Из истории села и местности: Существует несколько версий возникновения поселения Белогорья у подошвы правого нагорного берега Дона. Большинство исследователей края считают, что на месте Белогорья было раньше поселение русских крестьян, бежавших из центральных областей на Дон. Это было великоросское население. А свое название оно получило от окружающих его с севера и с юга меловых белых гор. Известно, что уже в начале XVIII века в селе было не менее 100 дворов, небольшая церковь. В 1796г. было начато строительство двухэтажной трёхглавой кирпичной Преображенской церкви вместо бывшей деревянной. В 1805г. была отстроена и освящена нижняя церковь во имя Николая Св. Чудотворца, а в 1814г. - верхняя во имя Преображения Господня. Основным населением Белогорья были "войсковые обыватели" - бывшие казаки, обращенные в податное сословие. Крепостных крестьян в Белогорье никогда не было. За "войсковыми обывателями" Белогорья, как и в других местах, населённых черкасами, было оставлено право винокурения и беспошлинной продажи вина. Поэтому в Белогорье до появления "отпусков" (1819 г.) было около 30 больших и малых винокуренных заводов. В 1850 г. в казенной слободе Белогорье было 660 дворов, а через 10 лет, накануне реформы, уже 823 двора - 6418 жителей обоего пола. В 1855 г. слобода стала центром Белогорьевской волости, волостное правление размещалось в специально построенном кирпичном здании, его возглавлял волостной голова Нестеренко. В 1869 г. в центре села построено здание начальной школы, деревянное, покрытое железной кровлей. В слободе было несколько мельниц, собиралось четыре ярмарки в год, по воскресеньям и праздничным дням был базар. Через слободу пролегала транспортная дорога из Острогоржска в Павловск. Для переправы через Дон были устроены два парома и несколько лодок, во время половодья переезд здесь из-за широкого разлива (до 60 верст) на некоторое время прекращался.
Пещеры и монастырь В четырех километрах ниже села Белогорья по Дону, в полукилометрах от хутора Кирпичи на правом берегу реки, на крутой меловой горе, заросшей в своей верхней части деревьями и кустарником, находятся знаменитые Белогорские пещеры, овеянные многочисленными легендами. Там же находился Воскресенский монастырь. Происхождение пещер до настоящего времени не установлено. По преданиям древнего происхождения, пещеры были небольшой длины. Они использовались для нападения из них с целью ограбления плывших по Дону лодок купцов и торговцев. В меловой горе были построены бойницы, не сохранившиеся к настоящему времени. Начало современных пещер было положено дочерью бедного казака с.Белогорья Марией Константиновной Шерстюковой. Она родилась в селе Бирючье Воронежской губернии в 1740 году. Из всех детей в семье Мария была старшим ребенком. Отец Марии прожил недолго. Умер, оставив семейство в бедности. Мария вышла замуж за Самуила Шерстюкова. Муж ее был пьяница, проводил в разгулах дни и ночи. Мария сначала боролась со своей участью, содержала семью и хозяйство, а потом с отчаяния и сама стала подражать мужу, пила с ним за одно. Умер муж, но это её не остановило. Раздав детей по людям, кого в услужение, а кого в усыновление, предалась полному разгулу страстей, дни и ночи проводила в пьянстве и беспутстве. Мало-помалу от неё отшатнулись все и стали её презирать. Чтобы иметь кусок хлеба и деньги на водку, Мария стала ворожить, составлять разные снадобья, привораживать людей. Для составления снадобий ходила по горам и собирала разные травы и коренья. Марию начинают бояться и избегают встреч с ней. Ей уже 55 лет. В те времена весной и летом люди ходили группами на поклонение святым мощам в Киев в Киево-Печерскую лавру. Весной 1795 года группа жителей Белогорья решила отправиться пешком в Киев. В составе этой группы оказалась Мария Шерстюкова. В Киево-Печерской лавре Мария ходила по пещерам. Там у неё и возникла мысль самой взяться за копание пещер. В Киево-Печерской лавре она встретилась с иеромонахом, уроженцем Воронежской губернии, знавшим белогорьевские горы. Он поддержал у неё стремление копать пещеры и дал ей обстоятельные советы. Да и она сама теперь увидела, как строятся пещеры. Мария возвратилась домой весной 1796 года. Скоро, не теряя времени, она приступила к копанию пещер. Избрав место, она ударила заступом о меловую скалу и таким образом положила начало пещерам. Скоро все в окрестностях узнали, что Мария Шерстюкова, известная бесславным своим поведением, начала копать пещеры. Большинство местных жителей видели в этом доброе намерение Марии. Постепенно об этом узнала вся округа. Сюда стали массами приходить добровольцы помогать копать пещеры. Как сама пещерокопатьльница, жившая теперь в пещерах, так и приходящие добровольцы считали копку пещер богоугодным делом. Люди шли сюда, чтобы спасти свою душу, искупить свои грехи. Известны помощники Марии. Иван Алексеевич Тищенко, старик простого звания из слободы Разовой бывшего Богучарского уезда. Он пришел к Марии, когда та была уже глубокой старухой. Он сменил её на работе по копке пещер. До него было вырыто около 500 саженей и при нем примерно столько же. Мария Шерстюкова умерла на 82 году жизни 22 июня1822 года. Второй пещерокопатель (из села Ново-Александровка) - Андрей Васильченко, умерший в 1876 году монахом, после пострига его имя Антоний. Местные духовные и светские власти отнеслись первоначально к подвигу Марии с непониманием, неоднократно препятствуя строительству. Такая обстановка вокруг пещер продолжалась вплоть до 1817г., когда в это дело вмешался император Александр 1, распорядившийся помогать Шерстюковой. С этого времени пещеростроительство стало продвигаться более быстрыми темпами. Уже в 1819 г. была вырублена подземная церковь, освященная в честь св. Александра Невского. В храме было большое количество икон, часть из которых была написана прямо по сырцу скалы, а часть на листовом железе, в рост человека. В 1851г. на вершине горы была построена деревянная колокольня, замененная в 1857 г. каменной. В пещеры приходило ежедневно от 50 до 200 человек, а на большие праздники до 3 тысяч. Нередко посещали паломники, приходящие сюда специально из Астрахани, Ставрополя, Чернигова и других городов. Паломников привлекали сами пещеры, возможность пообщаться со старцами, приложиться к чудотворной иконе "Мария обрете благодать у Бога" и мощам Марии Шерстюковой и Ивана Тищенко. В 1866 году при пещерах, которые к тому времени составляли 2 версты 31 сажень (2186м.), было официально введено монашество. Хотя число братии с каждым годом росло, самостоятельного Белогорского монастыря еще не существовало. Все монахи были приписаны к Успенскому Дивногорскому монастырю. В 1869 году была построена и освящена во имя Воскресения Христова трапезная церковь на вершине горы. В 1874г. неподалеку от неё был построен Вознесенский храм. С началом 1882г.состоялось учреждение при Белогорских пещерах самостоятельного Воскресенского монастыря, при котором в 1886г. были открыты церковно-приходская школа и ремесленное училище. А в 1896г. началось строительство нового каменного собора по проекту архитектора Афанасьева. Этот собор был освящен в 1916г. В этом же году в монастырском саду после пятилетнего бурения колодца на глубине сорока саженей(85,2м) появилась вода с сильным напором. Перед началом революции 1917г. в монастыре числилось 42 человека. Для них с приходом в наш край советской власти наступили тяжелые времена. В1918г. у монастыря была конфискована земля. В скором времени насельники монастыря были вынуждены покинуть обитель. Белогорьевским волисполкомом в 1924-1927гг. все надворные постройки монастыря были распроданы на снос... Последнее сооружение - собор - взорвали по распоряжению Павловского райисполкома в 1931г. Несмотря на все это, окрестное население не забывало пещеры и ходило сюда для молитвы. Наибольшую известность получил приходящий сюда в 1920-1930 годы блаженный Петр с.Белогорья,обладающий даром прозорливости и исцеления тяжело больных. Сегодня пещеры представляют собой сложную систему подземных ходов, расположенных в нескольких уровнях. В определённых частях лабиринта встречаются помещения различного назначения. Самое крупное из них - церковь св. Алесандра Невского, расположенная в верхнем ярусе пещеры, недалеко от входа. Спускаясь из церкви по подземному лабиринту в средний, а затем в нижний ярус пещеры, на своем пути встречаешь два помещения-"Усыпальницы". В их нижней части в стене вырезаны прямоугольные углубления, представляющие собой места для погребения, которые, вероятно, первоначально предназначались для мощей Марии Шерстюковой и Ивана Тищенко. В нижнем ярусе особого внимания заслуживают жилые кельи и районы так называемых Малой Цветной и Цветной комнат. Эти комнаты получили такое название среди местных жителей по причине украшения их вырезанными веерными розетками, окрашенными в красный цвет, несущими сложное символическое значение. Сегодня вновь в Белогорских пещерах слышна молитва. Возрождается многострадальная обитель. Идут восстановительные работы. Появился первый послушник. Использована информация с сайта Белогорской средней школы (да, да! У небольшой школы в российской глубинке есть приличный сайт, причем содержащий массу полезной и интересной информации): http://whitehills.narod.ru Там же есть позаимствованный нами для описания план пещеры (см. ФОТОАЛЬБОМ!!!), который по совместительству является еще и фотогалереей (на оригинальном сайте, разумеется. в фотогалерею помещен лишь план пещеры)! А еще, если кому-то рассказанного покажется мало, то рекомендуем обратиться к сайту: http://pecherib.narod.ru Там можно найти просто-таки исчерпывающую информацию об этой местности, ее истории, главных действующих лицах и прочем.
Как добраться? В заголовке описания приведены координаты точки предпочтительного покидания автомобиля. Чтобы добраться до нее для начала нужно съехать с А105. Это можно сделать в точке N50 29,546 Е40 00,482 ("дорога по верху") или на центральной площади городка, где из точки N50 29,612 E40 01,118 начинается "дорога по низу". Обе они ведут в хутор Кирпичи. Дорога "по низу" проходит мимо святого источника, дорога "по верху" - мимо тайника. Из Кирпичей к монастырю ведет наезженная полевая дорога. В крутую гору по меловой дороге ездить надобности нет. Хотя можно - мы пробовали и по межевой тропе под вытаращеные глаза туристов добрались на нашем Гетце до монастыря с северной стороны. В случае дождей дорога "по верху" считается местными более предпочтительной. Похоже что можно подобраться к монастырю и с южной стороны - дорожка там вполне наезжена, но мы по ней не катались.
Вход в подземелья находится в точке N50 28,288 Е40 02,390 на 18 м ниже уровня точки предпочтительного покидания автомобиля. К подземельям ведет нахоженная тропа. Дальше по ней находится пещерный храм Александра Невского (действующий) и начинается спуск к реке. Подземелье открыто для посещения с 8-00 до 18-00, но нам удалось уговорить батюшку сводить нас туда и после вечерней службы. Однако дверь есть только на верхнем входе. Метров на 10 ниже площадки входа находится один из вентиляционных выходов подземелья. Особо страждущие могут забраться туда сами, но это опасно. Есть еще один вентиляционный выход в точке N50 28,291 Е40 02,418. Он на 26 метров ниже уровня главного входа. Лезть или не лезть - дело ваше. Риск этого мероприятия достаточно высок и насколько он приемлем для вас - решайте сами. Из точки покидания автомобиля на южной стороне хорошо виден заборчик. Там - здоровенная дыра. Через забор мы не полезли и оценить ее глубину и назначение не смогли. Если есть желание - попробуйте, но будьте аккуратнее пожалуйста.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: