Описание окружающей местности

Водь – древнейшее население Северо-Запада России наряду с Ижорой. Никто не знает, когда первые представители этих народов пришли на территорию нынешней Ленинградской области; пришли ли они вместе, или одно из племен появилось тут раньше. Зато мы знаем наверняка: по переписи 2010 года вожане – вторая по малочисленности, если так можно выразиться, народность в нашей стране. Вожан на территории России всего 64 человека. Помимо них только 9 жителей Эстонии в 2000 году в ходе переписи населения назвались ваддялайдыз - вожанами. Меньше, чем води, в России только кереков. Их, по данным 2010 года, всего четверо…
Очевидно, что народ Водь находится на грани вымирания. С другой стороны, как вымирающий народ Водь была отмечена еще в начале XX века финскими этнографами. Ан нет… Сто лет минуло, а о води еще не забыли. Живы водский язык, их традиции, обычаи, культура...
Живы они благодаря энтузиастам. Жаль только, что интерес к коренным народам Северо-Запада Росии (тот самый практический интерес с грантами, экспедициями, этнотуризмом и организационными инициативами, так необходимыми для поддержки малых народов) проявляют всё больше финны да эстонцы, а не соотечественники.
Но и у нас в стране есть люди, которым не безразлична жизнь вожан. Это, например, санкт-петербургский этнограф и археолог Ольга Игоревна Конькова. Это группа вожанок, собирающихся в родной деревне Лужицы, чтобы поговорить на родном полузабытом языке, и присматривающих за местным водским этнографическим музеем. И знаете, что интересно: инициатором создания этого музея выступила вовсе не вожанка, а русская – Татьяна Ефимова. Как нам рассказала Нина Константиновна - сестра мужа создательницы музея, - выйдя замуж за вожанина, Татьяна заинтересовалась судьбой народа своего супруга: сначала расспрашивала родственников и соседей, затем стала собирать предметы традиционного быта вожан – будущие экспонаты первого водского музея, который и был открыт в 1997 году. Татьяна Ефимова ездила в Эстонию и Финляндию изучать материалы, собранные зарубежными этнографами и на 4 года оставила основную работу ради того, чтобы посвятить себя водской истории. И водскому будущему… Каждому народу бы такого героя!
Именно благодаря энтузиастам о столь малочисленном народе накоплено не так уж и мало информации. Издаются книги о води, ижоре, вепсах, кореле… Проводятся конференции, действуют языковые кружки, школьники последних двух деревень компактного проживания води – Лужиц и Краколья - участвуют в ансамблях, исполняя национальные песни, танцуя народные танцы… Да и в рунете найти информацию о води не так уж и сложно:
Водь - последние мгновения истории
Документальные фильмы и другие видеоматериалы о води и иных малых финно-угорских народах
 
Но рунет – дело современное. А вот фольклор – самобытный, хоть и схожий местами с русским; странный, хотя и мудрый – вот свидетель водской старины. Мы хотим поделиться несколькими преданиями и сказками водского народа, записанными разными собирателями сказаний и переведенными дословно, что придает им особый колорит:

Курочка ли Ряба?

Жили старик и старуха. Была у них пестрая курица. Снесла курица золотое яйцо. Пришла мышь — длинный хвост, уронила яйцо на землю. Дед и баба стали плакать, хлебная лопата — петь, тележки — дребезжать, лошадь стала ржать, корова стала мычать, овца стала блеять. Курица говорит им: «Не плачьте! Я снесу другое яйцо, пестрое, синее и зеленое, желтое и красное». У старика и старухи настроение поднялось: получат они пестрое яйцо.

Про Бэтмена…

В старые времена звери и птицы жили хорошо, дружно. Но пришла вдруг зверям в голову плохая мысль, что смогут они прогнать птиц с земли. И вот начали воевать и устроили войну. Но птицы большие, и они зверей победили. А лету- чая мышь очень хитрой была — для обеих сторон хотела хорошей быть. До тех пор пока звери побеждали птиц, она была на стороне зверей, а как начали птицы побеждать, она полетела на сторону птиц. Рассердились птицы и прогнали ее. Теперь летучая мышь может только после захода солнца летать, когда луна светит. Днем же не может — запрещено, иначе птицы побьют, она боится их. Когда солнце садится, тогда летает. А когда дети видят (ее), то кричат: «Летучая мышь — ночной колобок, обманная мышь — трусливый колобок!»

В стиле Габриэля Гарсии Маркеса…

Жили дед и баба вдвоем. У них были животные: лошадь и две козы. Дед утром пошел пахать, а баба осталась дома избу топить, деду есть варить. А сама затем отправилась коз в стадо выгонять. Выгнала коз в стадо, а сама пошла за ягодами. Дед пришел с пашни вечером, и баба пришла со сбора ягод вечером домой. Ищет, ищет коз, а нет коз. Идет домой да плачет. Медведь съел коз, оставил деду с бабкой копыта да рога. Идет и плачет. Дед спрашивает: «Чего ты плачешь?» — «Как мне не плакать, если медведь съел коз? Оставил лишь копыта и рога». Дед говорит: «Не плачь. Придут цыгане, купим снова коз». Сейчас опять живут дед и баба по-старому. Дед ходит пахать, баба ходит за ягодами, а козы в стадо. А теперь конец этой сказке.

Притча…

Встретились два товарища. Один у другого спрашивает: «Ты получаешь так много денег, куда ты все деваешь?»
Товарищ говорит: «Есть мне куда деньги девать. Одной частью я долг плачу. Другую часть в воду бросаю. Третью часть в долг даю». А товарищ говорит: «Почему ты такой дурак? Лучше копи деньги!» Тогда он отвечает: «Я долг плачу — отца с матерью кормлю. Дочек кормлю — в воду бросаю. Они вырастут и выйдут замуж. Я ничего от них не получу. В долг даю — сыновей кормлю. В старости они меня будут кормить».

Краткость про жадность…

Один мужик хотел получить много земли. Ему сказали: «Как много можешь пробежать за день?» — «От восхода солнца и до захода». Он бежал, весь день бежал. Но вот солнце уже опустилось. Упал на землю этот мужик и еще руку протянул: «Это еще мое!» Всё, вот и сказка!

Бытейская мудрая…

Это у нас сказка. Однажды мужик идет с пахоты домой. И у жены не было положено на стол готовой еды. Муж говорит: «Что ты только делаешь? Я уже вволю наработался, а у тебя здесь ничего не сделано». Жена говорит: «Ах! У меня еще много не сделано. Завтра утром встанем вместе. Я пойду пахать, а ты останешься делать утренние работы. Первым делом печку истопи, потом ребенка накорми, хлеб испеки, масло сделай, поросенку положи еды и обед приготовь. Я приду домой, все было бы сделано!» На другой день муж затопил печку, начал хлеб месить. Ребенок начал плакать. У мужика руки были в тесте. Пошел ребенка качать и измазал его тестом. Побежал поросенку еды положить — дверь в хлев оставил открытой. Прибежал в комнату, поставил сметану в большую бутылку, привязал на спину и стал тесто месить и уже делает две работы одновременно — хлеб месит и масло будет готово на спине. В это время поросенок забежал в комнату, прыгнул мужику на спину и разбил бутылку со сметаной. Сметана вся разлилась по полу. Ребенок плачет, печка уже стопилась, хлеб остался не испеченным, щи оста- лись не сваренными. Жена уже идет домой на обед. У него ничего не сделано. Поросенок в ком- нате, пол весь в сметане, ребенок в тесте, сам в поту и грязи. Жена спрашивает: «Как тебе нравится быть хозяйкой?» Муж отвечает жене: «Теперь я верю, что у хозяйки тоже много работы. Поменяемся опять работами, будь ты опять хозяй- кой, а я пахарем». С тех пор стали в согласии жить.

Криминальная…

Жили два брата, один был дурак. Нашли они клад. Ну, и этого дурака послали попросить у попа корзину. Поп спросил: «Зачем вам корзина?» — «А деньги мерить». Они пришли, стали во дворе мерить. А пришел поп у ворот их сторожить. А второй брат увидел, взял этого попа, да и убил. И бросил в подпол. Один день нет попа в церкви, второй нет, спрашивают: «Куда поп делся?» А этот брат-дурак и говорит: «У нас брат попа убил и положил в подпол». А тот брат услышал, пошел, козу зарезал и бросил в подпол. Отправили его в подпол поднимать попа наверх. А он спрашивает у народа: «Есть ли у попа борода?» — «Вот дурак, разве у попа бывает борода?» — «А есть ли у попа шерсть?» — «Ну, вот какой ты дурак, шерсть хочешь. Поднимай сюда!» Он поднял, смотрят — это коза. Да и говорят ему: «Ай ты, дурак так дурак, ведь это коза, а не поп!». Так попа и не нашли.

При подготовке материала использованы данные из книги археолога и этнографа Ольги Игоревны Коньковой «Водь» из академической серии «Коренные народы Ленинградской области», сказки из книги «Предания и сказки Водского народа» из серии «Фольклор коренных народов Ленинградской области», составленной тем же автором. Названия сказок изменены автором тайника, чтобы показать связь прошлого и настоящего в контексте водской и общемировой культуры.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться