Не прошло и пяти лет с момента создания этого тайника, но как всё изменилось… В 2009 году Шатурская узкоколейка была официально закрыта, и сразу вслед за этим началась её полная ликвидация – уничтожение уцелевшего подвижного состава, демонтаж и вывоз рельсов. Менее чем через год от узкоколейки ничего не осталось, и лишь валяющиеся кое-где по краям прямой, как стрела, просеки шпалы напоминают о том, что ещё недавно здесь проходила стальная магистраль. Многие годы ушли на её постройку, десятилетиями она трудилась, снабжая дешёвым и доступным топливом электростанцию и котельные, и всего за несколько месяцев была стёрта с лица земли.
Теперь этот тайник впору называть "По бывшей узкой колее". Ниже я оставляю без изменений первоначальный текст описания местности - как память о последних годах существования Шатурской узкоколейки, и для того, чтобы вы могли сравнить то, как она выглядела на момент закладки тайника с тем, что можно увидеть сейчас.
Если взглянуть на карту Шатурского района Московской области, то в глаза сразу бросается огромная сеть узкоколейных железных дорог (УЖД), буквально оплетающая Шатуру со всех сторон. По лесам и болотам были проложены многие километры стального пути для вывоза здешнего природного богатства – торфа. Шатура окружена торфяными болотами. И именно здесь была построена одна из старейших российских электростанций, работавшая на торфе.
Шли годы, Шатурская ГРЭС-5 развивалась, росла вместе с ней и сеть УЖД, всё дальше и дальше проникая в глубину мещерских лесов. На пике развития дороги суммарная протяжённость её путей превысила 300 км! В это время дорога была электрифицирована, и здесь даже существовало испытательное кольцо ВНИИ узкоколейного железнодорожного транспорта. Однако, начиная с 80-х годов, ГРЭС-5 начали переводить на другие виды топлива, а дорога стала постепенно приходить в упадок. В настоящее время дорога находится в плачевном состоянии. Подавляющая часть путей разобрана, часть оставшихся насыпей используется в качестве автомобильных дорог, а часть зарастает и разрушается, и следы многих веток, обозначенных даже на современных картах, на местности удаётся обнаружить с трудом. Железнодорожный путь в более-менее рабочем состоянии сохранился лишь на участках Керва-Долгуша-Морозовский-Соколья Грива и Морозовский-Челышево-Мишеронский-Бакшеево-Острова. Насколько мне удалось выяснить, на этих участках есть движение, хотя из-за состояния пути скорость низкая, и случаются сходы с рельс.
Сейчас группа энтузиастов взялась за восстановление УЖД. Вызывает уважение решимость этих людей, взявшихся за выполнение столь огромной работы своими силами, без какого-либо финансирования со стороны. Возможно, пройдёт немного времени, и благодаря их стараниям снова покатятся из Кервы в Бакшеево маленькие пассажирские составы по узкой колее…
Вместе с дорогой уходили в небытие и связанные с ней поселения. Так, например, всё ещё обозначаемое на картах Максимовское, что между Северной Гривой и Мишеронским, не только покинуто людьми, но и почти лишилось всех следов человека, и к его названию уже нужно добавить слово "урочище".
Итак, наш геокэшерский маршрут предусматривает посещение урочища Максимовское и Шатурской УЖД на участке Челышево-Мишеронский. В Максимовском не осталось и следов построек, стоит лишь на краю странное железное сооружение – "охотничий домик". Внутри оборудованы две самодельные лежанки, заботливо устланные ветками, в уголке - печурка с трубой, на земляном полу стоят чурбачки, заменяющие стол и стулья. Само урочище всё же отличается от окружающей местности – и растительность здесь другая, и атмосфера - постоянно чувствуется какая-то смутная тревога, сродни той, что ощущаешь, заходя в покинутый хозяевами дом. Внимательно приглядевшись, можно увидеть приметы давней обитаемости места – вот садовые цветы гордо вознесли свои стебли, и своим ярким цветом как бы празднуют победу над бурьяном. Вот правильной формы прудик. А чуть в стороне - одичавшие кусты ароматной смородины…
Но вот мы выходим к УЖД. Шпалы во многих местах сгнили, рельсы шатаются и искривлены, стыки неровные. Кое-где лежат под насыпью остатки подвижного состава. Но дорога ещё живёт, и ведёт нас по красивым разнообразным местам, сменяющим друг друга – то поросшее мелколесьем болото, то светлая роща, где берёзы перемежаются с молодыми соснами, то тёмный мрачноватый ельник, то озеро, окруженное лесом. Что ж, приглашаю Вас прогуляться по этим местам, где так гармонично соединились природа и техника.
При составлении описания использовалась информация с сайтов http://narrow.parovoz.com/ и http://shatura-ujd.wol.bz/ .
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: