«Тутаев… Имя города кажется таким «исконным», загадочным и древним, а ведь это всего лишь – фамилия революционера, погибшего в 1918 г. возле Романова-Борисоглебска. Из-за чего старый добрый Романов-Борисоглебск и переименовали в Тутаев. До 1822 г. было два города по разные стороны Волги, Романов на левом и Борисоглебск на правом, а в 1822 г. решили сделать один. Несмотря на то, что Романов и Борисоглебск веками смотрят, не оторвутся друг на друга, истории их не похожи. Достаточно сказать, что в Романове до 1760 г. с мечетей звали на вечернюю молитву: ногайцы, поселенные тут милостью Ивана Грозного, основали на берегу Волги крошечное ханство. А Борисоглебск Христу молился, рыбу ловил, на том и богател – Романову же рыбачить запрещали. Зато Романов парусники строил за столетия до Петра с его потешными кораблями. Крепость Романов была заложена где-то в середине XIV в. Первую половину XV в. Романов оставался во владении потомков князя-основателя Романа Васильевича, и был центром Романовского удельного княжества в составе Ярославского княжения. А с 1491 г. Романов переходит под прямой контроль Москвы. Именно в документах времени Ивана III впервые упоминается Борисоглебская слобода. Стало быть, Иван III и возвел в селе на правом берегу церковь Бориса и Глеба, от которой деревня и получила наконец свое, известное нам, имя. Рядом с этой слободой Иван III основал и другую, Рыбную. Волга поразила царских «министров» запасами рыбы. Ловить в Волне белую рыбу разрешалось теперь только Борисоглебской слободе, которая поставляла ее на царский стол, а жителям Романова это прямо запрещалось. Сохранился документ о размерах рыбной повинности: «На государев обиход поставлять свежие красные рыбы, по 30 осетров, по 25 белых рыбиц, по 20 стерлядей больших, по 50 стерлядей средних и по осьмидесяти малых на год». Однако, и Романов получил свою долю в разделении труда. Он стал центром судостроения: именно там или со времен Ивана III, или чуть позже, стали строить небольшие, но очень маневренные парусные суда для речных артерий, которые так и назывались – «романовки». Иван Грозный побывал в Романове проездом в 1553 г., по дороге из Кирилловского монастыря. И вскоре Иван Грозный совершает шаг, обычный для политики его и его предшественников, но столь болезненный для национальной гордости великороссов. Он отдает Романов и округу в кормление ногайским мурзам, перешедшим на русскую службу. Романов, таким образом, стал в число других «русско-татарских» городов: Касимов, Звенигород, Серпухов, Кашира. Мурзы имели большие права требовать с романовцев для «своего кормления и службы» денег и продовольствия. А в кровавую смуту начала XVII века, когда край разоряли отряды польского гетмана Гальбовича, многие из тех мурз приняли сторону врага. Правда, впоследствии они входили в состав романовской рати, что в войсках под началом Федора Козловского и Василия Пронского осаждала захваченную врагом Москву... Власть же тех мурз над романовцами с той поры постепенно ослаблялась. Указами царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича они лишены были многих привилегий. И наконец указом императрицы Елизаветы 13 декабря 1760 года все романовские мурзы были окончательно переселены в Кострому. Но романовский «улус» не прошел бесследно для России. Именно отсюда вышел ряд родов служилых «татар», которые составили ее славу. Помимо Юсуповых, это Сабанеевы, Алаевы, род адмирала Ушакова. Была от ногайцев и практическая польза. На всю Россию прославилась знаменитая романовская овца, шубы из которой были легкие, но жаркие, «как три печи». Эту породу привезли ногайцы из степей, и подарили романовцам вместе с искусством ухаживать за животными и выделывать «правильные» шубы. Крепость города – внушительное произведение фортификационного искусства. Она хорошо видна с реки. Территория внутри крепости заняла садом, разбитым священнослужителями, видимо, не одно столетие назад, а главное – Крестовоздвиженским собором, древнейшим в городе. Говорят, от него ведет подземный ход к Волге, во что можно поверить – храм-то крепостной.»
Немного отсебятины:
В Тутаев приехали после Костромы и Ярославля. Город показался намного более волжским, чем его старшие братья. Наверное потому, что самый потрясающий вид открывается именно с воды. Он настолько завораживает, что Lidok даже не хотела сходить с парома на берег, и пыталась остаться на том пароме жить. Матросы были не против, но против был муж, аргументация которого оказалась в результате сильнее. Самый древний храм Романова да и всего города – Крестовоздвиженский собор, построенный в 1658 году на месте старой деревянной церкви на территории старого городища, валы которого до сих пор внушают уважение. Очаровательна Преображенская-Казанская церковь, как бы ниспадающая к реке к тому месту, где была древняя пристань. На улице Ленина сохранилось множество домов XVII, XVIII и XIX веков. И конечно не менее купеческой основательности кварталов и изящества церквей Романова потрясает огромный Воскресенский собор Борисоглебской слободы. Построенный и расписанный в 1680 г. он с тех пор никогда не закрывался и содержит просто какое-то неимоверное количество уникальностей. Главная из них, трехметровая икона Спаса, написанная по преданию преп. Дионисием Глушицким в XV веке. Икона была принесена преподобным в дар обители, находившейся на месте нынешнего собора, и первоначально помещалась в куполе деревянного храма этой обители. Впоследствии образ был перенесен в каменный храм и помещен наверху пятиярусного иконостаса. Как сообщают, икона эта была почитаема и православными, и старообрядцами, и, видимо, по причине последнего подверглась в 1749 году изъятию из храма по указанию ростовского митрополита Арсения Мациевича. Образ находился в Ростове в Архиерейском доме до 1793 г., когда был возвращен жителям. Рядом с иконой находятся резные! иконы Николая Чудотворца (очень похожая на чудотворную икону в Туголесе ) и большое резное распятие, Иисус на котором похож более на инопланетянина с картинок! К сожалению, ничего узнать об этих резных иконах не удалось. Не менее примечательны и фрески, среди которых подробные изображения жизни Адама и Евы в Райском саду, Всемирного потопа и строительства Вавилонской башни.
Если вы целенаправленно посещаете старинные русские города, то просто обязаны побывать в Тутаеве. Пузатый паром важно курсирует между берегами. Его обгоняют быстрые моторки, перевозящие самых нетерпеливых. Вдоль по реке проплывают баржи и круизные теплоходы, а город смотрит на всю эту суету своими храмами, садами, домами, и во всем чувствуется потрясающая гармония.
Я долго думал, как же назвать этот тайник. По нашему общему мнению, название Тутаев подходит городу гораздо больше чем Романово-Борисоглебск. Тем удивительнее было узнать, что название это совсем недавнее, искусственное. В процессе поиска информации о городе я побывал на сайте администрации Тутаевского района и все встало на свои места - я понял, что, наверное, самое правильное имя для этого городка дал устами Остапа Бендера Леонид Гайдай в своем бессмертном фильме «12 стульев». Наверное было бы интересно найти тот самый клуб Четырех Коней. Почему-то я уверен, что он сохранился.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: