Автор: Hen
Создан: 03.07.2014
Опубликован: 05.07.2014
(отредактирован: 27.07.2023)
Описание окружающей местности
Рядом с границей Московской и Калужской областей в селе Каменское Наро-Фоминского района Московской области находится один из древнейших, а скорее всего самый древний храм Московского княжества и нынешнего Подмосковья – церковь Николая Чудотворца.
Доехать до храма можно так: электричкой от Москвы с Киевского вокзала до станции Нара, далее автобусом №24 или маршруткой до ост. Каменское - 18 км. Личным транспортом от Москвы по Киевскому шоссе до Наро-Фоминска, после моста через р. Ильма поворот на Атепцево; далее по дороге вдоль р. Нара через д. Атепцево и Слизнево. Церковь – в селе Каменское на повороте у самой дороги.
В результате анализа имеющихся архивных, археологических, исторических, военно-стратегических, технологических и других данных исследователями была получена достаточно точная датировка Никольской церкви в Каменском - 1309-1312 гг. (на табличке на самой церкви – 1309г.). Ближайший по «древности» храм московского региона - Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке (Московская область, Звенигород), сооруженный в конце XIV в.
Сельцо Каменское - вотчина московских князей - впервые упоминается в 1325 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты как наследство его сыну Ивану. Дальнейшие упоминания – в 1356 и1389 гг. в духовных грамотах потомков Ивана Калиты – Ивана и Дмитрия. В XV столетии оно принадлежит Троице-Сергиеву монастырю, в начале XVII в. — вошло в состав вотчин, приписанных к Московскому Архангельскому собору.
Сама церковь в XV веке во время событий Смутного времени пострадала от польского нашествия, частично обрушилась. После этого ее долго не восстанавливали – село было разорено, и невозможно было даже найти священника. Впервые в письменных источниках церковь упоминается в 1612 году (Дозорная книга Боровского уезда), при этом отмечается, что она уже ветхая. В 1629 году в Писцовой книге сообщается, что храм по-прежнему стоит в руинах, а вести в нём службу некому. Лишь в 1649 году церковь восстановили, закомары стесали и сделали новую четырехскатную кровлю. По старинным церковным документам, после долгих работ по восстановлению, она была освящена 1 октября 1649 г. и передана в ведение Архангельского собора в Москве.
В том же XVII веке ее принялись расширять и расширили так, что к началу XIX века она стала самой большой церковью в округе. В течение всего XIX века храм продолжал обустраиваться и расти: возводилась новая ограда, на пожертвования богатых крестьян был отлит большой колокол, выстроен новый придел.
После 1917г. Никольская церковь была закрыта, а в 1941г. во время боев стала одной из важных оборонительных точек советских войск. Несмотря на то, что в ее сторону постоянно был направлен огонь, церковь почти не пострадала. Впрочем, служить в оборонительных целях ей было не привыкать – она изначально строилась как «крепостной» храм, или храм-крепость, призванный в случае набега служить защитой для обитателей села. Таким образом за свою историю Никольская церковь в селе Каменское пережила татаро-монгольское иго, княжеские междоусобицы, нашествия поляков, литовцев, войну с французами, октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну...
В послевоенные годы церковь использовалась в хозяйственных целях – как зернохранилище, часть молочной фермы. В 1958-1964гг. реставраторами древняя часть храма была очищена от позднейших обстроек и приняла если не первоначальный, то близкий к нему вид. Но на этом дело остановилось: церковь закрыли и более ей не занимались вплоть до 1999г., когда ее передали прихожанам. 16 апреля 1999 г. был совершен первый молебен с водоосвящением, и с тех пор начались регулярные богослужения. 14 июля 2001 г. архиеписком Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма, а затем и Божественную Литургию.
Архитектурно Никольская церковь представляет собой одноглавый трехапсидный храм со стороной четверика 10,2 м[3]. Сложен полностью из белого камня, причем большинство блоков обработаны в «получистой» технике (посмотрите на левой стене храма – там они особенно отчетливо видны), гладко вытесаны лишь детали портала, цоколя, архивольтов закомар. Обнаружен дефект в разметке плана церкви: юго-западный и северо-западный углы не вполне прямые, стены ее имеют заметную дисторсию (бочкообразны).
Храм невелик по объему, построен бесстолпным, с тремя апсидами, и в плане представляет собой редкую для русского зодчества композицию равноконечного креста, вписанного в квадрат (форму креста имеет верхняя часть храма, на которую опирается барабан). С востока примыкает сильно вытянутая трёхчастная апсида «смятой формы». Данная типология культовых сооружений, восходящая к болгарским прототипам, имела распространение в Московском княжестве на рубеже XIII — XIV вв. Мастер, построивший его, судя по некоторым особенностям композиции, опирался на традиции южнославянских каменных храмов XII-XIV столетий, то есть, либо обучался за границей, либо – вероятнее всего – был приглашен московскими князьями. Внутренне пространство церкви освещается через щелевидные окна-бойницы барабана и узкие оконца в апсидальной части. Изначально покрытие храма было позакомарным, Глухие фасады ранее завершались традиционными килевидными закомарами и имели по сторонам света перспективные порталы. Сейчас на стенах не осталось и следов закомарных полукружий, которые когда-то украшали их. В XVIII церковь расширяют, пристраивая к ней придел во имя мученика Уара, обширную трапезную и трехъярусную колокольню. Тогда же были убраны закомары, сделана четырехскатная кровля, а над световым барабаном надстроена декоративная главка. В 1893 году был построен придел Рождества Христова. Интересен уступ под барабаном Никольской церкви. Предполагается, что на него могла быть установлена платформа для лучников, и в этом случае церковь становилась своеобразным «донжоном».
Перестройки XVII — XIX веков исказили облик древней постройки. Реставрационные работы, проведённые в 1958-64 гг. под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера ставили своей целью максимальное сохранения подлинных частей храма. Были найдены многочисленные фрагменты закомар, однако их размеры по обнаруженным обломкам точно определить не удалось: не ясно, были ли все закомары одинаковы или же средняя превосходила боковые по ширине. В итоге реставраторы отказались от их восстановления. Сохранившаяся часть южного портала позволила восстановить его целиком, однако восстанавливать по аналогии два других порталы не стали. В тоже время были снесены окружавшие храм поздние пристройки – трапезная с двумя приделами и колокольня.
С 1896 года настоятелем церкви был Евстафий (Сокольский). Он продолжал вести службы и после Революции, пока в 1938 году не был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян. В 1989 году его реабилитировали, а в 2000 причислили к лику святых в сонме новомучеников и исповедников российских.
В настоящее время с запада к Никольской церкви примкнул пониженный объём притвора. Внутреннее убранство современное, храм действующий. В будние дни храм закрыт. Службы проводятся как правило по субботам и воскресеньям. Батюшка приезжает из Троицка.
Сферическая панорама интерьера церкви Николая Чудотворца: http://www.360cities.net/image/church-kamenskoye-russia
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: