Пустующая круглая баня в Тюмени по ул. Ленина, 3 – памятник конструктивизма, – стоит и ждёт запланированной реконструкции под офисный центр. Но реконструкция отодвинулась на неопределённый срок. Может, к лучшему.
Построили баню в 1930-32 гг. По городской легенде - из кирпичей взорванного Благовещенского собора, стоявшего на берегу Туры в районе современного моста Влюблённых. Но это не так. Собор взорвали лишь в июне 1932 года.
Конструктивизм, первый советский архитектурный стиль, воплотил в камне, металле и стекле идеи русского авангарда начала XX века. Подчёркнутая функциональность, осмысление возможностей новых техник и материалов, простые геометрические формы, экономичность и отсутствие излишеств. Творились здания для новых, свободных и счастливых людей – созидателей светлого будущего (даже, скорее, жителей светлого будущего), - и нового демократичного типа человеческих отношений. И часто сами объекты были по назначению принципиально новыми: фабрики-кухни, дома-коммуны, дворцы труда. Многие проекты так и не осуществились – архитектурная мысль опережала возможности страны, только что пережившей мировую и гражданскую войны, да и лозунги о свободе и счастье всё больше расходились с реальностью. «Светлое будущее» всё больше и больше строили люди в ватниках за колючей проволокой.
В итоге советский конструктивизм в архитектурной практике просуществовал лишь десятилетие: с начала 1920-х до начала 1930-х. Затем впал в немилость властей и был вытеснен «сталинским классицизмом» - тяжеловесными зданиями с колоннами и портиками. Эстетике тоталитарной империи 30-х годов они соответствовали больше. Подобные, кстати, сейчас сооружают опять – в качестве примера можно привести Тюменский драмтеатр.
Первым конструктивистским проектом была «башня Татлина» - созданный в 1919-1920 гг. художником Владимиром Татлиным проект памятника Коминтерну в виде гигантской башни, где внутри спиралевидного каркаса должны были вращаться «первичные формы»: куб, конус и цилиндр. В них предполагалось разместить руководство Коминтерна и телеграфное агентство. Построена башня не была, и её шестиметровый макет не сохранился. А самым масштабным (и практически последним) конструктивистским объектом можно назвать сооружённый в 1927-32 гг. комплекс ДнепроГЭСа.
Идея строительства круглых бань принадлежит ленинградскому архитектору-авангардисту Александру Никольскому. Самое крупное его творение – стадион им. Кирова, сооружённый в северной столице в 1932-1950 гг. В 1926-27 гг. Никольский с соавторами создал три проекта бань. Один из них – экспериментальная круглая баня. Круглый периметр минимизирует потери тепла. Для ещё большего теплового эффекта здание планировалось углубить в землю. В центральном дворике должен был разместиться открытый бассейн, а на крыше – солярий под большим сферическим стеклянным куполом.
Баня с таким куполом была утопией в реалиях тех лет, построена она не была. Но два других проекта Никольского с использованием идеи круга были в Ленинграде в 1927-1930 гг. выполнены. Это Круглая баня на современной площади Мужества (первоначально называлась «баня в Лесном» - по имени посёлка, ставшего затем частью города) и Ушаковские бани «Гигант» в районе Нарвской заставы.
Круглая баня в Санкт-Петербурге действует до сих пор. От экспериментального проекта отличается отсутствием купола и тем, что здание в землю не углублено. Но бассейн в её дворике есть, причем, раз бассейн один, а баня – как для мужчин, так и для женщин, то бассейн общий. У строителей светлого будущего не должно было быть комплексов. К тому же, на практике им пришлось быть морозоустойчивыми, так как бассейн построили хоть и с подогревом, но под открытым небом, без защиты купола. Осенью 1941 года баню закрыли, но в апреле 1942 она возобновила работу, что было огромным событием для блокадного города: здесь подавалась горячая вода. Бани «Гигант» также сохранились, но не действуют - находятся в аварийном состоянии и готовы рассыпаться. Строили их очень некачественно. Тюменская баня на Ленина – архитектурное подобие ленинградской, только миниатюрное.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: