Нет, великий поэт писал не про эту русалку. Когда он жил и творил, та русалка, которой был поставлен памятник в Таллине, еще даже не "родилась". 4 января 1865 года Морское Адмиралтейство в Санкт-Петербурге подписало контракт с подрядчиком Кудрявцевым о постройке двух броненосных башенных кораблей из железа. За основу был взят проект боевого корабля шифр "F" английской фирмы "Митчелл и К°", полностью переработанный инженерами МТК. 29 мая 1865 года на стапелях Галерного острова судостроители произвели закладку килей для кораблей, которые впоследствии получили названия "Русалка" и "Чародейка", что вызвало скандал со стороны православной церкви, которая в результате отказалась освящать корабли с языческими наименованиями. Однако это не помешало достроить корабли под прежними именами, и 31 августа 1867 года корабли были спущены на воду, а уже весной 1869 года были готовы к плаванию. Но, возможно, потому что корабли не были освящены перед спуском на воду или потому, что эти два корабля были первыми в России в новом тогда классе броненосных кораблей, но корабли с самого начала начали преследовать аварии и неудачи. В 1869 году с броненосной лодкой "Русалка" произошла авария, указывающая на опасность плавания монитора и несовершенства ее водоотливной системы. Событие стало началом поисков совершенных систем в вопросах непотопляемости адмиралом Макаровым - великим знатоком кораблестроения. После этого "Русалка" была капитально отремонтирована в 1871 году, однако проблемы с устойчивостью корабля (особенно в штормовую погоду) остались, что и показали последовавшие события. 7 сентября 1893 года, покинув порт Ревель (Таллин), броненосный корабль (вместе с канонерской лодкой "Туча") взял курс на Гельсинфорс (Хельсинки) на зимнюю стоянку. По пути разыгралась сильная буря, в которой корабли потеряли друг друга. А 8 сентября 1893 гдода в порт Гельсинфорса пришля только "Туча"... В последующие дни была масса попыток отыскать пропавший броненосец, благо расстояние между Ревелем и Гельсинфорсом всего-то 80 километров (современные большие паромы преодолевают это расстояние за 1,5-2 часа)! Только 9 сентября на одном из островов вблизи Хельсинки была обнаружена лодка с телом матроса 2 статьи Ивана Прунского. 10 сентября на острове Сандхамн были обнаружены несколько разбитых шлюпок и деревянные обломки, а также другие предметы с броненосца "Русалка". Больше ничего обнаружить не удалось. Попытки найти пропавший корабль предпринимались неоднократно. Сперва пытались найти корабль "по горячим следам": поиски пропавшего броненосца были объявлены 10 сентября 1893 года и продолжались до сентября 1894 года. В дальнейшем было несколько попыток найти корабль уже в советское время. За это время экспедиции прочесали каждый клочок дна залива (благо, площадь возможных поисков была не велика - расстояние между портами, как я уже упоминал, небольшое). Но все поиски ничего не дали. "Русалка" была обнаружена уже в новое время, в 2003 году, спустя 110 лет после ее гибели. В июле 2003 года эстонское исследовательское судно "Маре" (капитан Велло Мясс) обнаружило на дне Финского залива затонувший корабль, после спуска водолазов опознанный как броненосец "Русалка". Корабль обнаружен южнее района поиска в 1893—1894 годах. Когда водолазы спустились на дно, их взору предстала необычная картина. Корабль стоял вертикально. Более того, его положение и очертания напоминали… монумент, установленный «Русалке» в Таллине. «Словно между кораблём и памятником существовала неведомая связь, - говорит Велло. - Во время шторма тяжёлый броненосец сделал резкий разворот, опрокинулся и носом стал уходить под воду. В это время продолжали работать паровые двигатели, и корабль, принявший вертикальное положение, на полном ходу протаранил дно». В 1900 году в ревельских газетах было опубликовано воззвание Комитета по сбору пожертвований для сооружения памятника погибшим на броненосце "Русалка". Автором памятника стал известный скульптор Амандус Адамсон. Все работы по изготовлению памятника обошлись в 67 159 рублей, из которых сумма 61 000 рублей поступила в виде пожертвований. Памятник был открыт и освящён 7 сентября 1902 года, в девятую годовщину гибели броненосца «Русалка». Общая высота монумента — около 16-ти метров. Нижняя часть памятника (пьедестал) из серого гранита символизирует собой нос корабля, прорывающегося сквозь морские волны, выполненные из нетёсанного розового гранита. Над пьедесталом поднимается гранитная скала, на вершине которой установлена бронзовая фигура ангела с позолоченным крестом в поднятой правой руке. Прототипом для скульптуры ангела послужила горничная скульптора, 17-ти летняя уроженка Гапсаля Юлиана Роотси (бабушка со стороны отца эстонского политика и экономиста Тийта Маде). На площадку пьедестала ведёт каменная лестница, напротив которой на скале установлен бронзовый барельеф с изображением броненосца в бушующем море. Со стороны моря на скале высечены имена 12 офицеров, погибших на «Русалке». Территория вокруг памятника окружена каменными столбиками, соединёнными цепями. На столбиках закреплены металлические таблички с именами 165 погибших нижних чинов экипажа «Русалки». Все бронзовые детали монумента были изготовлены в мастерской Адольфа Моранда в Санкт-Петербурге, фонари — на ревельской фабрике Ф. Виганда, гранит привезён из Финляндии.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: