Какие бы потрясения ни охватывали страну, тропинка к могиле симбирского блаженного Андрея, Христа ради юродивого, никогда не зарастала. Его дар предвидения и способность исцелять недуги были настолько очевидны, что сам Серафим Саровский посылал страждущих к нему.
В июне 1998 года совершилось прославление блаженного Андрея в лике местночтимых святых, а 5 октября 2004 года на заседании Архиерейского собора он был причислен к лику общецерковных святых.
Отрочество блаженного Андрея
Родился Андрей Ильич Огородников в 1763 году в бедной семье, прожил 78 лет. Родители его, особенно мать Анна Иосифовна, были людьми очень набожными и воспитывали детей своих Андрея, его старшего брата Фаддея и сестру Наталью в истинной вере православной. Младенцем Андрей был сиднем, практически не передвигался без посторонней помощи, был немым, хотя и мог говорить два слова - "мама" да "Анна", повторяя их во всех случаях - когда хотел есть, спать или звал кого-то. Со временем Господь укрепил младенца, и он стал самостоятельно ходить.
Лишенный, по-видимому, всех даров природы, скорченный, имевший жалкий вид, Андрей Ильич принял на себя подвиг юродства и молчальника на всю жизнь, - писал П. Мартынов в своей книге "Город Симбирск за 250 лет его существования". После смерти родителей он с сестрой Натальей, служившей ему до кончины, приютился в хижине, построенной для него в 1813 году помещицей Е. А. Мильгуновой, на Панской улице. Но сюда он приходил только ночевать, а целые дни проводил на улице.
В жизни юродивого Андреюшки встречалось немало поводов для народной молвы, чтобы считать его праведником, так как многие из его деяний были невозможны для обыкновенного человека: так, целые дни, а иногда и ночи, он стоял на церковной паперти или на колокольне в трескучий мороз, босиком, в одной рубахе; вытаскивал голыми руками чугунные горшки из пылающей печи; целовал кипящий самовар, при чем случалось, что обливался кипятком, - и всё это не имело никакого влияния на его здоровье.
Чудеса и благодеяния
В дни отрочества своего, когда мать его уходила в Киев или другие места на богомолье, Андрей Ильич перед её возвращением начинал обыкновенно кричать «мама-Анна». По этому признаку домашние догадывались о скором возвращении Анны Иосифовны домой, что и сбывалось действительно.
Всё, что подавал он встретившимся с ним, имело особенное значение и смысл: кому, например, давались Андреем Ильичом деньги, тот вскоре разживался и богател, а кому предлагал он щепку или землю, тот умирал. Перед переходом дома в чужие руки или перед пожаром приходил он с метлой и начинал мести двор хозяина или выметал сор из дома, и домохозяин непременно лишался своего имущества.
Симбирские торговцы считали за особенное счастье, когда Андрей Ильич, пробегая мимо лавок, что-либо возьмёт по предложению того или другого из них, так как бывало, что в тот же день или вскоре они были вознаграждаемы за это необыкновенной успешностью торговых оборотов.
Раз забежал блаженный в дом к г-же Быковой, когда она, оправившись уже после родов, шла в баню; прошёл в её спальню, лёг на диван и, сложив на груди руки, вытянулся, как мертвец. Г-жа Быкова, шедши из бани, простудилась и в скором времени на этом же самом диване скончалась.
По окончании курса в Казанском университете крестник Андрея Ильича, приехав домой, пожелал поздороваться с ним и попросить его благословения, но, по брезгливости, не решался поцеловать его руку, потому что обе его руки всегда бывали испачканы. Забежавший на этот раз в дом родителей крестника Андрей Ильич подал знак няне, чтобы она вымыла ему руку, которую затем и подал крестнику поцеловать; потом, обнявши его, дал поцеловать ему и голову свою.
Известный в своё время в Симбирской епархии протоиерей села Бурундук Буинского уезда Алексей Иванович Баратынский рассказывал, что однажды шёл он толкучим рынком, будучи почему-то в это время очень голодным, денег же на покупку хлеба при себе не имел. Вдруг откуда-то появился Андрей Ильич, на бегу вынул из сумки половину булки, сунул ему в руки и продолжил бежать далее. Это обстоятельство заставило о. Баратынского изменить свои взгляды на Андрея Ильича.
По прозорливости Андрей Ильич всегда узнавал, кто с каким усердием приносил ему гостинцы. Один семьянин нёс ему большую коврижку, но дорогою подумал: «Зачем это я такую большую коврижку несу ему? Верно, не скушает сам всей, лучше бы детям уделить половину». Андрей Ильич принял коврижку, но, отломив себе кусочек, остальную часть возвратил принесшему её.
Другой нёс ему яблоки в платке, и жаль ему стало отдавать вместе с яблоками и платок, но Андрей Ильич, выложив яблоки, отдал платок этот назад и таким образом дал понять, что не нуждается в невольном подарке.
Когда же началась война 1812 года и многие симбиряне, желая узнать о судьбе своих близких-воинов, поехали к прозорливым старцам, и в том числе к преподобному Серафиму САРОВСКОМУ, неожиданно услышали: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть - ваш Андрей Ильич». Так и возвращались симбиряне к своему святому за благословением и советом.
Кончиной своей воссиял
В постоянном подвиге и всевозможных лишениях прожил Андрей Ильич 78 лет. Он слёг в постель (21 ноября 1841 года). Заслышав о его болезни, народ во множестве стекался к нему как бы за благословением и напутствием для жизни, считая за великое счастье поцеловать его руку. 23 ноября после ранней литургии духовник его о. В.Я. Архангельский прибыл со Святыми Дарами в карете, предоставленной глубокой почитательницей Андрея Ильича Е.А. Столыпиной. После исповеди с редким благоговением причастился Андрей Ильич Святых Тайн. Вечером того же 23 ноября над ним совершено было таинство Святого Елеосвящения, во время которого он, находясь на своём ложе, держал свечу сам, а когда духовник подносил ему Евангелие, с необыкновенным чувством брал его обеими руками и крепко прижимал к своим устам. В 4 часа по полуночи 28 ноября (ст.ст.) 1841 года блаженный старец скончался.
Его кончина взволновала жителей города и окрестных селений. Полиция и жандармы оберегали вход в тесную хижину, где покоились останки блаженного, впуская народ по очереди. Рубаха для усопшего была сшита сёстрами Андреевыми; они же надели на него старинный 8-конечный позолоченный медный крест. Другие принадлежности для погребения, множество подсвечников с большими и тяжеловесными свечами – всё доставлено было от своего усердия богатым купечеством и знатным дворянством.
В богатом гробе, в длинной рубахе и босой, как ходил при жизни, Андрей Ильич покоился пять суток в своей хижине. День и ночь без перерыва здесь служились панихиды и толпился народ. 3 декабря останки блаженного торжественно были перенесены, с благословения симбирского архиепископа Анатолия, в Вознесенский собор ко всенощному бдению, после совершения которого затем во всю ночь при гробе были отправляемы панихиды.
Прошло полтораста лет, и 3 июня 1998 года во время прославления блаженного Андрея в лике местночтимых святых его останки были извлечены из гроба. «Святые останки будто переливались и искрились при свете свечей – они были покрыты крупными каплями, напоминающими испарину, – свидетельствовал в своей книге «Града Симбирска чудная похвала и заступление» протоиерей Алексий Скала. – Научно объяснить это можно было бы резким перепадом температуры, но склеп вскрыли ещё днём, и внутри него не могло быть очень прохладно. Затем гроб старца на протяжении более чем пяти часов находился в духоте переполненного народом храма. Выходит, резкого перепада температуры при открытии крышки гроба не могло быть …святые мощи, источив кристально прозрачные капли влаги, сами собою омывались, показывая чистоту и непорочную богоотмеченность самого Блаженного».
Так древний Симбирск милостью Божией обрёл своего небесного покровителя.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: