Дадиванк – это маленькая деревушка, раскинувшаяся на холмистом берегу реки Тартар, место, знаменитое величественным архитектурным ансамблем монастыря Святого Дади. "Ванк" по-армянски означает монастырь. На протяжении почти двух тысячелетий здесь что-то строилось и восстанавливалось. И несмотря на неоднократно повторяющиеся вражеские нашествия и пагубное воздействие времени, на территории памятника сохранилось около 30 построек различной степени сохранности. Название монастыря связано с преданием, которое гласит, что один из учеников апостола Фаддея (Тадея) Дади, или Даде, был предан мученической смерти в Арцахе за распространение христианских идей. Известно, что первые проповедники христианства стали появляться в Армении в I веке. Первоначальное святилище-мартириум монастыря было построено на месте погибшего здесь проповедника. В некоторых армянских источниках монастырь так и называется Аракелоц, то есть «Апостольский». Скорее всего, на этом месте, после того как Армения стала официально христианской страной (IV в.), и была построена первая, самая древняя церковь монастыря. В летописных источниках имя "Дадиванк" начинает фигурировать с IX века. В XII веке персидский полководец Чоли, завоевавший Гандзак (Гянджа) "сжёг и апостольский святой монастырь, что зовётся Дадуиванк". Но уже начиная с последней трети того же века монастырь начинает восстанавливаться. Появляются новые и достраиваются старые культовые и светские сооружения. Судя по остаткам зданий, в течение многих веков здесь служила многочисленная братия. Первая половина XIII века является временем наивысшего расцвета Дадиванка. В то время здесь располагалась резиденция епископа, и на протяжении последующих веков монастырь продолжал расширять свои владения. Даже в самые тяжкие времена его земли составляли огромную площадь. После походов персидского хана, а затем ужасающей чумы и голода (1798), монастырские сёла почти полностью обезлюдели. В конце XVIII – начале XIX веков монастырь некоторое время пустовал. Дадиванк находился в полном запустении вплоть до присжоединения Карабаха к России (1813). И лишь в 30-м году того же столетия священнослужители-одиночки затеяли дипломатическую войну за освобождение земель монастыря от кочевых поселенцев. Багдасар hАсан-Джалал взялся за нелёгкое дело и отобрал часть бывших угодий, у дочери хана. Позже к нему присоединился католикос всех армян Нерсес V. В результате им удалось склонить российского наместника на Кавказе, и тот закрепил почти двести тысяч десятин земли за монастырём. Дадиванк демонстрирует разнообразие строительных материалов и архитектурных стилей. Стены монастыря богаты эпиграфическими надписями и хачкарами. Сохранились также фрагменты фресок. Весь комплекс окружён каменной стеной. Для полноценного ощущения времени входите в монастырь через главные ворота.
В специальной нише колокольни, куда ведёт лестница, стоят два удивительных хачкара. Пожалуй, это два самых изящных и утончённых хачкара во всём Арцахе! Не сразу видно, но каждый из них сделан из двух частей. Здесь действительно снимаешь шляпу перед мастерством средневековых камнетёсов Армении. Хачкары были созданы в 1283 году. Возможно, что и колокольня была построена специально для них. Все путники, бывавшие в Дадиванке, поражались красотой этих хачкаров. Известно, что приехавшие в монастырь англичане в конце ХIХ века хотели выкупить их у настоятеля за 10000 рублей – деньгам по тем временам немыслимым.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: