Существует легенда, что жители Кёнигсберга любили прогуливаться по улицам трёх «слившихся» в единое целое средневековых городов: Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа, - но терпеть не могли зря топтать свои башмаки. А города эти были соединены между собой семью мостами. И вот будто бы экономные горожане однажды задумались: а можно ли пройти по всем мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь раз и вернуться к месту, откуда начал прогулку?
В 1736 году задача о семи мостах заинтересовала выдающегося математика, члена Петербургской академии наук Леонарда Эйлера. «Никто ещё до сих пор не смог это проделать, но никто и не доказал, что это невозможно… Для решения недостаточны ни геометрия, ни алгебра, ни комбинаторское искусство», - так писал он своему коллеге, итальянскому математику и инженеру.
В конце концов, выстроив сложнейший алгоритм, Эйлер получил отрицательный ответ. Пройти по всем мостам лишь по одному разу и, описав круг, вернуться в исходную точку оказалось невозможным.
В 1905 году был построен Императорский мост, который был впоследствии разрушен в ходе бомбардировки во время Второй Мировой войны. Существует легенда о том, что этот мост был построен по приказу самого кайзера, который не смог решить задачу мостов Кёнигсберга и стал жертвой шутки, которую сыграли с ним учёные умы, присутствовавшие на светском приёме (если добавить восьмой мост, то задача становится разрешимой). На опорах Императорского моста в 2005 году был построен Юбилейный мост.
До наших времен из семи мостов уцелело только три.
Лавочный мост
Итак, самым старым был мост Лавочный (Кремербрюкке). Его построили в 1286 году по инициативе бургомистрата Альтштадта (только что получившего городские права). Связывал он Альтштадт с островом Кнайпхоф, на котором ещё не было городского населения.
Рядом с Лавочным мостом была построена будка – как пишется в немецких бумагах, «для складирования возможного хлама». В 1339 году мост упоминается как названный в честь святого Георга, но в 1397 году он обретает новое имя: Когенбрюкке, то есть Мост Судов (купеческие корабли назывались тогда в Ганзе когами). В 1548 году это имя стало официальным, изменившись на одну букву: Кокенбрюкке.
В 1787 году мост реконструировали. Убрали «будку для хлама». В 1900-м на месте деревянного Кокенбрюкке был сооружён новый, из металла. Он благополучно пережил войну и был снесён в 1972 году при строительстве моста Эстакадного. Мост за столетия обветшал, был разобран и перестроен в 1900 году в разводной мост. В войну сильно пострадал и был восстановлен советскими реставраторами. К сожалению, в семидесятые как "партия приказала" мост был снесен, а на его месте прошла эстакада.
Зеленый мост
Зелёный (Грюнебрюкке) был построен в 1322 году через рукав Прегель, для того чтобы обеспечить движение из пригородов Понарта к Королевскому замку. Поначалу мост был деревянным и назывался "Мостом длинной улицы". Деревянный мост часто горел и строился заново. В 16 веке мост, построенный заново после пожара, выкрасили в зеленый цвет, так он стал "Зеленым мостом". На этом мосту встречались знатные купцы города для переговоров. Мост был "почтовым", сюда гонцы привозили письма. Уважаемые горожане приходили за важной почтой лично и заодно встречались с компаньонами. В 17 веке рядом с мостом была построена биржа, нынешнее здание которой - перестройка конца 19 века. В 1907 году деревянный вариант моста сменился сооружением из металла, с разводным механизмом, который приводился движение вручную. Пережил войну, был отреставрирован. К сожалению, его постигла участь Лавочного моста, он был разрушен "по приказу партии" для строительства эстакады, которая проходит прямо на месте этих двух мостов.
Потроховый (Рабочий) мост
Построен в 1377 году на средства жителей Кнайпхофа, чтобы он связывал их с Форштадтом – районом складских помещений. Там, в Форштадте хранились запасы древесины для отопления. В 17 веке на пасху 1621 года в Кенигсберге случилось страшное наводнение, затопившее остров Кнайпхоф. По воспоминаниям современников "корабли выбрасывало на городские валы, крысы плавали на всплывших гробах, а в соборе вода стояла по колено". При наводнении Потроховый (Кёттельбрюкке) был разрушен, спешно восстановлен. Перестроен капитально в конце 19 века. Войну мост не пережил.
Кузнечный мост
В 1397 году, по инициативе альтштадтцев и по решению магистра Тевтонского ордена Винриха, был построен Кузнечный мост (Шмидебрюкке), параллельный Лавочному. Название свое получил благодаря кузницам, располагавшимся рядом. Был перестроен в 1846 году с разводным механизмом. Рядом располагалась башенка, в которой находился "пункт управления" мостом. Мост разрушен во время войны.
Деревянный мост
Деревянный (Хольцбрюкке) мост. До XV века между Альтштадтом и остром Ломзе существовала только паромная переправа - остров не был застроен и необходимости в постройке моста не было. Первый мост, соединяющий остров Ломзе с "большой землей" на севере был построен только в 1404 году. В средние века мост был разводным: основные его конструкции были деревянными, разводная часть была узкой (около 4 метров), в качестве противовесов использовались деревянные ящики, заполненные камнями.
Конструкция моста часто обновлялась по частям. Мост был отстроен заново в камне в 1903-1904 годах в том виде, в котором он существует сейчас. Строительство проводилось под руководством городского советника по строительству Науманна, архитектурное оформление ограды выполнил архитектор Бирт под руководством городского советника по строительству Мюльбаха. Стоимость строительства составила 514000 марок. Перед началом строительства шла активная дискуссия о постройке поворотного моста, тогда через него смогли бы одновременно проходить несколько судов. С другой стороны, это создало бы проблемы для судов, стоящих у пристани, да и время открытия и закрытия моста было бы больше, поэтому все таки мост был построен подъемным. Для открытия моста использовалось давление воды из городского водопровода. Ширина Прегеля в этом месте составляет 76 метров, оси вращения отстоят друг от друга на 24,5 метра. Сейчас мост не разводится, но визуально почти полностью соответствует своему историческому виду.
Высокий мост
Ещё одним сохранившимся до сих пор мостом Кёнигсберга является Высокий мост (Хойбрюкке). Первый Высокий мост был построен в 1520 году. Он соединял Ломзе и Форштадт. В конце 19 века его деревянный вариант сменился сооружением из кирпича и металла. Кстати, рядом с этим мостом – единственное на весь город уцелевшее здание подъёмных механизмов – «Домик смотрителя мостов». В 1937 году чуть восточнее был построен новый мост из металла и бетона. Именно он существует и по сей день.
С ним связана легенда о самом "правдивом" бароне Мюнхгаузене и его потерянном сапоге. Однажды, перебрав местного знатного пива, барон забрел в район Высокого моста. Найти свой дом он не смог, поэтому остановился на ночь в ближайшей гостинице. Комнатка оказалась так мала, что барон, когда лег, не смог поместиться во весь рост. Он вытянул ноги в открытое окно. Не сняв сапоги, барон заснул. Утром Мюнхгаузен обнаружил, что один его сапог упал в воду реки.
Медовый мост
Сохранился и мост Медовый (Хонигбрюкке), построенный в 1542 году. По преданию, своим «вкусным» названием он обязан… взятке, которую будто бы получил обер-бурграф Базенраде от кнайпхофского городского совета. За разрешение на строительство моста, связующего Кнайпхоф с островом Ломзе, минуя Альтштадт. Будто бы кнайпхофцы поставили Базенраде целую бочку мёда, - а рассерженные альтштадтцы прозвали их за это «медовыми лизунами».
Так или иначе, Медовый пережил Вторую Мировую. И сейчас ведёт он к Кафедральному собору с улицы Октябрьской. С мостом связаны романтические легенды: «Если свою любимую девушку три раза перенести на руках через Медовый мост, три раза покружить ее на каждом берегу и закончить цикл на берегу Кнайпхофа, так и не опустив ее с рук, то она будет любить Вас вечно».
Кстати, есть традиция - бросить с моста монетку, чтобы вернуться, появилась в Кенигсберге с давних времен. Так уж не забудьте про неё.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: