Автор: Семья Тумановых
Создан: 26.11.2011
Опубликован: 26.11.2014
(отредактирован: 26.11.2014)
Описание окружающей местности
Ухтасар — горная местность, расположенная на юго-востоке Армении в 30 км от города Сисиан на высоте 3300 метров над уровнем моря. Название Ухтасар - это союз двух корней - "ught" - верблюд и "сар", «Верблюжья гора», такое название обусловлено «двугорбостью» одной из здешних гор. Согласно другому мнению название топонима происходит от корня «ухт», что означает завет, обет, зарок, паломничество. Соответственно, название местности может означать Гора завета, Гора обета и т.д. Можно предположить, что Ухтасар в древности являлся каменным хранилищем знаний, которое непрерывно пополнялось в течение тысячелетий. Дело в том, что на склонах этих гор обнаружено огромное количество петроглифов (древних изображений, высеченных на скальных поверхностях и отдельных камнях).
При исследовании наскальных рисунков историки выяснили что их "рисовали" в течение сотен лет, начиная с V тысячилетия до н.э и, народами более поздних эпох - II тысячелетие до н.э., добавившими "свой" эпохальный почерк к камням.
Петроглифы Ухтасара имеют свое особое место в наследии армянской первобытной культуры. На горбатой, как верблюд, горе изображены мысли и быт первобытного человека. Петроглифы имеют богатую тематику и разные сюжеты. На этих каменных полотнах нашли свое место изображения с представлениями первобытного человека об охоте, культе, космосе... На наскальных рисунках Ухтасара во всем своем богатстве представлены флора и фауна Армении. Удивительно то, как первобытный человек сумел с большим мастерством и точностью изобразить пропорцииви тел животных и пластику их движения. Здесь можно встретить и «иллюстрацию» к шумерским эпическим песням о Гильгамеше и Энкиду, и библейскую сцену обольщения Евы, и изображение ритуального жертвоприношения, и акт «соития» пахаря с землей... Эти и тысячи других наскальных изображений сохранились в Ухтасаре…
Добираться до этого удивительного места лучше всего с местным гидом на УАЗике. Договориться об этом можно в сувенирной лавке в Зорац Карере. Стоимость поездки составит 25-30 тыс. драм (информация на май 2014 г.) Можно, конечно, попробовать доехать и на своем джипе, но тогда надо быть готовым к тому, что местами машина может не потянуть достаточно крутые подъемы, с одной стороны, а с другой – можно слегка и заблудиться среди большого количества дорожек и троп. Да и вообще с местными сюда прогулка интереснее, т.к. можно получить дополнительную интересную информацию, например, о быте и нравах здешних медведей, когда и где с ними можно повстречаться, а когда без шансов; также сами вы можете не узнать, что начался сезон сбора шампиньонов, которые растут прямо вдоль дороги, по которой вы едете…
На прогулку к петроглифам потребуется как минимум полдня: только дорога туда-обратно займет не менее 3-х часов. Ну а наверху вас ждет первозданная красота нетронутой людьми природы. Там можно провести очень много времени просто наслаждаясь видами гор и небольшого горного озера, разглядывая древние изображения. Здесь пока ничто не мешает свободно гулять среди доисторической наскальной живописи, торговцы сувениров и экскурсоводы с толпами туристов еще не добрались до сюда, поэтому можно просто наслаждаться. Не забудьте прихватить с собой еды, прогулка длительная и кушать точно захочется, а никаких кафе там, конечно, и в помине нет. Так же как нет и следов пребывания пьяных тусовок, нет такого родного нам пластикового и другого мусора. Одним словом – райское место!
Самое удобное время года для осмотра петроглифов – с июля и до наступления холодов. В остальное время есть большой риск ничего не увидеть из-за снежного покрова. В конце мая 2014 нам не удалось до них добраться L
Ниже приводим небольшой фрагмент интервью с кандидатом физико-математических наук Лессингом Казаряном, который профессионально занимается расшифровкой армянских петроглифов:
«И сказал Господь Бог жене: что ты сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела», — говорится в библейском предании. Не этот ли сюжет вы идентифицировали на петроглифах Ухтасара?
— История Адама и Евы всегда вдохновляла творческих людей. Многие историки предполагают, что образ дерева познания добра и зла заимствован из более древнего шумерского мифа о Гильгамеше. По просьбе богини Инанны он убивает поселившихся в ее саду — в чудесном дереве хулуппу — исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею. Обнаруженные недавно в Ухтасаре наскальные изображения с явно выраженными сюжетами о дереве хулуппу и дереве познания добра и зла датируются X—IV тысячелетиями до н.э. Как видите, древние художники творили там задолго до III тысячелетия до н.э., когда на юге Месопотамии зародилась Шумерская цивилизация. И намного раньше Моисея, написавшего Тору, где змей говорил с Хавой (Евой) перед тем как подтолкнуть ее к греху. Получается, что Армянское нагорье является прародиной сказания о змее-искусителе. Судите сами: на одном из камней Ухтасара изображен прототип Гильгамеша. Ногой он стоит на голове поверженного им же «небесного быка» — чудовища, насланного на Урук (город-государство шумеров в Междуречье — ред.) богиней Инанной. Под рукой героя изображена летящая птица Анзуда, а над ним — большая змея. Она кусает одну из ветвей дерева хулуппу, между которыми находится заветный плод. Изображенный внизу стрелок с луком — возможно, Энкиду. Сотворенный из глины богиней Арурой (создательницей людей) соперник Гильгамеша, он впоследствии стал его другом и соратником. Есть в Ухтасаре и петроглиф, сюжет которого однозначно напоминает классический ветхозаветный — сцену библейского сказания о грехопадении Адама и Евы в раю. Кстати, эта тема была весьма популярной у средневековых художников, причем на их картинах диалог между прародительницей Евой и змеем-искусителем обычно обозначался ее мимикой, позой или более близким расположением к змею по сравнению с Адамом.
А как располагаются персонажи на ухтасарском петроглифе?
— Сомкнутые ветви древа познания добра и зла бережно хранят запретный плод, а коварный змей что-то нашептывает женщине. Вся ее поза свидетельствует о том, что женщина внимает змею и абсолютно не боится его. Несколько поодаль от них расположен мужчина с широко расставленными ногами и распростертыми руками. По-видимому, он всячески пытается отвлечь женщину от разговора со змеем и прекратить их диалог. Другими словами, воспрепятствовать ей отведать запретный плод! У женщины с другого каменного «полотна» также весьма доверительные отношения с врагом рода человеческого — она положила руку на его огромное извивающееся тело.
Многие из этих деталей не пощадило неумолимое время — их очень трудно разглядеть на камне. Как вам все-таки удается их разобрать?
— Возможности древних художников были весьма ограничены: не было соответствующих гравировальных инструментов и средств для передачи цветовой гаммы. С течением тысячелетий рисунки, естественно, стираются и это значительно усложняет идентификацию. Так было и со многими петроглифами, сюжет которых мне удалось определить. Я работал по тремстам пятидесяти фотоизображениям петроглифов Ухтасара, сделанным геологом Самвелом Шагиняном. Пытаясь найти способ восстановления исконной композиции, задуманной доисторическим художником, я пришел к методу, который позже назвал петроглиф-археоарт-модерн. Это своеобразный синтез доисторического искусства с современным, или осовременивание древнего искусства. Для начала обводятся внешние, а затем внутренние контуры каждого фрагмента, который затем заливается определенным цветом. Мне нравится обрабатывать изображения яркими, кричащими красками — фигурку женщины, которую сразу выдают крутые бедра, как правило, я выкрашиваю в ярко-розовый цвет. Петроглиф сразу принимает «витражеобразный» вид, напоминающий граффити..
В наскальных изображениях Ухтасара часто встречаются рисунки со сложным сюжетом и множеством действующих лиц — настоящая каменная летопись.
— Представьте, мне больше нравится современное слово «комиксы». На одной из скал сохранилось «полотно» с изображением нескольких человек и змей, а также двух деревьев. Это — классический образец древнейших в мире «комиксов». Причем он, как и многие другие петроглифы, найденные в Армении, является чрезвычайно интересным многоходовым, многовариантным и многосюжетным «комиксом» с глубоким содержанием. Часто в них одновременно отражены сюжеты нескольких древнейших сказаний или преданий, которые тысячелетия спустя легли в основу мифов и легенд других древних народов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: