Этот тайник закладывался в один из знаменательных Российских праздников – день Военно-Морского Флота. Правда так вышло случайно, но что-то символическое в этом есть… А, несколькими днями раньше, проезжая по Москве на машине я видел здоровенный рекламный щит, на котором вместо уже осточертевших приставаний со всякими сникерсами и памперсами, была написана замечательная, на мой взгляд, фраза: «ВМФ – гордость России». ЗдОрово, правда?!!! Это кстати очень в тему к нашему описанию, потому, что как раз об этой гордости речь и пойдёт. Не для кого не секрет, что путь от никому не известной вещи до гордости (особенно России!) долог и как правило крайне не прост. И уж точно у каждой гордости ну просто обязано быть своё начало (когда оно ещё собственно городостью-то и не было). Есть такое начало и у флота Российского. Конечно многие ещё по школьной программе знают, что искать следы этого доблестного рода войск нужно, как ни странно, совсем ни у океана и даже не у моря какого… Для тех, кто не в курсе поясню: Итак, где же тогда искать истоки достославного флота российского, если не у «синего моря». А оказывается в той непритязательной ныне (с виду) речке в Москве, что именуется Яузой. Ещё в юности, пытливый и увлекающийся юноша, ставший в последствии самым известным российским самодержцем, откопал небольшую посудину, гордо именуемую ботиком: «Однажды, осматривая в селе Измайлове льняные амбары предка своего Никиты Ивановича Романова, увидел Петр старый ботик, построенный еще при Алексее Михайловиче для разъездов по Москве-реке» - так описывает известный историк флота, декабрист Н. А. Бестужев первую встречу юного Петра I с небольшим судном, которому суждено было стать "дедушкой" русского флота. Вид у «дедушки» уже тогда оказался затрапезный, но его привели в божеский вид, и давай кататься на нём по Яузе. Но была она тесна, и Петр, быстро успевший пристраститься к "водяной потехе", перенес ботик на находящийся в Измайлове Просяной пруд. Да вот только и там Петру Алексеевичу места маловато было… Вот тут-то и начинается самое интересное. Совсем юный шестнадцатилетний государь, уже, однако обладающий истинным даром смотреть вперёд, быстро осознал какими масштабами стоит мерить. Было бы конечно море рядом – решились бы проблемы, но, увы, ещё не смастерили тот топор которым потом окно в Европу прорубалось, а до моря Белого слишком далековато было без авиа или на худой конец ж/д транспорта. А потому припомнилось Петру, что единственным достойным подражанием морской глади в непосредственной доступности от стольного града было озеро Плещеево, что находилось возле древнего и знаменитого города Переславля-Залесского. Впервые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Оно и не удивительно… Твёрдо решив, что одного незамысловатого ботика построенного ещё при «царе горохе» ему будет маловато, Пётр однозначно решает построить на озере что-то более солидное и причём не в единственном экземпляре. Однако во все времена и во всех государствах строительство флота, хоть и не серьёзного было занятием не из дешёвых, а средств в казне ясное дело не хватало. Однако начинающего практика-руководителя это не смутило и в скором времени вводится специальный сбор, в основном с монастырских вотчин “по гривне со двора” – во как всё просто!!! Решив финансовый вопрос юный отрок во истину с царским размахом приступает к созданию «потешной флотилии». Строится судоверфь (изначально она располагалась в устье реки Трубеж), а для строительства военных кораблей «по типу морских» были выписаны голландские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс. По плану поочерёдно закладываются практически 100 (!!!) судов разного «калибра». На строительстве судов Петр самолично принимал самое активное участие вместе 16-ю преображенцами, соратниками по сухопутным потехам. К 1691 году, когда Пётр, после перерыва вызванного стрелецкий мятежом, возвращается к “корабельной потехе”, царский “потешный двор” и “деловой двор” вместе верфью переезжают на высокий холм Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал (правда, сейчас он куда-то делся ???), по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу. И вот, к лету 1692 года на воду Переславского озера была спущена флотилия – около сотни кораблей, вооруженных артиллерией и укомплектованных экипажами. То был первый русский военный флот – предвестник будущего морского могущества России. Так и началась морская слава России! Под предводительством молодого адмирала, коим, ясное дело, выступал Пётр, было проведено несколько совсем не шуточных баталий на воде озера. Местное население с ужасом наблюдало на маневры невиданных доселе судов утопающих в клубах дыма под грохот корабельных орудий. Но уже через год дела государственные и жажда настоящего морского простора уводит Петра в Архангельск, на Белое море, а переславские корабли остаются не у дел. Но самое главное было сделано! Ещё были впереди победы в морских сражениях при Гангуте и Гренгаме. Ещё не настала эпоха когда русские военные моряки первыми покоряли океаны и невиданные континенты. Но флот уже родился. Он-то и стал в последствии той самой Гордостью России! А что касается «потешного флота», то вернулся государь на Плещеево озеро лишь в уже далёком от «начала славных дел» 1722 году. То был последний визит императора в эти края. И визит этот его не сильно порадовал. Разгневанный плачевным состоянием кораблей, Петр написал тогда грозный указ: "Воеводам Переславским. Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ". Известный лютый характер государя быстро вразумил нерасторопных воевод и к сохранению корабельного наследства были приняты серьёзные меры. Но только как мне кажется в России, кроме всем известных двух бед, есть ещё одна не маловажная: классическая российская безалаберность. Ожидать от неё можно любых «прелестей». А в те времена, когда всё освещалось свечками, а топилось печками, по причине той самой крайней безалаберности и рахлябанноти частенько происходили пожары. Так вот, можно сказать, не успел Пётр уехать (прошло-то каких-то 11 лет), как случилось то, что меньше всего ждали… пожар! И стоит заметить, что пожар удался в этот раз на славу – полыхало будь здоров!!! От всей легендарной флотилии остались «рожки, да ножки» - всякие побрякушки в виде оснастки, корабельных украшений и прочего хлама и - о чудо! - один единственный небольшой бот под названием «Фортуна». Вот как тут после этого не поверишь в легендарное высказывание не менее легендарного капитана Врунгеля: «…как вы яхту назовёте, так она и поплывёт!». Из всей флотилии почти в сто судов уцелело только одно, и именно с таким названием! Мистика? Или правда фортуна? Нет ответа… Но зато тогда же родилась легенда о том, что именно этот бот строил самолично царь-батюшка (видать уже тогда на Руси хватало Врунгелей). А может и правда? На это тоже нет ответа… В 1802 году Владимирский губернатор И.М. Долгоруков посетил место, где, по его словам: «сильный Петр учился мореплаванью и оставил городу в залог самим же им состроенный первый ботик в государстве нашем». Выполняя тот самый известный указ Петра, он принимает твердое решение построить здание для хранения бота. И уже 1 августа 1803 года первый провинциальный музей России (!), главным экспонатом которого становится понятно – ботик «Фортуна», открывает свои двери. На его фронтоне золотом высечено: «Великому Петру усердный Переславль». Уже несколько позже, после того как в 1847 году, владимирское дворянство выкупило Веськовское поместье в общественную собственность, на горе Гремяч рядом с домиком, где по сей день хранится легендарный бот, был заложен обелиск в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера, а в 1853 году сооружается «Белый дворец». С того момента усадьба «Ботик Петра I» приобретает окончательный архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Кого только тут не было с тех пор: от императора Николая II до ныне действующего президента России. Посетите и Вы это более чем достойное место! Только вот что я хочу сказать Вам напоследок: не смотря на то, что на дворе у нас уже ХХI век и никто вроде уже не освещает свой быт свечками, а печками пользуются больше для забавы, уникальная российская безалаберность никуда не делась. А потому мой Вам совет – хватайте GPS и бегом вперёд – на поиски чудом уцелевшего ботика, пока какое-нибудь очередное буйство стихии, порождённое широкой русской душой, окончательно не уничтожит единичные остатки прежней роскоши.
Музей - усадьба "Ботик Петра I" открыт для посетителей: с 10.00 до 17.00 (октябрь-апрель); с 10.00 до 18.00 (май-сентябрь), выходной день - понедельник.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: