Описание окружающей местности

Маура – гора в километре от Гориц и около 5 км от г. Кириллова. Заповедное место, где сохраняется неповторимая природа: густой еловый лес с можжевеловой порослью, земляничными полянами и высокими муравейниками. С горы открывается прекрасный вид на бесконечные дали кирилловской земли, среди которой возвышается могучая крепость – Кирилло-Белозерский монастырь. История горы связана со священными воспоминаниями 600-летней давности.       Отсюда прп. Кирилл Белозерский увидел то место, которое ему было указано Богородицей для основания новой обители. Только здесь, в конце многотрудного пути прп. Кирилл поведал своему духовному другу и спутнику прп. Ферапонту о видении, бывшем ему в Московском Симоновом монастыре. В память о совместной молитве преподобных на горе Мауре спустя время была установлена монахами часовня. А основанная ими новая обитель положила начало множеству монастырей, скитов, пустыней Северной Фиваиды, как стал называться этот край.
      До наших дней сохранился на горе огромный камень, на котором означен след человеческой ступни. Народное предание говорит, что это след ноги преподобного Кирилла. Рядом с камнем воздвигнут Поклонный крест в 1997 г. в память преподобных Кирилла и Ферапонта – по случаю 600-летия основанных ими монастырей. Вершину горы украшает новая часовня с гульбищем, освященная в 2000 г. На маленькой звоннице висит колокол с отлитыми на нем образами Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца. Первая часовня стояла над памятным камнем.
      Воскресенский Горицкий монастырь находится на левом берегу Шексны.
      Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной. В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. (Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе.) Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. В октябре 1569 года вслед за убийством Иваном Грозным Владимира Старицкого и всей его семьи, по царскому приказу монахиню Евдокию утопили в Шексне. Смерть княгини породила много легенд, а место ее захоронения в Горицком монастыре стало местом особого почитания. Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители.       Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. В числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многи другие… С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова - дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова. Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему. Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель родя Рюриковичей. По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня. Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком. В XVIII веке знатных пострижениц стало меньше, отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие насельницы не имели средств к существованию и к концу столетия монастырь пришел в крайнее запустение. В 1810 году настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева - очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Были построены каменные строения и ограда.
      После революции монастырь продолжал действовать еще несколько лет. Но вскоре он был закрыт, а в 30-е годы практически все монахини и насельницы монастыря были репрессированы. Монастырские корпуса были отданы под дом инвалидов, а в соборе одно время располагался сельский клуб.
      Архитектурный ансамбль Горицкого монастыря включает в себя церковь Вознесения /1544./, колокольню /ХVII/, Троицкий собор /XIX/, ограду и монашеские корпуса XIX - нач. XX вв. С октября 1999 г. на части территории монастыря вновь возобновилась иноческая жизнь. Постепенно налаживается жизнь женской монашеской общины. На территории монастыря также несколько жилых полуразрушенных зданий в которых тем не менее живут.

      Информация взята из различных инет-источников. От себя хочется добавить, что Горицкий монастырь на самом деле находится в довольно плачевном состоянии. Действует всего один храм, где проходят службы, венчания и крещения (на последнем, мне посчастливилось присутствовать). Святой источник доступен всем и каждому, здесь нередки очереди с большими канистрами для воды, она действительно вкусна! Монастырская стена полуразрушена, народ заходит со всех сторон через многочисленные дыры. На территории было обнаружено объявление- фото/видео съемка 50руб, но никакой охраны не найти, туристы ходят и счелкают все направо и налево. Потому просьба к Вам, Геокешеры- не скупитесь, зайдите в монастырскую лавку, пожертвуйте на восстановление этой Святыни!
      Способ достижения данного места, свойственен автору- Теплоход, но на любом авто добраться сюда не составит никакого труда- в Вологодской области довольно не плохие дороги! Только не пытайтесь загнать свой транспорт на гору- это уже заповедник, тем более около официального подъема есть авто стоянка.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться