В уютном крымском курортном городе Евпатория с 10 мая 1914 года функционирует замечательный трамвай. Он стал, одной из достопримечатиельностей города. Сейчас это 4 основных маршрута и 1 экскурсионный. И это одна из семи в экс-СССР систем узкоколейного трамвая на колее 1000 мм, представляющая собой в основном однопутно-разъездную схему движения. Столь необычная колея для трамвайных путей была обусловлена тем, что она построенна по немецкому проекту. Первыми вагонами были сцепы из электровагонов Мытищенского завода и вагонов конки из Одессы, линия шла от недавно построенного Городского театра и заканчивалась у известной на всю империю и зарубежье грязелечебницы возле озера Мойнаки.
В октябре 1915 года в город провели железную дорогу, и вскоре к железнодорожному вокзалу тоже провели трамвайные рельсы. Так же построили ветку к морю и в пригород (в строну Симферополя).
Во время гражданской войны город находился в немецкой оккупации и трамвай не работал до 1924 года. Так же трамвай остановился и в годы Отечественной войны. В послевоенные годы восстановление путей шло медленно, но всё же к 50-м годам трамвайные линии полностью заработали.
С 1957 года в Евпаторию стали поступать узкоколейные трамвайные вагоны из завода в городе Гота (ГДР). В Советском союзе трамвайные вагоны для узкоколеек больше не производилось, так как таких трамвайных трасс в стране было очень мало (Львов, Винница, Калининград, Житомир и Пятигорск), а в Европе, напротив, достаточно широкое применение получила именно колея 1000 мм для трамваев. В Евпаторию поставлялись вагоны "Гота" Т27+В57, моторный и прицепной. Вскоре начали поставлять и другие модификации с двумя и одной кабиной в вагоне, с дверями на одну и две стороны. К 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи.
13 июня 1983 года открылось движение по новому маршруту №4, который доставлял горожан и отдыхающих от ул. Революции до Нового пляжа. На этом маршруте работал в разные годы состав из одного, двух или трёх вагонов "Гота". В мае 1987 года на испытания поступил новый чешский сочленённый трамвай Татра КТ4SU, ведь в ГДР производство трамваев свернули. До развала Советского союза в город успели поставить 18 таких трамваев.
До середины 90-х Татрами заместили старые немецкие двухвагонные "Готы" на первом маршруте. В июне 1990 года первый маршрут продлили до Интернациональной улицы (ул. 60-летия ВЛКСМ), а в марте 1991 года построили двухпутную трассу до новых полупригородных микрорайонов города (8-ой и 9-ый, сегодня Спутник и Спутник-2). Туда от Интернациональной пустили новый 5-тый маршрут. Через три месяца от отдельного маршрута отказались и трассу присоединили к "единичке". Однако от тех времён осталось двухпутное маневровое кольцо на Интернациональной.
В 1991 году 4 вагона были переданы на трамвайную линию в село Молочное. В этом селе и по сей день существует самое маленькое трамвайное хозяйство в мире, подвозящее отдыхающих на полтора километра к морю на пляж.
С развала Советского союза Евпаторийский трамвай испытывает серъёзные финансовые трудности. Государственные дотации сократились, образовались задолжности в зарплате, задолжности в электроэнергии, дефицит кондукторов и водителей. В городе много льготников, и лишь в летний сезон приезжает большое количество отдыхающих. Парк вагонов сильно устарел, срочно требовался капитальный ремонт как минимум половине немецких вагонов. В наиболее неблагоприятные годы (с 1993 по 1997) линия на Новый пляж не работала.
Но времена изменились, и в 2003 году трамвайное управление нашло денег для отправки на троллейбусно-ремонтный завод в г. Донецк для прохождения КР-3 два трамвайных вагона и для транспортировки двух вагонов "Гота" из Германии, где их, как морально устаревших, раздавали бесплатно. К 2006-му году все "Готы" силами работников депо прошли модернизацию.
С августа 1997 года по городу запущен 5-тый маршрут, на этот раз экскурсионный. Татра №039 ходит по историческим местам города, начиная свой путь от специального тупика возле Парка Фрунзе. Сегодня тупик почти разобран, и трамвай для пропуска "двоек" вынужден ехать задом до ближайшего разъезда. В 2005 году укоротили маршрут №3 до гостиницы "Украина", а с июля 2006 года на этот маршрут вместо трамваев "Гота" запустили деповскую переделку - Татра КТ4 №038 с двумя кабинами управления. Возможно, в будущем именно такими трамваями будет укомплектован 2-ой и 4-ый маршруты, на которых обычным Татрам негде развернуться на конечных остановках.
К 100-летниму юбилею трамвая в Евпатории на улице Симферопольской был торжественно открыт памятник евпаторийскому трамваю. Самые первые городские трамваи, выпуска 1914 года, к сожалению, в городе не сохранились, поэтому в качестве памятника поставлен старинный трамвайный вагон, 1957 года выпуска, тот самый Гота изготовленный в городе Гота (Gotha) в Германии, расположенный в земле Тюрингия, на заводе «Wagonfabrik Gotha», выпускавшем трамваи для ГДР и СССР в 50-60-х годах ХХ века.
Пара слов об экскурсионном маршруте.
"Трамвай желаний" - это интересная и познавательная экскурсия по Евпатории на трамвае + ещё и желание загадать можно :) Ритуал таков - при посадке нужно поставить левую ногу взяться правой рукой и загадать желание, которое, само собой, обязательно сбудется (главное - искренне верить). Экскурсия состоит из четырех маршрутов, на выбор. Экскурсионные маршруты сопровождают профессиональные экскурсоводы, которые расскажут наиболее полезные и интересные сведения о 2500 летней истории Евпатории. Трамвай желаний отличается от обычного ещё и тем, что там стоят столики со стульями и можно поесть мроженое, пироженое, выпить что-нить прохладительное. Начинается поездка из парка Фрунзе на перекрестке улиц Кирова и Фрунзе.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: