Идея создания тайника возникла во время лыжной прогулки по свежей нарезанной классической лыжне, сделанной энтузиастами Спортивно-оздоровительного клуба «ГАБО» к обелиску сбитому самолёту, находящемуся недалеко от живописного чистого озера Долгое, которое вместе с озерами Круглое и Нерское занимает моренную котловину, образованную исходом древнего ледника. Ознакомившись с информацией о военных лётчиках из статьи руководителя поискового отряда «Рубеж Славы» Сергея Рыбакова на сайте клуба, опубликованную в газете «Дмитровский вестник», решил поделиться ею с геокешерами.
Большинство летчиков, погибших в годы Великой Отечественной Войны, без сомнения, закончили свою жизнь в бою. Многие из них до настоящего времени числятся пропавшими без вести. И сколько бы времени ни прошло, мы по-прежнему продолжаем открывать неизвестные страницы военной эпохи. Рано или поздно накопленная информация назревает и «выстреливает», и тогда энтузиасты поиска планируют экспедиции и с нетерпением ждут полевых выходов. Поисковым отрядом «Рубеж Славы» были проведены две полномасштабные экспедиции на местах падения двух советских боевых самолётов, сбитых врагами в конце ноября 1941 года. Речь пойдёт о найденных местах гибели двух советских лётчиков-истребителей, сражавшихся на боевых машинах МИГ-3.
С Талдомского военного аэродрома в Юркино в ноябре-декабре 1941 г. на боевые задания вылетали истребители, штурмовики и бомбардировщики. Правда, о судьбах многих пропавших без вести лётчиков ничего не известно. Из поднятых военных архивов стало известно, что «28 ноября 1941 г. с военного аэродрома в Юркино на боевое задание (разведку) в район Яхрома-Дмитров вылетели два истребителя МИГ-3. В этот день передовые части вермахта захватили г. Яхрому. Обратно на свой аэродром истребители не вернулись. Боевые машины пилотировались лётчиками 176 ИАП 1 Воздушной Армии: старшим лейтенантом Рожновым Алексеем Васильевичем (1908 г. р.) и младшим лейтенантом Крайко (И.О. неизвестны). До наших дней заместитель командира эскадрильи А. В. Рожнов числится среди пропавших без вести». Эта информация сильно «зацепила» дмитровских поисковиков и вызвала огромное желание найти место гибели лётчика. Начался сбор информации о пропавших истребителях. За пять лет поисковой работы поисковый отряд «Рубеж Славы» побывал на местах падения ТБ-3, ПЕ-2, ИЛ-2 и МЕ-109, но о местах падения МИГ-3 известно не было .
После первых заморозков в октябре 2010 года, в районе истока реки Икшанки, на западном склоне гряды, напротив деревни Новлянки, поисковиками Сергеем Рыбаковым и Павлом Муничкиным были обнаружены обломки самолёта. Место падения находилось в лесу, рядом с горнолыжным спуском. На склоне была найдена воронка диаметром более 2-х метров, чуть ниже на расстоянии 1520 метров — элементы двух плоскостей (крыльев) со сложенными шасси. При первичном осмотре стало ясно, что перед нами советский истребитель. В деревне Новлянки были найдены очевидцы воздушного боя - сёстры Коноваловы. В военное время они были детьми и своими глазами наблюдали за боем, разгоревшимся в ноябрьском небе 1941 года. О гибели неизвестного лётчика и его первичном захоронении нам рассказали в деревне Целеево. Это был первый найденный самолёт Миг-3.
В мае 2011удалось узнать о падении ещё одного самолёта в районе озера Долгое. Этими вестями с поисковиками поделилась учитель истории Каменской школы №2 Е. И. Лебедникене. Была проведена разведка у озера Долгое. Опрошены жители деревни Рыбаки, благодаря старосте В. Б. Леошеня нашли единственную очевидицу событий 1941 года Клавдию Ивановну Щёткину (1924 г. р.). Она рассказала о гибели советского лётчика накануне оккупации деревни Рыбаки. Вспоминала дядю Ваню Сагалдина, похоронившего неизвестного лётчика рядом с местом падения самолёта.
Из хроники военного времени: «… с. Озерецкое, д. Рыбаки входили в состав Коммунистического района и находились в зоне оккупации с 28.11. по 10.12.1941года». В итоге мы узнали места гибели двух неизвестных лётчиков. Для точного выявления имён бесследно исчезнувших героев неба стоило работать. На местах падения самолётов мы старались найти ответы на многие вопросы: определение марок самолётов (по поднятому «железу»); их функциональное назначение (по собранным гильзам — вооружение); выявление авиационных полков, ведущих боевые действия в данных районах (по заводским номерам агрегатов и основных узлов боевых машин). При нахождении останков и вещей лётчиков — возможность более точного установления личностей погибших. В итоге, подготовив документы-постановления для проведения экспедиции на территории Габовского административного округа, мы отправились на озеро Долгое. 23 мая мы приступили к раскопкам в лесном массиве в 500 метров южнее озера Долгое. На месте падения самолёта огромная воронка, полностью заполненная водой. Впереди два дня тяжёлой работы. Рельеф местности немного облегчил спуск воды, и поисковики прокопали 30-метровую траншею к оврагу. Мощный поток воды с шумом горной реки нарушил тишину леса. На дне овальной воронки илистая жижа с маслянистыми разводами и сильным запахом бензина. На обнажившихся берегах большой ямы видны куски дюралюминия. Опущенные в воронку металлоискатели пронзительным фоном, подавали сигналы о разных металлах. Поисковики вооружились вёдрами и приступили к вычерпыванию липкой глины. Силы окончательно покинули членов экспедиции, но хороший задел в работе гарантировал успех дальнейших поисков. В течение дня мы собрали множество обломков фюзеляжа и на двух листах обшивки увидели красный луч звезды и надпись «1941 г.». Работая щупами, натыкались на крупные куски брони. На следующий день шла зачистка предполагаемого места нахождения двигателя. В этом месте от резкого запаха горючего кружилась голова, но, сменяя друг друга, поисковики извлекли из раскопа алюминиевые куски «рубашки» — кожуха двигателя А-35. Вот, наконец, и первые серьёзные находки — генератор № 120279, деформированный стартёр № 149597. Помимо рваного «железа» были найдены гильзы от пулемётов ШКАС (7,62 мм) и крупнокалиберного УБС (12,7 мм). К вечеру северная часть воронок вычищена полностью. Третий день работы дал ответы на многие вопросы. Мы окончательно определили направление падения боевой машины (с северо-востока на юго-запад) и пришли к общему мнению, что перед нами обломки высотного истребителя МИГ-3. Подтверждением являлись находки: цилиндры двигателя водяного охлаждения, стойки шасси, гильзы боеприпаса, лонжероны крыльев, воздушный баллон пневматики, бронеза-щита лётчика. Приступили к раскопкам южной стороны воронки: из крупного железа обломки брони защиты картера (толщиной 12-14 мм) и алюминиевые листы фюзеляжа, окрашенные в зелёный и чёрный цвета. По-прежнему попадаются оплавленные дюралевые лепёшки и разорванные гильзы БС (системы Березина). В двух метрах от воронки по направлению падения истребителя приступили к верховому просеиванию грунта. Установлено место разбитого фонаря кабины лётчика. Найдены: разорванный командирский поясной ремень, разбитые закопчённые стёкла фонаря, два прибора с панели управления и разъёмы электропроводки. В итоге просеяна борозда длиной 7 м и шириной 2 м на глубину штыка лопаты. Вывод: у истребителя при падении горел двигатель, масло забрызгало стёкла фонаря, и после катастрофы самолёт продолжил гореть. Судя по обломкам конструкции фонаря, боевая машина падала кабиной вниз, и это вполне объяснимо. Находясь на низких высотах, лётчик пытался покинуть МИГ, так как времени сползания на крыло у него уже не было. К 22 июня мы завершили поисковые работы у озера Долгое. Собрали обломки самолёта к обелиску, забили десятки шурфов в поисках захоронения, но на месте старого памятника сейчас воздвигнут новый. Возможно, утерянная могила неизвестного лётчика покоится под плитами нового мемориала.
За деревней Целеево поисковый отряд нашел место падения ещё одного истребителя МИГ-3. Это полностью подтверждало версию о МИГе, вылетевшем 28 ноября 1941 г. с аэродрома Юркино и не успевшем израсходовать большую часть топлива. В этих экспедициях участвовал сводный отряд поисковиков в 15 человек, которые добросовестно отработали свои «вахты памяти». Проведя поисково-исследовательские работы на месте гибели советских лётчиков и проанализировав всю собранную информацию, поисковики сделали выводы. Нами однозначно обнаружены обломки двух высотных истребителей МИГ-3. Оба самолёта являются боевыми машинами ПВО: 176 ИАП 1ВА («Парк Альпа» под д. Новлянки) и 120 ИАП ВВС МЗО (Московской зоны обороны) в районе озера Долгое у деревни Рыбаки. Поисковики уверены, что у деревни Новлянки в воздушном бою с двумя мессерами 28.11.1941 г. погиб старший лейтенант Алексей Васильевич Рожнов (1908 г.р.), уроженец Благовещенского с/с, Воскресенского района, Горьковской области.
С выводом по второму истребителю у озера Долгое торопиться не стоило. В этом случае поисковикам потребуется дополнительное время для обработки архивных документов в ЦАМО РФ (город Подольск). Мы предполагаем, что у деревни Рыбаки 27.11.1941 года, во время возвращения с боевого задания из-под города Солнечногорска, зенитным огнём противника был сбит МИГ-3, пилотируемый старшим лейтенантом Максимом Максимовичем Кулаком (1915 г.р.), командиром эскадрильи 120 ИАП, уроженцем Донбасса.
До сегодняшнего дня оба лётчика — в числе пропавших без вести. Это легко объяснимо, так как поисковые работы по ним не велись. Лётчики-истребители А. В. Рожнов и М. М. Кулак пропали без вести 28-го и 27-го ноября 1941 г., накануне оккупации мест падения самолётов. Далее в Коммунистическом, Краснополянском и Дмитровском районах в течение двух недель проходили тяжёлые кровопролитные бои, а из-за непогоды места гибели лётчиков были засыпаны метровые слоем снега. И эксперты, и комиссия НКВД попали на места падения самолётов только весной 1942 г. Конечно, это догадки, но факты гибели и захоронения двух неизвестных сталинских соколов подтверждены местными жителями — живыми очевидцами событий.
Почему мы так тщательно ведём эти расследования? Ответ прост: фраза «пропал без вести» несправедлива к героям-защитникам. Для выявления имён и работают поисковые отряды на местах боёв Великой Отечественной войны. В Интернете мы нашли Приказ ГУ кадров № 61 от 14.01.1947 года, об исключении из списков 92 лётчиков. В лучшем случае в графе существует запись: «не вернулся с боевого задания», что равносильно «пропал без вести». Разыскивая и находя места гибели, мы хотим добиться полной реабилитации несправедливо забытых имён.
Весной 2010 года на месте гибели неизвестного лётчика у деревни Рыбаки (за пансионатом МВД РФ) благодаря администрации г/п Габовское (глава — Р. Д. Сарсадских) и помощи руководства пансионата (директор А. Н. Вылегжанин) был воздвигнут новый воинский обелиск. Он установлен на месте старого памятного знака, требующего реконструкции.
Ежегодно многие отдыхающие в пансионате из разных уголков России посещают этот памятник. В лесу к нему проложена тропа, обозначенная георгиевскими лентами. В последний день раскопок поисковики случайно обнаружили под корнями вековой ели бутыль-капсулу. Мы не удержались и прочли содержимое записок:
«31 августа и 2 сентября 2003 г. здесь был Анатолий Сергеевич Прохоров, д/о «Озеро Долгое» А. С. П. P.S. Привёл в порядок могилку и обелиск».
«Были возле обелиска 11.09.2004 г. почтили память павшим героям ВОВ. Отдыхающие д/о «Озеро Долгое» МВД РФ. Меренковы из Белгородской области, Млониковы г. Мурманск, Дмитриевы из Карелии».
Дорогие россияне, не безразличные к судьбам павших за свободу Родины, большое спасибо за то, что помните. Мы рады, что памятные места не забыты, и к ним с цветами приходят поклониться люди.
Собираемая годами информация требует детального изучения, и следопытам ещё предстоит разобраться в тайнах истории.
Героические и трагические события Великой Отечественной Войны уходят всё дальше в глубь истории. Ветеранов Великой Отечественной Войны с каждым днём остаётся всё меньше. Самое большое, что мы можем сделать – это помнить о них и передавать нашим потомкам память о Великом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Как добраться: Своим ходом: от станции Лобня до деревни Рыбаки ходит автобус №23. далее проходим через деревню, далее главная дорога петляя приведёт к пансионату МВД, перед воротами поворачиваем в лес обходим пансионат и ищем от калитки пансионата с противоположной стороны тропу к мемориалу.
На автомобиле: На подъезде к пансионату МВД, в конце забора пионерлагеря "Заря" есть широкая обочина. Далее пешком.
Лыжный маршрут: Можно повторить мой лыжный маршрут. Лыжня начинается от автобусной остановки строящегося посёлка «Мечта» возле железнодорожного моста через Рогачёвское шоссе. Маршрут проходит по кромке поля, далее уходит просеками к озеро Долгое. Тропу к памятнику сбитому самолету найдете правее пансионата МВД, если смотреть на него с озера. От озера пройти нужно не более километра по пересеченному лесу.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: