Очень красивый и величественный храм с непростой судьбой.
Несмотря на то, что необходимость в строительстве православного храма в Риге была давно, до реализации этого проекта никак не доходило. Наконец, в начале 70-х годов 19-го века генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион направил в Петербург ходатайство о строительстве храма. После его одобрения начался сбор пожертвований на строительство. Девятьсот тысяч рублей было выделено императором Александром II. Параллельно объявлен конкурс, который в 1875 году выиграл проект Р.К. Флуга, и в конце весны 1876 года под руководством архитектора Н.В. Чагина началось возведение храма. Победу проекту Флуга принесло то, что храм был представлен им в неовизантийском стиле, в то время как два других проекта его соперников — в псевдоготическом стиле. По проекту храм должен был иметь 5 высоких куполов. Первоначально в храме не планировалась колокольня, но к завершению строительства русский император Александр Третий презентовал 12 колоколов, отлитых на московском заводе. Самый большой из колоколов, во имя Александра Невского, весил более 800 пдов. Был также выполнен проект звонницы для колоколов, построенной в том же стиле, что и сам храм. С собором звонницу соединял крытый переход. Внутри храм украшали росписи с орнаментами, выполненные в «византийском стиле», а также шрифтовые композиции в арках. В Академии художеств писались иконы для храма такими известными художниками, как: Вениг, Корзухин, Журавлев, Верещагин. Верещагин являлся автором иконы первого яруса главного иконостаса, а также ему принадлежит роспись Царских врат. К тому же Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский».
Окончание строительства храма датируется 1883 годом.
Через год он был окружен оградой, был разбит сквер на внутренней территории. 28 апреля 1884 собор освятили, а через 3 дня после этого зазвенели все 12 колоколов. Храм быстро обрел популярность, стал признанным духовным православным центром не только столицы, а и всей страны. В этом храме, который являлся истинно народным по своему духу, богослужения проводились на четырёх языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком, то есть службы велись для прихожан разной национальной принадлежности.
После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть. Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Рижское самоуправление, наконец, принимает решение о запрете богослужений в храме.
Когда Архиепископ Иоанн Поммер посетил Кафедральный собор Христового Рождества, он застал его в ужасающем состоянии: колокола отсутствовали, выбиты стекла, роспись разрушена, иконы порезаны и испорчены. Восстановление храма было трудным. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение храма и привести его в порядок, архиепископ Иоанн начал жить в подвале храма и с помощью рижан и русских начал действовать в направлении восстановления собора. На богослужение было нужно разрешение от властей.
С 1922 года начались ежедневные службы на церковнославянском и латышском языках. В середине тридцатых годов годов собор вновь становится главным православным духовным центром Риги, обновилась роспись, продолжалась борьба за имущество собора.
Собор продолжал действовать даже в годы фашистской оккупации Латвии. Но в октябре 1963 года храм вновь был закрыт. Кроме стен все было разрушено, полностью уничтожено всё внутреннее убранство. Само здание начало использоваться как планетарий.
Существовало несколько версий, одна невероятнее другой, что же именно послужило причиной закрытия собора. Одна из самых распространённых объясняла это факт так: якобы «Решение закрыть Христорождественский храм было принято министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, которая вместе с сопровождавшими её местными политическими деятелями наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от рижского памятника Ленину падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке, указующей путь к светлому будущему был крест центрального купола собора, также дававший тень на то же здание. Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания Храма государству и открытия в нём планетария». Любопытна и ещё одна версия, которую озвучил в интервью Владимир Каупуж (в начале 1960-х Каупуж занимал пост министра культуры Латвийской ССР). Он решительно опровергает устоявшуюся стереотипную версию, связанную со следом Екатерины Фурцевой, называя её ничем не обоснованной легендой. Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а не в ведении Министерства культуры. Работы по реконструкции здания храма начались с того, что заместитель председателя Рижского горисполкома по фамилии Рейхманис, по словам Каупужа, в рамках городской акции по сбору цветных металлов проявил повышенный интерес к медным крестам Кафедрального собора Рождества Христова. Именно чиновник горисполкома Рейхманис стал непосредственным инициатором спиливания крестов — уже во второй раз в истории храма. Правда, оказалось, что кресты только покрыты слоем медной жести, а внутри были сделаны из дерева, и корыстный расчёт зампреда Рижского горисполкома не оправдался. И только после этой варварской акции горисполком принялся размышлять о дальнейшей судьбе здания храма со спиленными крестами, в итоге придя к выводу о необходимости создания культурно-просветительского заведения, впоследствии названного Республиканским Домом знаний.
В 1991 году принято решение о возвращении храма верующим. Начинается очередное восстановление Кафедрального собора Рождества Христова. Первое богослужение было проведено в трудных условиях шестого января 1992 года. С этого дня служба стала проходить регулярно, параллельно велись ремонтно-строительные работы. Была сделана новая крыша, храм покрыли замечательной росписью, купола — медью, иконостас создан на средства благотворителей. В 2002 году были привезены новые колокола, отлитые на заводе ЗИЛ.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: