Центральное Конструкторское Бюро по Судам на Подводных Крыльях им. Р.Е.Алексеева. КБ, основано гениальным конструктором Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Всю свою жизнь он посвятил воплощению мечты о создании судов способных ходить на авиационных скоростях. Сначала это были суда на подводных крыльях(СПК). Была решена сложнейшая проблема устойчивости, но крылья не давали возможность достичь скоростей превышающих примерно 100 км/ч из-за кавитации. Началось проектирование экранопланов - аппаратов, летящих на малой высоте над поверхностью, используя экранный эффект. Экранопланы обладают рядом удивительных свойств: грузоподьемность намного превышает авиационную, взлет и посадка на воду, высокая безопасность и устойчивость за счет близости к поверхности. В ЦКБ был создан большой задел по экранопланам и СПК не имеющий аналогов в мире. СПК пытались создавать за рубежом, но не преуспели в этом, а вот экранопланы созданы только лишь в России и при этом доведены до образцов готовых к серийному применению.
Практические эксперименты были невозможны без создания научно-исследовательской базы. В конце 1950-х гг. Р.Е. Алексеев по согласованию с руководством Волго-Вятского совнархоза выбрал удобное место на акватории Горьковского водохранилища в месте впадения реки Троца в водохранилище вблизи города Чкаловска (родины В.П. Чкалова). В 1958 г. началось сооружение будущей Испытательной Станции (ИС-2). Под руководством главного конструктора началась постройка опытового бассейна и аэродинамической трубы с имитацией и экрана, возводился сборочный цех мастерская различные лаборатории и стенды.
Испытательная база (станция) была окружена высоким забором и тщательно охранялась. Основные объекты были построены в начале 1960-х гг.: цех-эллинг мастерские, стометровый трек с катапультой для испытания моделей, аэродинамическая труба, стенд для испытания двигателей и поддувных устройств, а также пирс и причал. У причала стоял дебаркадер на котором модели готовили к испытаниям. Наряду с исследовательскими лабораториями (гидродинамической, аэротрубной, трековой и др.) было организовано и экспериментальное производство (двухпролетный цех-эллинг с универсальным оборудованием) для сборки первых самоходных моделей экранопланов (пилотируемых экранопланов), которые испытывались па акватории филиала и систематически «доводились» до получения заданных характеристик.
Исследовались сами модели, их двигатели и бортовое оборудование. Модели проверялись также на стометровом треке — первоначально просто длинном сарае. Они выстреливались из катапульты и пролетали мимо смотровой ямы, где обычно часами находился сам главный конструктор, наблюдая за траекторией их полета. Катапультные испытания модели проводились с заданной скоростью на фиксированной высоте над экраном с различными углами тангажа Варьируя форму модели Алексеев вол поиск оптимальных компоновок.
Таким образом, на берегу Горьковского водохранилища формировалась испытательная база с комплексом уникальных сооружении многие из которых были специально создали для исследовании экранного эффекта. Главным достоянием станции являлась ее испытательная акватория («модельная среда»). летний период практически ежедневно можно было найти тихую воду (на р. Троце) и волнение любого модельного размера (в водохранилище), что особенно важно для испытаний как буксируемых, так и самоходных моделей. зимний период на испитательной акватории можно было выбрать поверхность с различными размерами и характером неровностей (в том числе торосов). Кроме того, по другую сторону Троцы находилась так называемая испытательная полоса — дооборудованная взлетно-посадочная полоса резервного аэродрома принадлежавшего полку истребителей-перехватчиков, которая позволяла проводить эксперименты по изучению амфибийности экранопланов.
Значительная часть дебаркадера была отведена под хранилище моделей экранопланов, ставшее впоследствии своеобразным музеем. Весь огромный зал, оборудованный стеллажами, заполнен разнообразными моделями аппаратов — от полуметровых до двухтрехметровых и болое Изготавливались они из дерева, пенопласта, пластилина и дюраля.
Со временем экспериментальная база в Чкаловске стала одним из основных подразделении, дававших научную информацию ЦКБ Проводившиеся на ней экспериментальные работы на различных моделях (аэротрубных, буксируемых, трековых, катапультных, радиоуправляемых) служили основой для выработки компоновочных решений экранопланов. процессе подготовки проектов проводились дополнительные исследования в аэродинамических трубах ЦАГИ, в бассейнах ЦНИИ им. Крылова, но это уже была «шлифовка».
И все это удалось сделать в течение нескольких лет! Можно только пред ставить себе, чего это стоило Алексееву и eгo ближайшим помощникам. Буквально все приходилось «выбивать» через правительство и ЦК КПСС. Государственный комитет по судостроению (ГКС), хотя и оказывал посильное содействие и финансирование, но не «рвался» помогать, так как это направление исследовании Госкомитету было чуждо. Судостроители, по словам министра Б.Бутомы, создают то, что плавает, а не летает.
На испытательной базе строились и испытывались модели всех видов экранопланов - буксируемых, катапультируемых и самоходных моделей «СМ-1», «СМ-2», «СМ-4», «СМ – 6», «СМ – 8» и других. Также разрабатывались модели самых больших судов («Каспийского монстра») и малых пассажирских (типа «Волга-2»).
За 20 лет своей деятельности на Чкаловской земле Р.Е.Алексеев создал экранопланы самых разных назначений.
Так был создан военно-транспортный десантный экраноплан «Орлёнок», ракетоносец «Лунь», учебно-тренировочный «Стриж».
Перспективной идеей Р.Е.Алексеева было создание экраноплана спасателя и организации службы спасения на мировых водах Земли. Такой спасатель был заложен, но идея не была воплощена в жизнь.
К сожалению, в 1975 году, после аварии при испытании экраноплана "Орленок", Алексеев приказом министра Бутомы был отстранён от всех должностей, ему был оставлен в подчинении только отдел из 15 человек. Преданный своему делу конструктор продолжает разработку принципиально новой самоходной модели СМ-9, много времени проводит на испытательной базе на р.Троце. Здесь же он и получает травму, которая впоследствиии приведет его к смерти.
14 января 1980 г. 1,5-тонную пилотируемую модель СМ-9 выводили из эллинга. Вдруг створка ворот, которую не закрепили, от порыва ветра стала закрываться, грозя повредить экраноплан. Кто-то бросился придержать створку, и Алексееву пришлось принять всю тяжесть на себя. Возникла резкая боль в животе. Домашние еле уговорили его пойти в поликлинику, где после осмотра его срочно направили в больницу. Несмотря на усилия врачей, силы покидали Ростислава Евгеньевича. Он скончался утром 9 февраля 1980 г., не приходя в сознание. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
В конце 90-х годов XX века из-за экономического кризиса в стране предприятие пришло в полный упадок. Но совсем недавно правительство РФ поручило российскому ЦКБ имени Алексеева в ближайшие несколько лет возобновить производство экранопланов. Как заявил год назад генеральный конструктор этого ЦКБ Сергей Платонов, производство военных и гражданских экранопланов в России может начаться после 2015 года.
Ростислав Евгеньевич Алексеев всегда проявлял заботу о тех, кто работал с ним. Сначала для проживания сотрудников рядом с предприятием был заложен Жилсектор. Это были две улицы из щитовых домиков. Территория жилсектора входила в производственную зону.
В 1970 году закладывается поселок в 1,5 км от предприятия. В поселке были построены благоустроенные пятиэтажные дома.
Первым зданием (дом №1) в поселке стала восьмилетняя школа, поэтому улица и получила название Школьная. Дом №2 по улице Школьной - первый 100-квартирный кирпичный дом, заложенный для работников предприятия. В этом доме и была вторая квартира Р.Е.Алексеева. Первая как и у всех - в жилсекторе.
9 февраля 2000 года (20 лет спустя после смерти Р.Е.Алексеева) на доме открыта памятная доска.
Поселок, появившийся неподалёку от опытно-экспериментальной базы в народе именуется как Либежево, по названию близ лежащей деревушки, хотя официальное название – деревня Кузнецово.
В настоящее время здесь проживают более 1000 жителей, разместились 4 пятиэтажных дома, имеется средняя школа, детский сад, небольшой Центр досуга. В 1987 году главную улицу поселка назвали в честь Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Информация взята : http://letopisi.org/, книга "Конструктор крылатых кораблей".