На северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба, среди обширного древнего кладбища, находятся группы мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Куссама, сына Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. Кусам ибн Аббас был назначен с небольшой частью войск в Самарканд для утверждения ислама и введения основ шариата («мусульманского права»). По арабским источникам (Ал-Белазури), Кусам провёл до семидесяти сражений близ Самарканда с местными идолопоклонниками, которые, в результате, были обращены в ислам. Но, в 676 году язычники Педжикентских гор неожиданно напали на Самарканд, в котором в это время мусульмане были заняты совершением намаза и все были перебиты.
Сам факт гибели Кусам ибн Аббаса доподлинно не засвидетельствован в сохранившихся до нашего времени источниках. Поэтому единственное свидетельство, повествующее нам о «гибели» брата Пророка – передающаяся из поколения в поколение легенда. Но поскольку Восток – «дело тонкое» и непростое, то и сама легенда, в зависимости от рассказчика, отличается некоторыми деталями:
Легенда первая Во время нападения язычников, минбар (место для моления, по одной версии) под Куссамом раскололся, и он, пройдя в образовавшуюся щель, скрылся с глаз неверных и остался жив. Отсюда и название – Шахи Зинда («Живой Царь»). Легенда вторая Куссам, отбиваясь от врагов и получив массу ран, при помощи пришедшего на помощь Святого Хазрет Хизра, достигает колодца Шаабан и скрывается в нём, где и продолжает жить до сих пор. Легенда третья (пользующаяся и по сей день наибольшей популярностью) Почти добравшись до колодца, Куссам, тем не менее, получает страшный удар саблей, ему отрубают голову, но он, взяв в руки отрубленную голову, спускается в колодец, где получает бессмертие, испив «живую воду». Именно в таком изложении можно услышать и в наши дни историю о событиях 676 года из уст экскурсоводов и со страниц многочисленных путеводителей. Эут же версию услышал великий Амир Тимур, потомок двоюродного брата Чингисхана, возродивший могущество, разделенной и агонизировавшей империи Чингисхана и установившего в 1370 году Самарканд в качестве новой имперской столицы. Амир Темур был исторической личностно, сложной и противоречивой. Как Петр I, Людовик ХIV, он обладал политической прозорливостью. Его внешняя политика была настолько мудрой и гибкой, что в ней трудно выделить основную линию. Его аналитический ум позволял выйти, наиболее удачно, из самых критических ситуаций и даже извлечь из этого определенную выгоду. С 1388-1404 г. Амир Темур покорил многие страны Азии, разгромил Османского империю, Золотую Орду. Но если бы Амир Темур был только лишь великим полководцем, он не стал бы настолько интересным для истории. Амир Темур, чьи предки – кочевники считали городские стены убежищем для трусов, был неутомимым строителем. Впервые в Средней Азии была создана государственность нового типа, победа над Тохтамышем способствовала избавлению Руси от монгольского ига; победа над Баязидом спасла европейские народы от османских вторжений. Суровый аскет, отважный воин, осторожный и мудрый политик, покровитель людей искусства, науки - таким был Амир Темур. И именно с его именем связана еще одна легенда о «Живом Царе» Легенда четвертая («…спустя более 7 веков») …Эмир Тимур возвратился из дальнего похода в свою столицу Самарканд. Поход был начат в счастливый час. Много земель завоевал Тимур, много имущества привёз в Самарканд. Рад был государь удачному походу и весел, но, прежде, чем начать празднование своих побед, прежде чем придаться отдыху от лишений и воинских трудов, он пожелала совершить поклонение на могилах святых, которых немало похоронено в Самарканде. Тимур подъехал к тому колодцу, в котором скрылся от язычников-неприятелей Шахи-Зинда. Тут напало на Тимура сомнение, - правда ли, что Шахи-Зинда, великий и всеми почитаемый святой жив? Он сказал своим спутникам, что желает знать точно, справедливо ли то, что не умер Шахи-Зинда. Смельчаку, который спустится в колодец, он пообещал несметные богатства. На предложения Тимура вызвался один человек из числа воинов, по имени Хида. Обвязал себя Хида по талии одним концом верёвки, взялись воины Тимуровы за другой конец и начали потихоньку спускать смельчака в колодец. Спустившись, осмотрелся Хида и видит – в одной стороне колодца пещера. Смело вошёл он в пещеру и, пройдя расстояние, равное полёту стрелы, увидел дворец на подобие сокровищницы Фаридуна (эпический персидский царь). Ходил Хида по дворцу, и, наконец, открыв одну дверь, вошёл в громадный сад, такой прекрасный, какого не было никогда на земле. Долго бродил восхищённый Хида по чудному саду. Пройдя его, он увидел прекрасный обширный зелёный луг, конца которому не было видно. Лошадей тысяч двести паслось на этом лугу. Все они осёдланы были золотыми сёдлами с набором из драгоценных камней; такие же на них были уздечки; но пастухов не было видно. Дальше Хида увидел дворец с высокою террасою, похожий на раньше виденный. Приблизившись, он увидел перед дворцом толпу мужчин тысяч в двести – одни были одеты белое, другие – в зелёное. Хида увидел на террасе дворца на троне сидящего старца в белой блестящей одежде, всего в сиянии; справа и слева рядом с ним сидели ещё два старца, тоже в белых одеждах. Набравшись смелости, Хида почтенно приблизился к стоящим вокруг дворца людям и приветствовал их. Получив ответ на благожелание, он обратился к одному из них с таким вопросом: Таксыр (господин), кто сей великий муж, испускающий свет и как имена тех двух благородных старцов, сидящих с ним? Тот отвечал: «Знай, раб Божий, что сидящий в середине – Шахи Зинда Куссам, сын Аббиса; сидящий справа – пророк Хызр, а слева пророк Ильяс. Люди, которых ты здесь видишь, это души будущих людей и души умерших праведных людей – первые в белой одежде, последние в зелёной. Все они по велению божью собираются сюда каждый день, чтобы поклониться и служить хазрату (святому) Шахи-Зинда, а затем разлетаются на тех конях, которые ты видишь, направо и налево, на восток и запад, по всему миру». Сложив руки на животе, правую руку сверху левой и наклонив стан вперёд, он приветствовал Шахи-Зинду, на что он ответил тоже приветствием. Гневным взором взглянул Шахи-Зинда на Хиду. Храбрый, бесстрашный человек был Хида, однако и он от этого взгляда изменился в лице, затрясся как таловый лист и упал на колени. Склонил голову Шахи-Зинда и задумался. Наконец, Шахи-Зинда поднял голову и обратился к нему с такими словами: «Раб Божий, ты совершил дерзкий поступок, спустившись в колодец и явившись между душами праведных людей. Разве ты своим беспокойством не боялся прогневать меня? Неужели ты не знал, что по моему приказанию тебя могут сделать участником постоянного мира, привести в первобытный, доземной вид? Если я поступлю так, то этим избавлюсь от других, подобных тебе дерзких людей, которые может быть тоже пожелают сойти в колодец и побывать ради любопытства в царстве чистых душ». Хида в страхе стал оправдываться, что был вынужден спуститься в колодец, но Шахи-Зинда сказал: «Ты лжец и не боишься бога. Амир Тимур насильно не приказывал спускать тебя в колодец: тебя привело сюда корыстолюбие: ты спустился добровольно в надежде на обещание тебе Тимуром богатства и почестей. На этот раз я дарую тебе жизнь и прощаю твой поступок, но с тем условием, чтобы ты так или иначе не рассказывал царю своему или кому другому ничего из виденного здесь тобою, чтобы всё это ты сохранил в тайне. “Если ты выдашь тайну, не исполнишь моего желания, ты сам ослепнешь и всё потомство твоё будет рождаться слепым. Помни наказания и не раскрывай тайны. А теперь возвращайся домой, да бойся в другой раз беспокоить меня!». И все же Хиде пришлось под страхом смерти поведать Амиру Тимуру об увиденном. В знак благодарности Тимур обещал построить в Самарканде “Медресе слепцов”, посадить сад Хиды, оделить всех потомков Хиды богатым вакуфом (землей в долгосрочную аренду, которую можно передавать в наследство). Хида подробно рассказал всё, что видел и слышал, ничего не прибавляя от себя и не скрывая. Как только он закончил – две крупные темные слезы выкатились из его глаз и он ослеп. Все были поражены этим чудом. С тех пор потомки Хиды родятся слепыми – об этом всем было известно в Самарканде. Амир Темур сдержал своё обещание: построил в Самарканде Медресе (медресе Хоразми), в котором жили слепцы, большей частью потомки Хиды. От сада Хиды теперь и следа не осталось, а вакуфы, завещанные Тимуром в пользу потомков Хиды, в большинстве утратились, потому что с тех пор много было неприятельских нашествий на Самарканд, много поколений людей сменилось в нем, а ещё больше было внутренних переворотов. Исполнилось и наказание, предсказанное Тимуру. Уже весь свет завоевал он, только одно Китайское царство не было подвластно ему. Собрал Тимур своё несметное войско, такое большое, что не было ему счёта, что с одного конца не видно другого. Никто не сомневался в победе. Выступило войско. Что могло устоять пред ним, что могло заградить ему путь? Разве можно преградить дорогу буре? Разве удержать воду в Сыр-Дарье? Испугался Китайский царь, когда узнал, что на него идёт непобедимый Тимур, хотел он без битвы отдать всё своё царство Тимуру, чтобы напрасно не проливать крови, и выслал ему навстречу послов с богатыми дарами. Но в это самое время умер Тимур, не дойдя до границы Китайского царства, а войско его рассеялось.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: