Ранним утром 1 мая 1960 года пилот Френсис Гарри Пауэрс, гражданин Соединенных Штатов Америки, на самолете "Локхид У-2" поднялся с аэродрома Пешавар, набрал высоту 20000 метров, пролетел над территорией Афганистана, вторгся в воздушное пространство Советского Союза более чем на две тысячи километров от границы. Во время полета навигационные приборы и специальная аппаратура действовали безотказно. В течение всего полета Пауэрс чувствовал себя нормально, произвел фотографирование советских аэродромов, военных и промышленных объектов, а так же осуществил запись сигналов некоторых советских РЛС и нанес на полетную карту данные разведывательного характера. Самолет-нарушитель прошел Байконур, направился в сторону Челябинска, и тут стало ясно, что он прошел 2 тысячи километров, возвращаться уже не будет, а пойдет на Север, в Норвегию, где был единственный крупный аэродром Вуде, приспособленный для У-2. К тому моменту руководством Советского Союза были приведены в боевую готовность недавно поставленные на вооружение зенитные комплексы С-75 в районе Мурманска, Вологды, Архангельска, по всей границе с Финляндией, на Кольском полуострове. Но все зависело от того, попадет У-2 в их зоны или нет, так как сплошной зоны зенитно-ракетной защиты у нас не было: у нового ЗРК С-75 была небольшая дальность стрельбы по горизонту - всего 25-30 километров. Но неожиданно самолет нарушитель сделал поворот и пошел прямым курсом над Сверловском. Видимо, американцы были на 100% уверены в неуязвимости своего самолета-разведчика. На это у них были более чем веские основания: полеты над территорией СССР к тому моменту стали уже чуть ли не рядовым случаем. Высота и скорость полета Локхид У-2 оставляли не у дел советские самолеты-перехватчики и существовавшие системы советской ПВО. В 8 часов 50 минут Пауэрс вошел в боевую зону 2-го зенитного ракетного дивизиона, расположенного под Свердловском и которым временно командовал майор Воронов. Командир, подполковник Иван Шишов, находился на переподготовке. Многие офицеры были отпущены на праздник. Воронов был начальником штаба, имел только теоретическую подготовку, а практической, дающей уверенность в стрельбах, реальное представление о поведении ракеты и цели, у него не было. Сложность ситуации усугублялась еще и тем, что за экранами радаров в тот момент находились двое молодых ребят-ракетчиков, которые к тому моменту еще ни разу не отрабатывали на практике действия по сигналу «Тревога!». Тем не менее, в тот совсем непродолжительный промежуток времени, когда самолет-нарушитель находился в зоне поражения свердловского ЗРК С-75, со стартового стола успела сойти ракета. Цель уже выходила из сектора обстрела и ракета летела не навстречу цели, а вдогон. Набрав высоту около 22 тысяч метров и догнав цель, в 8 часов 53 минуты ракета взорвалась в 25 метрах от «хвоста» самолета-нарушителя. Из показаний американского летчика: "...Неожиданно я услышал глухой взрыв и увидел оранжевое сияние. Самолет вдруг накренился и, как мне кажется, у него отломились крылья и хвостовое оперение. Возможно, что прямого попадания в самолет не было, а взрыв произошел где-то вблизи самолета и взрывная волна или осколки ударили в самолет... Это произошло на высоте приблизительно 68 тысяч футов... Меня сбили примерно в 25-30 милях южнее или юго-восточнее города Свердловска. В этот момент я летел довольно точно по курсу... При падении самолета меня прижало к приборному щитку, и поэтому я не смог воспользоваться катапультирующим устройством, а поднял над головой фонарь кабины, отстегнул пристяжные ремни и выкарабкался из самолета через верх. Парашют открылся автоматически". Пилоту Френсису Гарри Пауэрсу в это утро повезло дважды. Первый раз, когда его техник перед вылетом, нарушив строжайший запрет, сообщил летчику, что в его сидении вмонтировано мощное взрывное устройство, которое сработает при попытке катапультирования. Только поэтому Пауэрс не стал катапультироваться и, дождавшись, когда самолет снизится на высоту, на которой можно обойтись без маски, просто выпрыгнул из падающей машины. Второй раз повезло потому, что ракета разорвалась с хвостовой части самолета: машина была довольно сильно разрушена, однако жизнь летчика была спасена. Из свидетельств жителей Косулино и приехавших к ним на праздник рабочих Уралмаша, которые бежали через поле к парашютисту сбитого самолета: «День был просто как по заказу для праздника! Настроение — отличное. ... И вдруг слышим сильный такой звук — как сирена. Что-то случилось? ... Ничего не видно. Только высоко в небе белый дымок. Может, праздничная ракета? Но тут раздался взрыв, поднялся столб пыли над полем. … Смотрим: в небе зонтик, под ним раскачивается черная палочка. Парашютист! Там, где он должен опуститься, — поле, лес, речка. Но там же и высоковольтная линия электропередачи проходит! Если на нее угодит? Опасно-то как! Вскочили в машину, мчимся. Подъехали как раз вовремя: приземлился парашютист не очень удачно — упал на спину. Мы кинулись к нему. Мысль была одна - помочь. … Мы помогли снять перчатки, каску, шлем. Когда освободили его от всего лишнего, смотрим — перед нами симпатичный, здоровый такой парень лет тридцати, молодой, а на висках проседь. Стали гасить парашют и видим - на нем нерусские буквы. В это время я заметил у летчика пистолет. … Даже увидев оружие, мы еще не могли подумать, что перед нами враг, нарушитель границы! Знаете, как-то дико это было даже представить — праздник ведь! У нас в селе все двери в такой день любому человеку открыты. …Неужели, все-таки враг?».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: