Автор: delia и shimp
Создан: 22.04.2015
Опубликован: 22.04.2015
(отредактирован: 22.04.2015)
Описание окружающей местности
Село Ембаево основано в начале 17 веке бухарцами – выходцами из городов Средней Азии: Бухары, Самарканда, Ургенча, Хивы и др. Бухарские купцы привозили в Сибирь шерстяные, шёлковые, х/бумажные ткани, сушеные фрукты, кожаные изделия, пригоняли скот.
В документах 19 века село Ембаево называлось Ембаевским или Ембаевскими юртами «юрт» - по – татарски означает – поселение, деревня. По преданию, на месте нынешнего села поселилось вначале семеро переселенцев из Бухары. Ембай – имя собственное, его можно перевести на русский язык как «новый купец, богач», или как «один из семи». Видимо один из первых поселенцев назывался Ембаем.
Есть другая версия названия села. Татары называли село Улуг-Манчел (Олы Манчел). «Манчел» по – таджикски означает остановка, привал, место, где можно остановиться. Места у нас красивые.
В 19 веке в селе построили две мечети: малую - около 1841 года, большую – в 1884-1888 гг. Это первые каменные мечети в Сибири. Мечети очень похожи друг на друга, но в деталях не совпадают. Строились они по проекту, присланному из Петербурга. По объемному построению ембаевские мечети напоминают русские церкви: здесь тоже на одну ось нанизаны притвор, «трапеза», четверик храма. Только вместо вертикали колокольни над трапезной – вертикаль минарета. В XIX в. духовные управления всех иноверческих исповеданий подчинялись Светлейшему Синоду, а его специальное ведомство разрабатывало типовые проекты, как православных. Так и иноверческих культовых зданий. Поэтому неудивительно, что в архитектуре мечетей и церквей чувствуется один и тот же почерк. Он проявляется в обработке стен рустами, пилястрами, полуциркульными окнами. Входы в мечети выделаны фигурными фронтонами, свойственными стилю барокко. Можно сказать, что в Ембаево осуществлен тип «официальной» каменной сибирской мечети, не повторяющей в точности формы деревянных мечетей, но сохранившей традиционные черты: многогранную форму минарета и круговой балкон вокруг него для муэдзина, а главное – купольное покрытие, пришедшее в архитектуру мечетей от сельджуков в XIV. Характерна для татарских мечетей постановка минарета прямо на здании, а не рядом.
В 1841 году открыли духовную школу – медресе, содержавшееся за счёт местных богатых купцов: вначале Габдельниязовых, позже – Кармышаковых. Преподавателей в медресе приглашали даже из зарубежных мусульманских стран, а так же из Казани, Уфы и др. В медресе преподаётся чтение, письмо на татарском языке, объяснения Корана и для желающих – персидский и русский языки, курс обучения считается семилетним. В медресе готовили священнослужителей для мечетей тех частей России, где жили мусульмане. Библиотека имела около двух тысяч печатных и рукописных священных книг. Их, в начале 1930-х гг., когда закрыли мечети, увезли в Тюменский краеведческий музей.
О богатстве и щедрости купца Кармышакова до сих пор ходят красивые легенды. Он помогал бедным односельчанам, невзирая на национальность и вероисповедание: бухарцам, татарам, русским.
Полное его имя Нигматулла Хаджи Кармышаков улы Сайдулаев. Хаджи означает, что он совершал паломничество в Мекку – столицу ислама. Похоронен Кармышаков на Ембаевском кладбище.
По данным на 1912г., основную часть населения Ембаево составляли бухарцы -1295 чел, и только 49 татар здесь жило. Татарскую национальную школу открыли в Ембаево в 1928г. и объединили с медресе. Школа к 1950г. стала средней, десятилеткой. Первым директором объединённой школы был И.Муратов, потом 10 лет ею руководил Гумер Ишимович Ахтямов. Земляки назвали в честь него улицу села. Среднюю школу возглавлял Ахья Хамзович Манняпов, потом 30 лет – с 1965 по 1992гг – Сулейман Колчакович Биктимиров. Его именем тоже названа улица, ведущая к средней школе, на стене которой укреплена мемориальная доска в память о настоящем народном учителе.
Ембаево – единственное село района, где улицы названы именами лучших учителей местной школы: Г. Ахтямова, С.Биктимирова, А.Салихова. По предложению С.Биктимирова, в селе улицы названы и в честь татарских великих поэтов: Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Хади Такташа.
В школе помнят своих знатных выпускников: Героя Советского Союза Аширбекова А.Р., учёного – фольклориста Хамита Ярми, кандидата сельхознаук Хамидуллу Балдашёва.
В годы ВОВ 1941-1945гг на фронт из Ембаево и Тураево призвали более 200 чел, из них 132 погибли. В самом Ембаево располагался эвакуированный из блокадного Ленинграда д/д «Малютка», жили и работали в колхозе взрослые, эвакуированные из Европейской России люди разных национальностей.
На территории большой мечети, огороженной старинной оградой, в небольшом здании бывшей школы-медресе располагается Районный музей-заповедник татарской истории и культуры. Музей небольшой 3 комнаты, но посетить его стоит. В нем представлены экспонаты, рассказывающие о быте села, о его жителях. Национальные костюмы, домашняя утварь, реконструкция жилой комнаты, подлинные книги и документы это лишь малая часть выставленной коллекции. Одна из комнат музея посвящена героям села проявивших себя на полях сражения за нашу Родину. Музей работает с 9-00 до 17-00 час (вт., ср., чт., пт., суб.). С 12-00 до 13-00 перерыв. В воскресение и понедельник – выходной.
Как добраться. Из Тюмени, от остановки «Главный рынок» в Ембаево ходит по расписанию автобус 23, примерно 2 раза в час.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: