Екатерина Васильевна Буданова (7 декабря 1916 - 19 июля 1943) родилась в деревне Коноплянка Вяземского уезда Смоленской губернии. С дестства мечтала связать свою жизнь с авиацией. В 6 лет лишилась отца. После окончания 7 класса в родном селе, переехала к сестре Варваре в Москву и вместе с ней работала слесарем в механическом цехе 22 Авиационного завода имени «Горбунова» (позже переименованного в завод имени «Хруничева» в районе Фили).
Там она вступила в комсомол, руководила пионерской организацией в 63 школе (ныне Московская городская станция юных туристов, там есть мемориальная табличка). Катя была успешной спортсменкой, капитаном сборной лыжной команды завода.
Чтобы реализовать свою мечту, она пошла в Секцию спортивного парашютизма при заводском аэроклубе, а в 1934 году завершила курс пилотажа.
В 1938 году Екатерина закончила курс высшего пилотажа. Как лётчик-инструктор она подготовила 65 пилотов из числа курсантов Военно-воздушных сил Красной Армии.
После начала войны Е.Буданова направлена в Энгельсское военно-авиационное училище переучиваться на истребитель Як-1. Откликнувшись на призыв Марины Расковой она с декабря 1941 года становится лётчиком 586 истребительного авиационного полка. Ей достался самолет Як-1 с заводским номером 4402. И на его фюзеляже стоял номер 44. Во время первого боевого крещения она сбивает немецкий бомбардировщик под Москвой.
Ей приходилось выполнять боевые задания в районе Саратова, Ростова. Затем 8 лучших женских экипажей были командированы в мужской полк ( 73-й гвардейский истребительный авиационный полк, 6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), где женщины воевали наравне с мужчинами в небе Сталинграда.
Екатерина чаще всего была ведомой у командира полка Михаила Баранова. Но ей также разрешалась и «свободная охота», что позволялось делать далеко не всем мужчинам.
Как-то в паре с Барановым они напали на 12 Юнкерсов Je-88. Доводилось ей выполнять и лобовые атаки. Она была смелой, бесстрашной и преданной Родине.
В январе 1943 года трагически погиб при испытаниях новой техники её друг и легенда советской авиации Михаил Баранов.
Среди трофеев Е.Будановой был один Фокке-Вульф FW-189 (рама), который считался у ассов трудной добычей. Она его обнаружила во время «свободной охоты». Он летел на малой высоте (20-30 метров). Екатерина догнала его и уничтожила. И у неё кончились патроны и практически кончилось горючее.
С марта по июль 1943 г. Е. Буданова после ранения находилась на лечении в Москве, где она рассказывала о войне и поднимала боевой дух молодёжи.
В последний день своей жизни Екатерина в составе группы истребителей прикрывала наши штурмовики Ил-2. После выполнения задания штурмовики возврашались на базу, Як-1 Екатерины Будановой был замыкающим. И тут на него напали 3 немецких самолета Me-109 (Мессершмитт Bf.109). Екатерина приняла неравный бой, не давая им настичь группу наших штурмовиков. Одного она «разделала под орех», что от него ничего не осталось, второму тоже крепко досталось, и он убежал с поля боя. Но 3-й самолет всё-таки подбил Екатерину, нанеся ей смертельные ранения. Она кое-как выровнила самолет и приземлилась на поле. Тут сбежались местные жители, следившие за воздушным боем. Но они уже ничем помочь не могли. Сердце Екатерины остановилось с последним оборотом пропеллера. Её похоронили на этом же поле.
В мае 1989 года она была перезахоронена в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области, где ей поставили памятник.
Звание героя Российской Федерации ей было присвоено лишь 1 октября 1993 года. При жизни она была награждена орденом Красной звезды. В 1943 году её также наградили Орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
Её орлиный профиль вдохновил скульптора Веру Мухину, которая создала выразительный образ (см.фото).
В Москве одна из улиц Западного Административного Округа носит имя Екатерины Будановой. В предвоенные годы Екатерина жила на этой улице, которая раньше называлась улицей Гайдара. И когда Кунцево включили в состав Москвы, чтобы не было дублей и чтобы увековечить её подвиг, улице дали новое название.
Определенный архитектурно-исторический интерес представляет Прогулка по дворам, где можно увидеть образцы послевоенной застройки Рабочего Поселка Кунцева, который в простонародье прозывался «Страной лимонией» за желтый цвет стен зданий.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: