В бассейне Гауи, который формирует река Гауя с её притоками, в средние века были построены и заселены десятки каменных замков, не считая уже до этого созданные укрепления местных жителей на городищах. Здесь наиболее высокая плотность замков не только в Латвии, но даже всей Центральной Европе. Стратегию строительства замков в бассейне Гауи изучал историк и археолог Янис Апалс. Бассейн Гауи был весьма подходящим местом для достижения целей крестоносцев по нескольким причинам: с географической точки зрения этот регион пересекала уже сформировавшаяся в предыдущие века сеть водных путей и сухопутных дорог, с этнической точки зрения бассейн Гауи был зоной соприкосновения различных этнических групп и зоной государственных формирований. В 13-м веке началось завоевание земель и создание новых государственных формирований.
Средневековая Латвия не была единой страной, она состояла из четырёх автономных территорий: Рижского архиепископства, государства Ливонского ордена, Курского епископства и города Риги. Сигулдский замок возводил орден Меченосцев, а после объединения ордена Меченосцев с Германским орденом, замок перешёл во владение Ливонского ордена.
Орден Меченосцев был духовно-рыцарским орденом с официальным названием «Братство воинов Христа». Более широко известное название «меченосцы» возникло позднее, благодаря тому, что меченосцы носили белые плащи, на которых как знак отличия был изображён красный крест и меч. Орден меченосцев основан в 1202 году, став первым духовно-рыцарским орденом, созданным за пределами средиземноморского региона. По историческим источникам основателем ордена считается как епископ Альберт, так и цистерцианский аббат Теодорих. Орден был создан по причине необходимости военной силы, которая присутствовала бы в Ливонии постоянно, обеспечивая её защиту, а также для завоевания новых земель. Орден Меченосцев создан по образу ордена Тамплиеров, который был старейшим духовно-рыцарским орденом, основанным приблизительно в 1118 или 1119 году. В отличие от ордена Тамплиеров, подчинённому непосредственно Папе Римскому, орден Меченосцев находился в подчинении Рижского епископа. Однако, осознавая себя единственной реальной силой в Ливонии, орден Меченосцев пытался стать самостоятельнее. В 1207 году орден добился, чтобы в его владения переходила треть всех завоёванных земель, что приносило всё больше дохода. Чтобы высвободиться из под, скорее юридического, подчинения Рижскому епископу, орден Меченосцев добился, чтобы император Отон IV взял его под защиту Священной Римской Империи.
Когда в 1207 году епископ Альберт и орден Меченосцев делили земли, орден получил территории на левом берегу Гауи. Главным фактором, определяющим строительство отдельных замков в бассейне реки Гауи, являлось соперничество между Рижским епископом и орденом Меченосцев в ходе завоевания земель и последующая борьба за господство в Ливонии. Из хроники следует, что Сигулдский замок построен во времена магистра ордена Венно, который правил с 1204 по 1209 год, поэтому историки допускают, что время строительства Сигулдского замка тоже пришлось на период с 1207 по 1209 год. Это было одно из первых четырёх зданий конвента ордена, включая Ригу, Цесис и Аизкраукле. В хронике Индрика, описывая 1212 год, говорится, что недавно был построен Сигулдский замок. Упомянуто также, что в том году замок уже использовался как точка опоры для членов ордена при разрешении возведённого замка ливов в Сатеселе, находящейся на расстоянии полутора километров. Сигулдский замок строился для контроля водных путей на реке Гауя и как укрепление от находящегося на правом берегу Гауи Турайдского замка епископа. В 1224 году в Сигулдском замке побывал легат Папы – Вильгельм Моденский, который здесь основал приход и церковь. В 1237 году владения ордена Меченосцев в Латвии были присоединены Германскому ордену, который в 1290 году прекратил завоевание латвийских земель.
Германский орден, также как и орден Меченосцев, был духовно-рыцарским, в котором братья-рыцари, помимо трёх монашеских обетов – жить в бедности, жить в целомудрии и послушании – давали ещё и четвёртый обет: с мечом в руках бороться за распространение и защиту христианской веры. Жизнь Германского ордена регулировалась уставом, определяющим не только религиозные обязанности братьев ордена и совместной жизни в конвентах, но и дающим подробные инструкции о наказаниях в случаях нарушения устава, а также общие указания о действиях на поле боя. Главой Германского ордена являлся великий магистр, которому был подчинён повелитель Ливонского ордена – ливонский магистр. Великого магистра и магистра на пожизненный срок избирал капитул братьев. Резиденцией ливонского магистра являлся Цесисский замок, который в средние века считался вторым по важности замком в Латвии после Рижского.
Всё государство Ливонского ордена было разделено на административные единицы – комтурства и земли фогтов, а их управители – комтуры и фогты – формировали высший слой иерархии ордена. Комтуров и фогтов каждый год переизбирали и переводили в капитул – ежегодную коллегию братьев. Управители вместе с другими братьями ордена жили в каменных замках округа. Обязанностью окружного управителя являлась постройка, укрепление и ремонт замков, а также обеспечение своих братьев по замку продуктами питания, одеждой и оружием. При этом комтур или фогт являлся предводителем своих братьев на войне, и верховным господином окружных крестьян.
Комтуру или фогту были подчинены все проживающие в замке братья ордена. Братья-рыцари были профессиональными воинами, они также должны были быть благородного происхождения. Помимо братьев-рыцарей полноценными членами ордена были и священники, которые должны были заботиться о религиозной службе. Орден располагал и другими чиновниками и служащими разного ранга, не являющимся членами ордена, но от которых требовалось честно соблюдать целомудренный образ жизни.
Комтурства и земли фогтов далее подразделялись на приходские округи (в Латвии их число достигло 31) и замковые округи. Последние предназначались для сбора и хранения пошлин с крестьян.
Уже в древние времена через Сигулду пролегал путь из Риги в Цесис и далее – в Тарту, Виланде, Псков. В 1442 году Сигулда как важный по значению орденский замок была включена в маршрут посланного Германским орденом визитатора. В 1451 году во время ревизии в замке упомянуто, что в замке проживало 12 рыцарей, три священника и три полубрата ордена, а в более поздней ревизии отмечено хорошее обеспечение замка продуктами питания и оружием.
Сигулдский замок пострадал уже в начале Ливонской войны – в 1562 году он стал польским старостовством. Поляки в 80-х годах 16-го столетия провели ревизию зданий замка. В ходе шведско-польской войны с 1601 по 1621 год замок подвергся сильным разрушениям. Вскоре после окончания войны в шведской ревизии указано, что замок необитаем и разрушен, а в 1622 году в замке для проживания построено деревянное здание и баня. В 1625 году шведский король подарил Сигулду графу Уксеншерну, а после редукции (изъятии) земельных владений замок возвращается под крыло шведской короны. В военном архиве Стокгольма хранится составленный в 1680 году план Сигулды. Замок был заброшен во время Северной войны.
В 1737 году Сигулда перешла во владение графа Ласси, а затем – в руки Браунов и Борхов. В 19-м столетии в передовые укрепления замка были встроены ворота с датой «1867», в надвратную башню замка был вмурован родовой герб фон Борхов, также владельцы позаботились об укреплении стен руин замка и отстроили две псевдоготические арки. В 1878-1881 годах на территории внешнего форбурга семья князей Кропоткиных воздвигла Новый замок.
Сигулдский замок построен с краю древней долины реки Гауи, на выступе берега с тремя крутыми обрывами. Южная сторона территории замка отделена оврагом или глубоким рвом, по вторую сторону которого создана внешняя предзамковая территория на прилегающей долине равнине. Сигулдский замок находится на возвышенности, что, благодаря высоким и скалистым обрывам, было основным фактором, обеспечивающим его защиту. Для защиты юго-восточной стороны внешнего форбурга были созданы пруды.
Сигулдский замок состоял из основного замка – орденской кастеллы, включающей в себя внутренний форбург и южный, или внешний, форбург.
Строительство замка можно разделить на несколько периодов. В начале 13-го века из обработанных доломитовых камней построен первый прямоугольный корпус с толщиной стены в три метра. Под ним находилось погребное помещение 10 х 9,5 м, в центре которого была колонна романского стиля, служившая опорой сводчатого перекрытия помещения. Фрагмент этого первого строения теперь вмурован в позднее построенную западную стену двора орденской кастеллы.
На втором этапе строительства, который исследователь Туулсе датировал периодом с последней четверти 13-го века до конца 14-го века, возведена орденская кастелла почти квадратной планировки с тремя корпусами вокруг внутреннего двора. Замок из здания формы кастеллы был перестроен в крепость типа конвента, таким образом замок получил свою четырёхугольную форму с внутренним двором в центре. В качестве главного строительного материала использовались валуны, а для кладки стен и кованных строительных деталей применялся светлый доломит, для краёв и углов проёмов – травертин. От наземного здания до наших дней сохранились стены западного корпуса высотой в неполных три этажа. В южной стороне второго этажа находилась однонефная капелла шириной в 10 метров с готическими оконными проёмами в остроконечных арках. Третий этаж был оружейным. Во фронтоне внешней южной стены капеллы «сделан» декоративный акцент – крест из красных кирпичей.
Во второй половине 15-го столетия у основного замка был преобразовано несколько бойниц, переоборудовав их для стрельбы из огнестрельного оружия, а также были расширены окна капеллы и зала конвента на втором этаже западного корпуса.
Главный замок окружён внутренним форбургом, имеющим нерегулярную прямоугольную форму, самые большие размеры двора достигают 80 х 110 метров. В западной стороне форбурга и в северо-западном углу из внешней стены выступают прямоугольные башни. В 17-м веке по краям двора внутренней предзамковой зоны были созданы хозяйственные постройки. Позднее в качестве внешней стены на её южной и восточной стороне была возведена вторая фортификационная стена с узким пархамом. Во внутреннем форбурге в северной стороне находилась небольшая калитка, через неё можно было попасть на берег Гауи. Главный вход вёл с южной стороны сквозь четырёхэтажную воротную башню, построенную приблизительно в 1400 году. Перед ней находился подъёмный мости, а на втором берегу рва – в северной стороне внешнего форбурга – находилась мостовая башня. Сводчатый вход юго-западного крыла здания конвента из двора внутреннего форбурга вёл во внутренний двор. На нижнем этаже здания конвента располагалась охрана ворот и жилые помещения служащих, а на главном этаже был зал конвента, выполненный в готическом стиле. Замковая капелла была размещена в юго-восточной части замка. Над главным этажём находились склады с окнами для стрельбы, чтобы обеспечить охрану замка. По размеру внешний форбург был почти в три раза больше внутреннего, он был окружён стеной с воротами с южной стороны. В плане замка 17-го века, видно, что во внешнем форбурге находились хозяйственные постройки и сады, сам же замок, начиная с 17-го века, постепенно приходит в упадок.
Замок вновь привлёк к себе внимание, когда под влиянием тенденций в искусстве эти романтические руины стали объектом для восхищения. В соответствии с представлениями того времени об охране памятников были осуществлены работы по укреплению воротной башни и других важных мест. С начала 19-го столетия руины Сигулдского средневекового замка были важным туристическим объектом, поэтому в 20-м столетии многократно выполнялись работы для сохранности стен. После Первой мировой войны, когда установилось Латвийское государство, руины Сигулдского замка находились в ответственности Управления памятниками. В это же время несколько исследователей занялись изучением истории строительства. В 1922 году балтийский немец, исследователь Карл фон Левисс оф Менер опубликовал срисованный план Сигулдского замка 17-го столетия, оригинал которого хранился в Стокгольме. Другой исследователь – эстонский искусствовед Армин Туулсе анализировал ход строительства замка.
Более тщательное изучение и обширные реставрационные работы в Сигулдском замке начались с 1962 года, когда постепенно стали замерять планировку, фасады и детали стен, а в 1978 году был разработан топографический план руин замка. Разные исследователи осуществляют фотофиксацию стен и собирают доступные материалы о замке. Так, в 1987-1988 году археологические раскопки на руинах произвёл Нормундс Трейс, а в 1997 году – Янис Циглис. Начатое в 1962 году укрепление стен замка было продолжено и позднее по проекту архитектора Татьяны Витолы.
В 2011 году начат и в 2012 году успешно реализован софинансированный Европейским союзом проект «Реконструкция руин Сигулдского замка и адаптация инфраструктуры для развития туристического продукта». Это позволило реконструировать и качественно усовершенствовать территорию руин, включить их в туристические маршруты и способствовать тому, чтобы в мире этот объект был известен, как объединение уникальной экологически чистой среды и истории культуры. Милости просим посетить Южную и Северную башни замка, недоступные ранее, прогуляться по каменным стенам замка, насладиться аурой древности и пейзажами древней долины Гауи и остальных исторических центров памятников градостроительства, которые открываются взору с башни. Технический проект реконструкции разработан в бюро архитектора Инары Цауните.
Каждый год на эстраде руин Сигулдского замка проходят различные концерты и фестивали. Сезон эстрадных мероприятий традиционно открывается Черёмуховым балом в мае, за которым следует джазовый фестиваль, фестиваль блюза, день театра. Следует особо отметить Фестиваль оперной музыки, который по инициативе Дайниса Калнса организуется уже 20-й год подряд.
О новом замке:
В 17-м веке на территории построенного Ливонским орденом Сигулдского замка стала образовываться помещичья усадьба. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий, возведённых в 18-м и 19-м веках во времена хозяев фон дер Борхов и Кропоткиных – Летний замок, Новый замок, Белый замок, дом бурмистра, дома служащих усадьбы, амбар, прачечная, погреба для хранения корнеплодов и овощей. Помещичья усадьба Сигулды окружена мурованной из бутовых валунов стеной с роскошными воротами.
Новый замок строился во времена князей Ольги и Дмитрия Кропоткиных с 1878 по 1881 год, в качестве строительных материалов используя старые каменные здания, которые в 17-м веке находились на месте замка. Жилой дом господ был выполнен в стиле неоготики, строительные работы велись под руководством мастера Яниса Менгелиса из Цесиса. Форма и планировка строений проста. Архитектурно-художественная выразительность главным образом задана успешно вплетёнными готическими формами и живописной окраской строительного материала – бутового валуна. Из окон замка открывается вид на древнюю долину реки Гауя, на руины Сигулдского замка, а издалека виднеются развалины Кримулдского и Турайдского замков, со второй стороны взгляд радует пейзажный двор.
Во время Первой мировой войны здание было разрушено. После аграрной реформы Новый замок получил название Замка писателей, поскольку в 1922 году в замке был размещен Латвийский профсоюз писателей и журналистов. Принесённая войной разруха оставила замок в непригодном состоянии, поэтому обществу пришлось изрядно вложиться, чтобы отремонтировать здание. В 20-е и 30-е годы 20-го столетия в замке Писателей предлагался полный пансион не только для поэтов и литераторов, но и для других посетителей.
В 1934 году замок перешёл во владение Общества латвийской прессы. Под руководством архитектора Августа Биркхана с 1936 по 1937 год были проведены масштабные работы по перестройке – здание было полностью перепланировано, повышена смотровая башня, расширена терраса вокруг здания замка, заново отстроен балкон второго этажа замка. В замке создали новый, высококачественный с художественной точки зрения интерьер, также в соответствии с нуждами Общества латвийской прессы здесь возник по тем временам самый модный замок отдыха в Прибалтике с особо роскошными интерьерами в национальном стиле, при создании которых участвовали такие известные художники, как Никлавс Струнке, Пертерис Озолиньш, Вильгельм Васариньш. В прессе тех времён писали, что изображения этого замка для отдыха были помещены даже во французских художественных журналах. После реновации замок Писателей стал популярным посещаемым объектом.
В 30-е года Новый замок стал излюбленным местом отдыха латвийской баскетбольной команды. У спортсменов было суеверие: если до соревнований побываешь в Сигулде – победишь. Возможно, баскетболисты сборной Латвии отдыхали в Сигулде и до самого первого чемпионата Европы по баскетболу, который проходил в 1935 году в Швейцарии, и с которого сборная Латвийского государства привезла титул чемпиона!
В 1938 году перед Новым замком был открыт памятник Атису Кронвалдсу работы скульптора Теодора Залькалнса. Учитель и публицист Атис Кронвалдс был одним из зачинателей второго этапа движения младолатышей, он многое сделал для создания литературного латышского языка. В период с 1841 по 1871 год в Швейцарском доме в Турайде проходили конференции учителей Латвии. На одной из них в 1869 году Атис Кронвалдс впервые в истории читал свой реферат о правах языка на латышском языке. Следует отметить, что в середине 19-го века наблюдались удручающие тенденции онемечивания в системе образования, созданной дворянством. Изначально этот памятник находился у Белого замка, тогдашней гимназии Сигулды. Ну а теперь вернёмся к истории Нового замка!
Во время Второй мировой войны замок использовался для нужд штаба Nord немецкой армии. После войны Совет министров СССР разместил в замке Дом отдыха для чиновников высшего ранга. С 1953 года и до возобновления независимости Латвии в здании помещичьей усадьбы Сигулды действовал санаторий «Сигулда», созданный Министерством здравоохранения Латвийской ССР.
С 1993 года в Новом замке находится Сигулдская дума, а с 2003 года – Сигулдская краевая дума.
Рядом с Новым замком находится так называемый Жёлтый дом (он же Летний замок). Построен он в стиле классицизма на смене 18-19-го веков. Деревянное продольное здание возводилось под руководством мастера из Цесиса, называемого последним ливом Видземе, Марциса Сарумса. После возведения Нового замка в 1881 году в здании семья Кропоткиных создала церковь, в которых служения проводил священник православного прихода Лэдурги. Когда помещичья усадьба Сигулды перешла во владение Общества писателей и журналистов, здание было перестроено для нужд пансиона.
В старой пивоварне Сигулдской усадьбы открыта художественная галерея. Художник Элмар Гайгалниекс на протяжении 12 лет создавал шедевры в особой авторской технике – рисование песком, которую он непрерывно развивал и совершенствовал. В особой атмосфере выставочного зала можно посмотреть песчаные мистерии и пространственные художественные произведения. Уникальна также коллекция, в которой собраны образцы песка с пяти континентов мира.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: