В шестидесятые годы в производстве авиационных двигателей стал применяться титан. Этот металл по удельному весу, механическим качествам и термопрочности имел преимущества по сравнению со сталью. Применение его в двигателях позволяло снизить их удельный вес. Но применение титана потребовало некоторых технологических и конструкторских новаций: при всех своих полезных свойствах, он обладал низкой температурой возгорания. А загоревшись, превращался в страшную, разрушительную силу. Если на самолете возникал пожар топлива, то температура горения достигала немногим более 1000 градусов. Такой пожар давал экипажу время для его обнаружения, и применения мер тушения или покидания самолета. Горение титана напоминает по своим свойствам термитную реакцию. Температура здесь достигает 3000 градусов. Пламя такого пожара режет легкоплавкую алюминиевую конструкцию, как нагретый нож сливочное масло. Разрушение идет столь стремительно, что экипаж оказывается в крайне трудном положении. В обычных условиях титан возгореться не может, даже достигнув температуры возгорания - для его горения требуется слишком много кислорода. Но в турбореактивном двигателе, в котором компрессор сделан из титана, температура достаточно высокая, а кислорода более чем достаточно: через компрессор проходят сотни кубометров воздуха в секунду.
27 сентября 1988 г. самолет Ан-8 (бортовой номер CCCP-48101), принадлежавший министерству авиационной промышленности, выполнял грузовой рейс. Где-то в районе стыка границ Тульской, Калужской и Орловской областей, в одном из двигателей самолета из-за разрушения топливопровода или иного узла (точных данных на этот счет нет), начался пожар. При этом очаг возгорания находился вне района установки пожарных датчиков, и аварийный сигнал на пульте бортмеханика не загорелся. Топливо вытекало и частично сгорало, двигатель стал работать неустойчиво. Экипаж уменьшил режим работы двигателя и стал наблюдать за параметрами, пытаясь понять причину такого странного его поведения. Через некоторое время пожар распространился по мотогондоле, сработала система пожаротушения. К этому времени бортмеханик, осмотревший двигатель через боковой иллюминатор, обнаружил выбивающееся наружу пламя. Применение оставшихся очередей системы пожаротушения эффекта не дало, температура в очаге возгорания достигла критических величин. Попытка экипажа сбить пламя, выполняя маневр скольжения (а что еще им оставалось?), привела лишь к обратному результату – из-за увеличения количества поступавшего воздуха, температура еще более повысилась, начался титановый пожар. Плоскость крыла в районе установки двигателя прогорела насквозь и разрушилась. На большой скорости и с большим креном, самолет рухнул на лес в окрестностях поселка Сосенский Козельского района Калужской области.
Рейс не был пассажирским, и катастрофу гораздо проще было замолчать. До сих пор нигде, кроме нескольких архивов, не найти материалов по этой трагедии. Пусть хотя бы этот материал будет лежать в Сети как память о экипаже самолета Ан-8 СССР-48101:
Обухов Владимир Алексеевич – командир корабля Сухарев Александр Николаевич – 2 пилот Каторгин Константин Николаевич – штурман Алекссев Николай Спиридонович – бортрадист Шляпин Валентин Федорович – бортмеханик
Были частично использованы материалы из книги А.А.Щербакова «Летчики, самолеты, испытания», а также помощь сообщества AVIA.RU.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: