«Ни одной пяди чужой земли не хотим. Но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому» И.В.Сталин
Почему в качестве эпиграфа я выбрал две таких разных цитаты? Потому, что этот тайник связан и с Анной Карениной и с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Но обо всём по порядку. Всем известно, что самым старым железнодорожным вокзалом в Москве является Ленинградский вокзал, построенный аж в 1849 году. А вот второй вокзал в Москве – Нижегородский, построенный в 1861 году не сохранился. На том месте, где он когда-то располагался не осталось не только здания вокзала, но ни рельсов, ни каких либо других следов. Вернее почти не осталось. Но я опять забежал вперёд. Итак, в мае 1858 году начинается строительство железной дороги из Москвы в Нижний Новгород, который тогда был одним из крупнейших городов России. В 1861 строительство было завершено. Длина пути составила 440 километров. Первоначально дорога была однопутной. Второй путь на участке Москва-Ковров был построен только в 1877 году, а чуть позже и на остальной части пути. У Нижегородской дороги в Москве был даже свой вокзал. Его построили в 1861 году за Покровской (сейчас Абельмановской) заставой, у Рогожского вала. Здание вокзала было деревянным, временным. Позднее планировалось построить постоянный вокзал. Но всем известно, что нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Новый вокзал с самого начала вызывал много нареканий. Во-первых : слишком далеко от Москвы. Купцам было далеко доставлять товар, пассажирам долго надо было добираться сюда из центра Москвы. Да и сам внешний вид нового вокзала… «Пассажиры были разочарованы видом вокзала, – утверждала газета «Московские ведомости» 29 июня 1861 года. – Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге». «Дощатый перрон на Нижегородском вокзале был низким, неудобным для посадки. Дамам приходилось высоко поднимать подолы длинных платьев, что привлекало на вокзал множество зевак-ловеласов». А вскоре, в 1896 году гораздо ближе к центру города строится здание Курского вокзала. Именно тогда и решили отдать одно его крыло пассажирам Нижегородской железной дороги. На протяжении достаточно долго времени вокзал так и назывался Курско-Нижегородский. До сих пор на Курском вокзале видны следы его разделения на два вокзала. Часть путей являются проходными – это Курское направление, а часть – тупиковыми, это Нижегородское направление. А на месте бывшего вокзала вплоть до 60-х годов 20-го века находилась тупиковая станция Москва-Товарная-Горьковская. В конце 40-х годов начали, а в 60-ые годы завершили её полный снос. Кстати с виду старые здания, где сейчас расположен музей ретроавтомобилей, не смотря на свой «старый» вид к вокзалу не имеют никакого отношения. Они построены на месте уже начавшего сноситься вокзала. На месте вокзала и железнодорожных путей сейчас стоят жилые дома. Однако на аэрофотосъёмке сороковых годов, см.фото слева наверху, очень чётко определяется привязка к местности. Вокзал занимал площадь в треугольнике между современными улицами Нижегородская, Новорогожская и Рогожский Вал. На месте деревянного здания вокзала (координаты в заголовке тайника) сейчас находится здание детского сада. Сколько бы вы не бродили по дворам вам не удастся найти ни одного рельса, ни одной шпалы. Но кое-что от вокзала всё-таки осталось. Например здание училищного дома, где обучались дети из семей железнодорожников, которые жили в домах вокруг вокзала. Сейчас это дом 9В по Нижегородской улице (N 55.44.302, Е 37.41.013). Здание построено в самом начале 20-го века. Интересна история о том, почему он сохранился. Его долго не сносили. Думали, мол, потом снесём. А потом подогнали технику, а кладка оказалась настолько прочная, что дом сносу не поддавался. Пока согласовывали его снос при помощи взрывников, вокруг начали строить новые высотные дома и взрывать стало поздно. Так этот дом и остался. На протяжении долгих лет здесь были учебные заведения. До революции – реальное училище железнодорожного ведомства, затем - средняя школа, школа машинистов, вечерняя школа рабочей молодёжи. Сейчас первый этаж здания отдан под магазина, а всё остальное занимают различные офисы. Сохранилось ещё одно здание, расположенное по адресу Новорогожская улица, дом 16 (N 55.44.419, Е 37.41.202). Здесь располагалась дистанция пути. И, что интересно, она до сих пор там и сидит. Уже нет вокзала, а дистанция пути осталась. Ну, и на последок, давайте вернёмся к цитатам из эпиграфа. Все мы когда-то читали «Анну Каренину». И помним, что она бросилась под поезд на станции Обираловка. А добиралась она туда на поезде именно с Нижегородского вокзала. Так что по сюжету книги она побывала на том месте, где сейчас стоит детский сад. А поскольку Нижегородскую дорогу начали электрифицировать только в 1931 году, то Анна Каренина бросилась именно под паровоз, а не под электричку. «А при чём тут Сталин?» - возможно спросите вы. А дело в том, что 19-го октября 1941 года, когда решался вопрос об эвакуации Сталина в Куйбышев, именно здесь, на Нижегородском вокзале, а вовсе не на Казанском, как считают некоторые, стоял поезд, который и должен был увезти Отца Народов в тыл. Конечно тогда это уже не было вокзалом, хотя само здание вокзала ещё стояло, это был один из тупиков с платформой. Именно здесь, на месте современного здания детского садика поезд и охрана несколько дней ждали, когда Верховный Главнокомандующий отправится в эвакуации. Но Сталин, как мы знаем, остался в Москве. Как видите, для осмотра тут осталось очень немного. Но, тем не менее, я очень рекомендую вам сюда приехать. Побродить между современными домами, обойти вокруг здание детского сада, и при помощи двух сохранившихся старых вокзальных построек попытаться представить себе как тут всё было раньше. Вот Лев Толстой стоит на платформе и у него в голове уже созревает образ Анны Карениной. А вот охрана Сталина несколько дней ждёт на платформе своего шефа, но не дождавшись, загоняет поезд на запасные пути.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: