Нерехта – городок на полпути между Костромой и Ярославлем, город-музей, где взору путника город открывается красивыми белокаменными храмами и старым городским историческим центром, сохранившим планировку уездного городка. Малый город с 7- ю храмами, разными стилями архитектуры, фресковой живописью XVII-XVIII вв., «школой русского настенного письма изографов Шустовых, Сопляковых, Баженовых», творенье рук человеческих, «ансамбль искусств…, город-Суздаль» на земле Костромской. Вихри перемен и новые веяния проносились над городом неоднократно, разрушали, но он уцелел вопреки всему и напоминает о себе своей неповторимостью и 800-летней историей.
Одной из достопримечательностей города Нерехты является кирпичная Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы). Церковь построена в 1770 - 1787 годах знаменитым местным костромским зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли. Он родился в 1741 году и имел дар к разным ремеслам. Во всяком случае, сначала с успехом обучился портновскому и кузнечному делу, потом, решив освоить и мастерство каменщика, поступил в одну из местных артелей. Работа по возведению построек так увлекла его, что Степан, имевший способности и к рисованию, самостоятельно освоил черчение, упорными занятиями постиг алгебру, геометрию и к тридцати годам, можно сказать, сам себя выучил на архитектора. Проекты его были грамотны, профессиональны, и ему скоро стали доверять серьезные заказы. Одним из таких заказов и была Воскресенская церковь в Нерехте, начатая в 1770 году. Степан Андреевич спроектировал ее в модном тогда стиле рококо, двухэтажной, чтобы под одной крышей уместить сразу и летний, и зимний храмы, а в основу плана положил уже вошедшую к тому времени в традицию форму корабля. Стройную четырехъярусную колокольню завершил куполом, стилизованным под колокол, и высоким шпилем. Такое завершение колоколен, а он их за свою жизнь построил в Костромской губернии немало, он потом не раз повторил в разных вариациях. Этот купол в виде удлиненного колокола даже стал своеобразной визитной карточкой этого провинциального зодчего.
Освящена церковь была 4 июля 1780, однако окончательно завершены все работы были лишь с возведением колокольни в 1787 году. Первые росписи сделаны в 1795г., до наших дней они дошли лишь фрагментарно, поскольку в XIX веке штукатурка с фресками со стен церкви была сбита, а затем стены расписали заново в новой академической манере. Иконы для церкви писал в числе прочих А. Денисов – один из авторов росписи Никольской церкви. К сожалению, они также не сохранились. Основной объём типа восьмерик на четверике перекрыт куполом с люкарнами и небольшой трапезной соединен с трёхъярусной колокольней. В одном здании расположены два храма — зимний, в честь великомученицы Варвары на первом этаже, на втором этаже — летний, в честь Воскресения. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. В конце XVIII в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора.
В середине XIX века во время ремонта церкви, на месте частично разобранного северного крыльца, была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили белый с позолоченными деталями иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви XIX в. из села Красное-Сумароково Нерехтского района, выполненного в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре костромскими мастерами-Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к сер. XIX в. и исполнена в академической манере. В конце XIX столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций, а также церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.
В 1930-х годах храм был закрыт, уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены. Здание приспособили под жильё и инкубатор с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок.
С 1983 года в Церкви Воскресения (Варвары Великомученицы) начинаются реставрационные работы, которые продолжаются вплоть до 1995 года. За эти годы была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук.Л.П.Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук.Г.Б.Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конц. XVIII века. В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи сер. XIX в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ "Воскресения Христова". В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика - "Несение креста" и "Положение во гроб". Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, - единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. XIX века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. В середине 1990-х годов также проведена реставрация иконостаса бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М.Патрунина.
В настоящее время в верхнем храме размещается экспозиция краеведческого музея - выставка "Русь Православная — обряды и обычаи жителей Нерехтского края конца XVIII — начала XX веков", здесь посетителям выставки предлагается сделать фото на память в русских народных костюмах.
Церковь Варвары Великомученицы- один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: