Хорошо известны стела и реконструкция вала при его пересечении трассы М-6 около станицы Качалинской (Петров Вал). Во многих источниках упоминается, что "Оплывшие ров, вал и реданы сохранились на протяжении около 34 километров от станицы Качалинская до железнодорожной станции Древний Вал …"(вики). Однако мы знаем ещё о двух сохранившихся участках, в том числе в черте (!) города. Мы планируем серию тайников. Этот будет первым из них. И он же – наш первый(!) тайник в геокешинге.
Небольшой отрезок вала остался в Дзержинском районе на проспекте Жукова между остановками Хорошева и Землячки. Вал тянется вдоль проспекта, а точнее – проспект вдоль вала. Прежнее название проспекта Жукова – улица Историческая, а еще ранее – улица Исторический Вал. Севернее улицы Землячки осталось старое название - Историческая улица.
Крепость занимала территорию примерно в пределах современных улиц: проспект Ленина (бывшая Александровская) - Комсомольская (раньше тут был крутой овраг)- Чуйкова (по крутому берегу Волги) - Краснознаменская (по крутому берегу р.Царицы). Таким образом крепость была на естественном возвышении и с трех сторон защищена крутыми склонами Волги, р.Царица и оврага по современной Комсомольской. Цитадель была в виде неправильного четырехугольника с бастионами. Покровский бастион был на месте современного Центрального рынка, Волжский бастион на месте музыкального театра (бывшее общественное собрание Царицына), Предтеченский бастион - ресторана Маяк. Крепость имела несколько ворот. Троицкие ворота (улица Ленина) выходили к Волге. С другой стороны крепости находились Московские ворота: на пересечении бывшей Московской (проходила по современной аллее Героев мимо мединститута к Волге) и проспекта Ленина (Александровской улицы). От Московских ворот, естественно, начиналась дорога на Москву. Дорога была под защитой сторожевой линии, т.к. шла вдоль вала. Начинался вал от крепости в районе современной улицы Володарского.
Тут - старинный рисунок со стороны Московской дороги и план крепости, описание местности и храмов.
Сторожевая линия была сооружена после особенно разрушительного набега кочевников (см. в вики Кубанский погром) в августе — сентябре 1717 года по указу Петра I с целью защиты южных границ . Линия была построена в основном за три года с 1718 по 1720 год и стала крупнейшим оборонительным сооружением в Европе в 18 --м веке. Найдите нашу линию в списке укрепленных линий и оцените размах строительства оборонительных сооружений на протяжении многих сотен лет. Постоянно защищаясь, российское государство постепенно расширяло свою территорию.
Из вики: "Состояла из сухого рва шириной до 8 метров и вала высотой 2,6 до 4,6 метров (от дна рва — 9-12 метров) с банкетом для стрельбы. Прорезавшие линию овраги перегораживались частоколом из заостренных бревен и дубовыми клетями, заполненными землей. В состав линии вошли: каменная крепость Царицын, четыре деревянно-земляных крепости (Мечетная, Грачевская, Осокорская и Донская), 23 земляных редана с караульным сооружением, огороженные частоколом. Длина линии — 54 километра.
Линия строилась по общепринятой в Европе XVIII века концепции французского маршала Вобана, с учетом рельефа степной и овражистой местности.
Линия ликвидирована в 1776 году, её значение как «южная граница России» приняла на себя Кавказкая линия.
Сейчас линия является археологическим памятником областного значения.
Название «Царицынская сторожевая линия» использует общественная организация «Волгоградское городское землячество казаков.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: