Так называется рассказ почётного гражданина Тарусы Константина Паустовского о «доме на Оке», другого почётного гражданина Тарусы Святослава Рихтера. Если имя «последнего романтика» Константина Георгиевича сейчас вспоминают не часто, то обладатель Грэмми Святослав Теофилович по частоте упоминания в прессе может дать фору многим действующим музыкантам.
Окрестности Тарусы уже с конца XIX в привлекает именитых дачников. Считается, что для «московской тусовки» красоту и обаяние этих мест открыл Василий Дмитриевич Поленов, который в 1887 г по дороге в Крым увидел Оку и после «полевых исследований» осенью того же года, купил усадьбу Борок и обосновался на правом берегу реки. А в 1891 г в гости к кузине, бывшей, замужем за земским врачом Добротворским в Тарусу приезжает Иван Владимирович Цветаев с семьёй и становится «патриархом», левобережных, тарусских дачников. За ними потянулась целая плеяда блистательных имён, да и просто обычных людей. Эта экспансия имела свои приливы и отливы, но эти места мало кого оставляют равнодушными.
Не остался в стороне от обаяния верхнего течения Оки и Рихтер, который в конце 50-х годов озаботился приобретением недвижимости для летнего проживания и занятий в тихом уединённом месте. Выбор именитого музыканта пал на пустующую «избушку» бакенщика, в семи километрах от Тарусы вверх по течению реки. Алексинское пароходство, которое обслуживает этот участок Оки, оснастило своих работников «казёнными» моторами и необходимость в промежуточных опорных пунктах отпала. Однако желание Рихтера, стать тарусянином поддержки в пароходстве не получало, пока в дело не вмешалась харизматичная Фурцева.
«Избушка» был расположен в живописном месте, на высоком берегу Оки, на опушке леса в полутора километрах от ближайшего жилья. Святослав Теофилович «поселился» в нем со своим маленьким кабинетным роялем. Со временем, рядом с избушкой, был выстроен «Дом на Оке», необычный по архитектуре, и очень скромный, как и подобает быть дому «в глуши». При строительстве «дома» маэстро помогал его друг – Владимир Алексеевич Мороз. Отапливался «дом» печкой, освещался свечами и керосиновыми лампами, а вода была в роднике.
Известно, что именно в «Доме на Оке», в течение одного летного сезона 1960 года, Рихтер подготовил около десятка различных музыкальных программ для своих первых гастролей в США. Эта поездка С. Рихтера в США поразила весь музыкальный мир обширностью представленных программ и уникальностью их исполнения.
«Дом на Оке» не был светским, Святослав Теофилович не приглашал туда гостей специально, но его близкие друзья, а также друзья и ученики его супруги Нины Львовны Дорлиак бывали в «доме». Если гости приезжали на продолжительное время, то они, как правило, останавливались в ближайших деревнях: Ладыжино и Алекино, а в «дом» приходили погостить, когда у Святослава Теофиловича наступало свободное от занятий время. В разные годы в «доме» бывали: Евгения Михайловна Лёлина, Сильвия Федоровна Нейгауз, Вера Яковлевна Шубина, Галина и Новомир Писаренко, Беатрис Пара (сопрано, Эквадор, в то время ученица Нины Львовны Дорлиак), Денис Королёв (тенор, солист Большого Театра), Наталья Журавлева, Дмитрий Дорлиак. Позднее в «дом» приезжали и гостили И.А. Антонова, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и др. В середине 70-х годов в «Доме» жил Юрий Васильев, известный художник, знаменитый оформитель спектаклей «Театра на Таганке».
Однако невероятная востребованность Рихтера, не позволяет ему часто бывать в «доме на Оке» и в 1971 году он приобретает комфортную дачу на Николиной Горе и становится соседом «харизматичных» Михалковых. Одним из достоинств нового приобретения была близость к Москве.
Маэстро не забывает Тарусу и в конце 80-х годов у него окончательно сформировалась идея о создании в Тарусе «Дома творчества молодых музыкантов и художников». Это своего рода «Летняя творческая лаборатория», где молодые талантливые музыканты и художники, могли бы плодотворно заниматься в его «доме на Оке», так же как и он в своё время. Финансовую поддержку своей идеи он надеялся получать при проведении ежегодных музыкально-художественных фестивалей, в которых принимали бы участие как он сам, так и его друзья и коллеги Наталия Гутман, Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Елизавета Леонская, Галина Писаренко и другие. Идея создания Фонда была поддержана как коллегами-музыкантами, так и Ниной Львовной Дорлиак и Ириной Александровной Антоновой, первыми Вице-президентами Фонда. При организации Фонда Святослав Теофилович, ставший Президентом Фонда, передал в его собственность свою дачу и принадлежавший ему участок лесной опушки на высоком берегу Оки.
Первый музыкально-художественный фестиваль в Тарусе состоялся летом 1993 г и был посвящен творчеству великого норвежского композитора Эдварда Грига. Программа фестиваля была составлена самим Рихтером. Исполнители других концертов тоже были выбраны Святославом Теофиловичем. Среди участников первого Фестиваля были Вадим Репин, Александр Мельников, Владимир Бальшин, Галина Писаренко, Елизавета Леонская. Художественным сопровождением фестиваля стала выставка работ скандинавских художников из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фестиваль, проходящий в последнюю неделю июля, стал традиционным, и в один из дней концерт проходит «под открытым небом» на берегу Оки на специально построенной площадке над гаражом в «доме на Оке». Для тарусян проводимые Фондом Святослава Рихтера мероприятия, пожалуй, стали «главным событием лета».
В описании использована фотография Юрия Белинского "Невский проспект" 1968 г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: