«...Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою…». Н.М. Карамзин
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». «Повесть временных лет».
«Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа». Нестор – летописец.
«Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». "Книга Степенная царского родословия", источник ХVI века.
Монах Иаков (XI век) в своем похвальном слове говорит о нетленности ее тела, перенесенного Владимиром в Десятинную церковь: «Взыскал и воспринял спасение (Владимир) от бабки своей Ольги, которая пришла в Царьград и приняла святое крещение, и пожила хорошо перед Богом, всякими добрыми делами украсившись, и почила с миром во Христе Иисусе и в блаженной вере. Все это слышал князь Владимир о бабке своей Ольге, нареченной в святом крещении Еленой, и житию подражая той святой царицы Елены - блаженной княгини Ольги».
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Княгиня Ольга по праву занимает почетное место среди первых русских князей, которые положили жизнь на создание и укрепление государства, получившего название Киевская Русь. Ольгу, безусловно, можно назвать крупным государственным деятелем, ибо она провела ряд важных реформ, самой значительной из которых была административно-налоговая. Ольга первой из русских князей официально приняла христианство и была канонизирована Русской православной церковью еще в домонгольский период.
После смерти князя Игоря Ольга взяла на себя управление Киевской Русью и подавила известное восстание древлян. Ольга первая на Руси установила специальную систему налогов, разделила русские земли на волости. На территории Новгородской земли, при правлении княгини Ольги, были созданы становища и погосты на пересечении торговых путей, что значительно укрепило Киевское государство с северо-западной стороны. Княгиня считала, что правителю недостаточно принимать решения только в пользу государственной жизни, а стоит уделять внимание духовной и религиозной жизни народа. Именно благодаря усилиям Ольги была в значительной мере укреплена псковская крепость.
Поставить в городе памятник знаменитой землячке псковичи намеревались еще в 1914 г. Но помешали I Мировая война и революция. В 2003 году в дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появились сразу два памятника великой княгине Российской. Как выглядела Ольга точно не известно, хотя существует версия, что на одной из фресок в Софийском соборе Киева сохранилось изображение Ольги.Как бы то ни было, предлагаем осмотреть два памятника, сравнив два абсолютно разных образа.
Памятник Великой равноапостольной княгине Ольге на Октябрьской площади.
Автором этого памятника является скульптор В. Клыков. Великую киевскую княгиню Ольгу он представил в образе великой псковитянки как первой христианки на Руси. Фигура княгини, установлена на высоком цилиндрическом постаменте из белого камня.
По кругу постамента увековечены российские святые и преподобные, которые считаются покровителями Пскова: князя Владимира, который правил Новгородом, а с 980 года и Киевом; Всеволод-Гавриил – сын знаменитого князя Мстислава и внук Владимира Мономаха; Александр Невский – сын князя Ярослава и правнук Владимира Мономаха; князь Довмонт-Тимофей, происходивший из рода литовских князей и бежавший из Литвы в Псков; Марфа Псковская – преподобная княгиня, которая была дочерью Дмитрия Александровича и внучкой Александра Невского, а также женой князя Довмонта-Тимофея; Васса Псково-Печерская – супруга первого основателя Псковско-Печерского монастыря, а именно Иоанна Шестника; Корнилий Псковско-Печерский – игумен одноименного монастыря; Никандр-пустынножитель – преподобный Никон, поселившийся в пустыне возле небольшой реки и ведущий отшельническую жизнь; Николай Салос – более известный как Святой Микула; княгиня Елизавета Феодоровна – святая мученица родом из немецкого города Дармштадте; Святитель Тихон – Московский патриарх; митрополит Вениамин или Василий Павлович Казанский, родившийся в семье священника в 1874 году.
Высота скульптуры и постамента примерно одинаковы - по 4,20 метра.
Рядом с бронзовой фигуры княгини стоит мальчик, держащий в руках икону с ликом Христа. Это ее внук, впоследствии - князь Владимир. В правой руке у Ольги крест - символ Православия, лик княгини увенчан нимбом.
Идея создания памятника возвещает не только историческую, но и духовную, и в некотором смысле, родословную преемственность православного вероисповедания на Руси. В данном случае именно вера стала основой крепости всего русского народа, а также источником физической и духовной силы – по этой причине на постаменте великая княгиня Ольга охраняет и одновременно благословляет князя Владимира, ставшего будущим правителем и Крестителем всей Руси.
Неподалеку от монумента находится памятный камень, на котором высечены имена граждан, пожертвовавших денежные средства на воздвижение памятника. Знак представляет собой фрагмент крепостной стены 1375 г., которая проходила вдоль ул. Пушкина.
Памятник Великой равноапостольной княгине Ольге возле гостиницы «Рижская».
Второй памятник установлен в сквере около гостиницы «Рижская». Городу его подарил автор - скульптор Зураб Церетели. Автору равноапостольная княгиня Ольга представилась как суровая воительница. Правой рукой Ольга опирается на меч, левую – держит на щите.
Этот образ понравился далеко не всем, но со временем зурабовская Ольга тоже вполне вписалась в архитектуру современного Пскова.
В гостинице "Рижская" не останавливались, рекомендовать не можем.
Использованы материалы следующих сайтов: 1 , 2 , 3 , 4
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: