В ней существует довольно сильное движение воздуха, причём тёплый, более лёгкий воздух, проникает в главный зал через правый, высоко расположенный зал, а холодный, более плотный, вытекает своеобразным «воздухопадом» через левые ходы. Благодаря этому температура пещеры и её влажность резко меняются на расстоянии всего нескольких десятков сантиметров. Существует предположение, что именно такие смены микроклиматических условий и приводят к образованию уникальных гелектитов. Эта пещера имеет научное и эстетическое значение.
Вход в Басман-5 представляет собой огромную арку (похожую на раковину для большого оркестра) высотой 5 метров и шириной 14 метров, от которой открывается чудесный вид на Бабуганский массив, горы Чучель, Чёрную, Роман-Кош, хребты Внутренней гряды – и всё это расположилось в удивительно гармоничном порядке…
Пещера карстового происхождения, заложена в известняках позднеюрского возраста. Она представляет собой наклонную, заложенную по напластованию известняков полость, некогда почти до свода заполнявшуюся водой (на стенах ярко виден след, оставленный древним озером). Главный зал пещеры круто, под углом 20 градусов, уходит в глубь массива. Общая длина Басман-5 – 62 метра. Её ширина от 1,5 до 10 метров, а высота от 1 до 15 метров.
Зал пещеры хорошо освещен естественным светом. Натёчных образований в ней немного, но здесь поражают именно размеры. Характерной особенностью пещеры являются кольцеобразные желоба на стенах, которые опоясывают её почти на уровне входа и в пятнадцати метрах ниже него. Это запечатлелись на века уровни воды древних подземных озёр, в своё время служивших единственным источником водоснабжения для населения, которое укрылось в пещерах во время хазарского нашествия.
Под глыбовым навалом археологи обнаружили развалины миниатюрного одноапсидного храма-часовни X-XV вв. Храм был сложен из местного бута на известковом растворе и имел одно окно и одну дверь в западной части. Он был гармонично вписан в пещерный ландшафт – туфовый свод и входные известняковые арки храма поддерживались естественной колонной и выступами пещерной стены.
Вокруг храма располагалось несколько могил с восемнадцатью мужскими, детскими и женскими погребениями, датируемыми XIV веком. В конце XIV века храм был разрушен при сильном землетрясении, хорошо известном по средневековым письменным источникам. Видимо, после землетрясения исчезло и существовавшее в пещере озеро.
Пещера Басман-7 также выходит на отвесный обрыв. Однако в неё лучше попасть через низкий, усыпанный щебёнкой известняка лаз в расселине перед подъёмом к пятой пещере. Басман-7 карстового происхождения, заложена в верхнеюрских известняках. Некоторые посетители не решаются проникнуть в её глубины из-за размеров. Длина пещеры 52 метра, а её ширина достигает всего от 0,5 до 0,7 метров, высота же от 1 до 13 метров. Состоит она из почти горизонтального коридора и нескольких небольших залов. В них также сохранились кольцеобразные желоба на стенах – древние уровни воды. Есть здесь и небольшие натёки. В ближней части пещеры археологами вскрыт культурный слой; в нём они нашли кости диких и домашних животных, черепки посуды.
Все пещеры массива располагаются на разных высотах, на их стенах видны кольцевые желоба разных размеров, как бы опоясывающие пещеру на разных уровнях от входа. Характерные следы течения воды на поверхности этих желобов также показывают, что сток был направлен внутрь массива. Наконец, найдя на дне нескольких пещер гальку песчаника, которая могла попасть суда только из верховьев реки Донги, можно окончательно сделать вывод, что все пещеры Басмана – это древние пещеры-поноры. Около миллиона лет назад дно долины Донги располагалось как раз на уровне известняковой “шапки” хребта Басман. Очевидно, часть стока реки поглощалась в левобережных понорах и через карстовые полости уходила через местный водораздел на запад, в долину реки Писары. Сейчас Донга врезалась в податливые сланцы и песчаники более чем на 100 метров и неторопливо журчит по обомшелым камням, даже не показывая вида, что все пещеры Басмана – это её воды дело…
Легенда о колыбели, спрятанной на горе Басман
В Средние века земли Горного Крыма принадлежали княжеству Феодоро, столицей которого являлся город Мангуп.
От государства Феодоро не осталось никаких письменных источников, все они были уничтожены после турецкого завоевания. Однако крымоведы 19 века, общаясь с последними потомками феодоритов и проводя исследования в греческих монастырях Малой Азии, оставили нам ряд интересных легенд и сказаний, связанных с княжеством Феодоро.
Центральным мотивом этих легенд была загадочная Золотая колыбель, изображенная на гербе княжества и принадлежавшая феодоритским князьям. На сегодняшний день известно более десяти вариантов этой легенды. Их фабула сводится к следующему:
В 14 веке византийское княжество Феодоро оказалось на грани гибели, будучи вынуждено противостоять двум сильным врагам – татарам Мамая и генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы. Княжеству угрожала серьезная опасность. Франки-генуэзцы требовали у феодоритов отдать им Золотую колыбель, обещая прекратить войну. И тогда греческий князь вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман…
Вот распространённый в Интернете вариант этой легенды.
Когда-то в Крыму существовали два сильных княжества. Одно из них именовалось генуэзским и расположено было на побережье, другое находилось в горах и потому называлось горским (оно же Феодоро).
Княжества эти вели между собой беспрерывную войну. Генуэзцы угоняли стада горцев и разоряли селения. Горцы в ответ нападали на генуэзские крепости. Такое положение не могло длиться бесконечно, надо было решить споры. Но как? Вопрос этот враждующие князья задали своим советникам. Некоторое время спустя генуэзский посол явился со свитой к горскому князю и предложил вечную дружбу. И если горцы действительно искренне желают дружбы, то пусть выдадут генуэзцам золотую колыбель – священную реликвию горского народа, которая изображена на его знамени.
– Мы требуем этого только потому, – сказал генуэзец, – что знаем, как высоко цените вы колыбель. Передайте ее нам – и мы убедимся, что вы дорожите миром больше всего на свете. Услышав это требование, горский князь обнажил саблю и ответил:
– Твои слова так оскорбительны, что я готов тебя убить. Неужели ты не знаешь, что в этой колыбели вскормлены все мы и что у нее клялись в верности своему народу наши предки?
Посол генуэзцев настаивал на своем и добавил:
– Мы жаждем согласия с вами и готовы тоже дать вам в залог самое дорогое, что имеем.
Вождь горского народа немедленно собрал своих советников, рассказал о предложении генуэзцев. Долго думали горские советники. Они ни за что не хотели расстаться со святыней своего народа, ибо это значило, что они добровольно согласны лишить себя своего имени, свободы и независимости.
– Надо попросить у генуэзцев ту бумагу, по которой они владеют землей в Крыму, – решил совет горцев. – Нечего думать, что они на это согласятся. А тогда начнем переговоры о мире на иных условиях.
Генуэзскому послу передали ответ горского князя. Посол молча повернулся и со своей свитой отправился на побережье. Прошла еще неделя, и от генуэзского князя явился новый гонец.
– Возьмите у нас все, что угодно, – говорил он, – но только не эту бумагу. – А что же дороже ее есть у вас? Ведь осмелились же вы говорить с нами о нашей святыне!
– Мы – это другое дело, – сказал посол. – Вы известны, как народ гордый, неустрашимый, и вас можно заставить помириться c нами, только отняв вашу святыню.
– Спасибо за доброе слово! – усмехнулся горский князь. – Но почему вы держитесь за клочок бумаги? Что он вам дает?
– А какие же права на землю останутся у нас, если мы лишимся этой бумаги?
– Не договоримся мы, наверное, – сказал князь.
– Смотри, не злоби нас. Мы силой заберем вашу святыню, раз вы сами не хотите отдать ее нам.
– Ты угрожаешь, – ответил горец, – но легче говорить, чем сделать. Народ наш не боится никого и скорее весь до последнего ляжет в битве, чем продаст свою честь!
– Другого ответа я не дождусь?
– Нет!
Разгорелась новая война между генуэзцами и горцами. Редели ряды славных защитников знамени с изображением золотой колыбели, княжеству грозила гибель. Генуэзцы требовали золотую колыбель, обещая прекратить войну. Тогда горский князь собрал народ и спросил, не лучше ли согласиться с такими условиями.
– Мы не хотим этого! – закричали воины. – Не допустим позора, пока жив хоть один из нас!
– Друзья мои! – сказал князь. – Пока цела наша святыня, народ живет, хотя бы осталась от него только горстка людей. Поэтому я спрячу святыню так, чтобы ее не нашел никто из врагов. И наложу на нее заклятие, чтобы далась она в руки только тем, кто приблизится к ней с чистыми побуждениями...
Сказав это, князь с небольшой группой близких людей направился к пещере на горе Басман, близ Биюк-Узенбаша. Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:
– Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи – генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений.
– Так будет! – раздалось в мрачной пустоте пещеры.
– Заклинаю вас покарать того, кто захочет взять эту колыбель ради порабощения другого народа или ради какого-нибудь иного злого умысла.
– Так будет! – опять донеслось из мрачной пустоты.
– Могучие духи! Я прошу вас открыть место, где хранится колыбель нашего народа, тем людям, которые будут искать ее для возрождения моего народа, его славного имени, его непокорного духа. И помогите мне в битве за жизнь моей семьи, жен и детей моих воинов, за нашу землю, горы, за наши поля и жилища!
В этот момент перед князем появился старец в белой одежде и сказал ему:
– Не отчаивайся! Тяжелые дни переживает твой народ, но наступят для него и лучшие времена. Это будет не скоро, немало горя испытает он. Однако, смотря вдаль, я вижу его возрожденные поля, шумные города, счастливых людей. Не отчаивайся, если даже потерпишь поражение...
– А что будет с генуэзцами, нашими врагами?
– Судьба их несчастна, как и всех захватчиков. Они навсегда исчезнут с этой земли.
Старец медленно ушел в глубину пещеры, а князь выбрался из нее и поспешил к своим воинам.
Долго еще длилась война между двумя народами. И каких бы побед ни достигали генуэзцы, они не добивались своего, не могли захватить золотой колыбели.
Ушли последние отряды горцев с родной земли, уступая злобной силе. Но и ряды их врагов ослабели. И когда нежданно орды новых захватчиков нагрянули на генуэзцев, они с позором бежали, чтобы никогда больше не появляться на крымской земле. А бумагу, которая давала им право владеть этой землей, унес ветер в далекое море, и исчезла она навеки.
Столетие за столетием кипели битвы за горскую землю, а в пещере на горе Басман хранилась чудесная золотая колыбель.
Много смельчаков пыталось завладеть ею, но им не удавалось добраться до нее. Они возвращались изуродованные, с помутившимся разумом. Говорят, золотая колыбель по сей день хранится в глубине пещер.
Как мы уже знаем, в самой большой пещере Басмана находились средневековый некрополь и храм. Именно здесь, судя по легендам, и была скрыта от глаз людских чаша-колыбель, изображенная на фресках крымских храмов.
Если верить преданию, колыбель была замурована в пещере скалы Басмана в результате произошедшего землетрясения и сопутствовавшего ему обвала после заклятья ромейского царя:
«раздались подземные удары и сильным землетрясением были разрушены укрепления и постройки».
Как ни странно, археологические данные подтверждают легенду. Доказано, что поселение на Басмане было разрушено в результате сильного землетрясения в 14 или 15 веке. В глубине одной из пещер был найден костяк человека, раздавленный рухнувшей на него каменной глыбой. Но сама таинственная колыбель так и не была обнаружена… ____________________________________________________________________________________________ Источники:Бахчисарайский Горный Клуб. Хребет Басман, http://www.proza.ru/2013/01/25/176 и другия.
Также, возможно, Вам будет интересно ознакомиться с небольшим видео на тему.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: