А так ли прав был Уинстон Черчилль, сказав, что в России нет дорог, одни направления? Так ли, не так ли, мы как-то живём с этим. И подчас довольно интересно живём =)
***
Старая Калужская дорога - известный с незапамятных времён путь, по которому ещё татары на Москву шли и обратно откатывались, впоследствии соединивший Калугу и Москву.
Калужский тракт начинался у Крымского брода/ныне Крымского моста/ и тянулся в Калугу по направлению, ставшему теперь улицей Профсоюзной, переходящей в шоссе А-103 (Калужское шоссе). Хотя в Сети встречается информация про Большой каменный мост и Ленинский проспект… Кто прав? Это на бытовом уровне остаётся ещё выяснить.
До Крестов нынешнее Калужское шоссе лежит под свежим асфальтом о четырёх полосах по старинному тракту, а вот в Крестах начинается самое интересное - современное шоссе уходит в сторону и вопреки названию в Беларусь. А Старо-Калужский или, как его ещё называют, Екатерининский тракт, всё так же ведёт в Калугу.
Возможно, наибольшую популярность для истории эта дорога и приобрела тем, что Наполеон отступал здесь, проиграв сражение под Тарутино, но особенно ухоженной стала она при Екатерине II.
На многих джиперских форумах и схожих по интересам тусовок можно прочитать этот текст, без указания авторства:
«Как узнать Старую Калужскую в бесчисленном множестве проселков средней полосы России?
В конце ХYIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березовые аллеи.
Замечательная мысль: ничего лучше русских берез придумать невозможно. И с дороги не собьешься, и в жару от зноя укрывают, и от снежных заносов предохраняют.
Причем определенного сорта - дуплистые, с изогнутыми, как подсвечники, ветвями, с темно-зеленого цвета корой.
Еще до войны большинство наших дорог охраняли стоящие в два, в три, а то и в четыре ряда рукастые великаны толщиной иногда в полтора-два обхвата. Кто-то из них умер своей смертью:
от старости, бессильно опустив руки - канделябры, но большинство сгубил безжалостный топор местного дровосека.
Вторая примета дороги - не зарастающая просека. Сколько лет ей не пользуются, а не растут там ни деревья, ни кусты! Так что не заблудишься. Видно, сильно утоптали грунт за столетия, когда была Старая Калужская главной дорогой, шедшей на юг. Только там, где прошел по земле тяжелый трактор и глубоко вспорол ее, пробивается по краю колеи молодая поросль.
Кое-где дорога все же подзаросла и сузилась, а березок не видно. Тогда можно ее отследить по самым верным спутникам - придорожным канавам. Бегут они вместе с ней верста за верстой на четком расстоянии друг от друга – 10 саженей. Так было установлено проводившимся при той же Екатерине II Генеральным межеванием.
К сожалению, и канавы не вечны: делая на дороге насыпь, срезают их бульдозером, а на поле просто распахивают.
(с)
В поисках автора этого рассказа я углубилась в Сеть – самый ранний, обнаруженный мной, датируется 21 сентября 2007 года Наталья Листовская - Исчезнувшая дорога
Заканчивался Калужский тракт у Московских ворот в Калуге. Эти ворота были построены специально к приезду Великой Императрицы в город на собранные местными купцами деньги. Екатерина II приехала, увидела сооружение, ей, любительнице подобного, ворота очень понравились, усилия купечества были оценены, и «Калуга назначена главным городом губернии».
К сожалению, до нашего времени Московские ворота не сохранились – советской власти они оказались как-то не нужны и в 1935 году их снесли. До наших дней дожил лишь одинокий обелиск-верста, стоящий на небольшом тротуарном пятачке перед входом в Калужскую областную филармонию (что не мешает запечатлеть триумфальный доездинг от начала до финала ежели вы совершили такой ;) въезд туда не запрещён, на что указывает наличие заезда, отсутствие знаков и присутствие легковых машин).
В наше время дорога от Москвы и до Калуги проходит немного в стороне. От Старой Калужской местами осталось действительно лишь направление, угадываемое по растущим вдоль ровным берёзовым посадкам, да пронзительно жуткая песня, которую так и не допел начальник «Геркулеса» Полыхаев («Золотой телёнок» Часть вторая, глава 11)
На сорок девятой версте, Стоит при долине широкой Разбитая громом сосна. Под етой старой сосною Встречалось немало чудес, Под етой старой сосною Гулял с кистенем молодец… ... ... и т.д.
Однако Калужский тракт не забыт и не заброшен.
Поделим условно эту дорогу на части – сейчас здесь можно увидеть все типы дорожного покрытия или его отсутствия =) Ровный гладкий свежий асфальт с разметкой, дорога из бетонных плит, немного грейдеров, уверенные твёрдые грунтовки и нетронутая историческая часть. Ну как нетронутая… не тронутая осовремениванием, восстановлением и ремонтом. Не тронутая – потому что не требуется, есть альтернативные асфальтовые дороги к деревням-посёлкам, а здесь вроде как и ни к чему. По этим спецучасткам, как сейчас называем их мы, давно уже аборигены и приезжающие дачники ездят в сезон за грибами.
Причём, количество грибов в лесу увеличивается прямо пропорционально расстоянию от конечной населёнки =) - говорю со знанием дела, т.к.имея дачку недалеко от Екатерининского тракта, сама не раз каталась за грибами на "спецучасток Новая Слобода – Недельное". Точнее нашу компанию катал один хороший человек на ГАЗ-53, и забавно было наблюдать, как пузотёрки доезжали до начала грунта и ждали там своих ушедших пешком с корзинами хозяев. Чуть дальше проезжали паркетники и оставались метров через 300-400 от конца деревни. Ещё чуть дальше, километр-полтора, проезжали стандартные Нивы и УАЗики, и вместо сбора грибов зачастую их владельцы развлекались устранением последствий своей гордости – «у меня ж внедорожник!» - пытаясь достать своих коней из цепких лап Калужского тракта. И совсем далеко удавалось проползать одному отважному Москвичу 408 =)) Мы же на своём ГАЗике пробирались в самые глубокие пампасы и приезжали оттуда с полными ящиками (!) грибов – половину кузова собирали!
Не так давно вездесущие джиперы открыли магнетизм здешних г*вен и колей, и Старая Калужская дорога превратилась в «Мекку 4х4» наряду с Гжатским трактом, Чухломой и т.д. и т.п.. Теперь каждый, считающий себя крутым жЫпером, едет сюда в попытках «пройти Екатерининский трактЪ» - и далеко не у всех это получается с первого раза и ещё меньше тех, у кого это происходит гладко.
С точки зрения геокешинга на исторической протяжённости Старой Калужской дороги практически все достопримечательности нашли уже себя в тайниках .
Наш коллектив не стал стартовать с самой начальной исторической точки, трек пройденного тракта мы начали от МКАДа, не видя смысла катить на Октябрьскую и шелестеть грязевой резиной через пол-Москвы.
В пампасы мы съезжали традиционно: в Крестах налево, до ворот пушного хозяйства и перед ними уход направо вдоль унылого серого забора и понеслось.
!!! Самый жестокий участок !!! – от съезда с А-108 после Тарутинского сражения и начинается с «Лужи имени Чуркина» (фото в альбоме). Но это один из самых интересных участков, и именно там мы смогли увидеть огромные бобровые хатки, выше человеческого роста (фото в альбоме и описании) и именно их координаты указаны в заголовке тайника.
Весь трек с фото по маршруту можно (и поверьте, нужно – пригодится) посмотреть и скачать здесь: ссылка
Также архив с треками в трёх форматах прикреплён к тайнику.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: