В последнее время в самых разных городах появилась тенденция ставить на улицах и в парках забавные памятники, как правило, ничему особенному не посвященные, а сделанные исключительно для настроения. Рига не стала исключением. Похожий тайник мы «брали» в Гомеле, нам он очень понравился. И оказавшись в Риге, поняли, что здесь довольно много материала для создания подобной прогулки по городу. Впрочем, некоторые из них стоят в городе уже очень давно, обладают своей историей и для горожан являются определенным символом, а не чем-то забавным, как для туристов. А некоторые памятники просто выглядят необычно, хотя посвящены конкретному человеку.
Тайник удобно брать в паре с прогулкой по Югендстилю. Побродив в районе улицы Альберта, возвращаться маршрутом этого тайника в Старый город. Впрочем, приведенные ниже точки могут идти не по порядку, и «брать» их можно совершенно произвольно. А, возможно, Вы выберете вообще свой маршрут. Координаты в заголовке приведут Вас к первой точке.
1. Венера Виллендорфа 21 века. N 56º 57.279' E 24º 06.660' Скульптура установлена перед зданием Академии искусств (Латвийской художественной академии), а создана Бригитой Зелка (1986 г рождения), это был ее дипломный проект. Высота скульптуры 4,5 метра. Сделана она из кусков резины, склеенных пеной и покрыта кусочками зеркального пластика.
В оригинале Венера Виллендорфская (нем. Venus von Willendorf) — это всемирно известная миниатюрная статуэтка женской фигуры (примерно 11 см), обнаруженная в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати (нем. Josef Szombathy) в 1908 году. В настоящее время оригинал фигурки хранится в венском Музее Естествознания. Это самое древнее изображение женщины на планете Земля. Традиционно все женские изображения времен эпохи палеолита, обладающие характерными женскими очертаниями, археологи называют «венерами». С помощью метода стратиграфии установлен приблизительный возраст статуэтки. Венера Виллендорфская оказалась дамой солидной, жившей 23 000 лет назад до н.э. Венера Виллендорфская представляет собой обнаженную женщину, с чрезмерно округлыми, полными формами, руки которой покоятся на огромной груди. Кажется, что всем своим видом она превозносит оду плодородию и материнству. Голова Венеры покрыта густой и мелкой гравировкой из кос, которые закрывают даже лицо. Анализ остатков пигмента, обнаруженных на статуэтке, позволяет предположить, что изначально фигурка была окрашена в красный цвет и использовалась при исполнении ритуалов.
2. Часы «Лайма» N 56º 57.033' E 24º 06.727' Неподалеку от монумента Свободы оглядитесь вокруг: ваш взгляд наверняка привлекут часы «Лайма» (с латышского имя известной певицы и не менее известной кондитерской фабрики переводится как «счастье»). Установили их в 1924 году, и с тех самых пор это - любимое место встречи рижан всех поколений. «Лайма» считаются самыми точными часами в Риге — дважды в сутки их ход сверяется со спутником. Кстати, одноимённый шоколад - традиционный сувенир из Риги наряду с Рижским бальзамом. В любом продуктовом магазине или фирменном магазине «Лайма» вы можете приобрести конфеты, упакованные в коробочку в виде этих часов.
Неподалеку от часов находится так называемый Колоннадный киоск. Строго говоря, вначале был построен именно киоск в качестве остановочного павильона на трамвайной линии. С виду он напоминает элегантный древнегреческий храм в миниатюре. Это архитектурное решение было необходимо, чтобы добиться гармонии с располагавшимся по соседству монументальным зданием Латвийской Национальной оперы. А так как прежний киоск с находившимися на нем часами был перенесен в другое место, то возникла необходимость и в новых часах для этой остановки.
Любопытны расхождения в официальных уведомлениях о причинах появления часов: владельцы рижских промышленных предприятий требовали установить часы, чтобы рабочие не опаздывали на фабрики, однако господин Вецкалнс (представитель социал-демократического блока в Рижской думе, усилиями которого и было принято решение об установке часов) проявил заботу о рабочих и заявил, что часы нужны как раз для того, чтобы рабочие раньше времени не приходили на работу к ненасытным, охочим до прибыли капиталистам.
Надпись «Лайма» была на часах не всегда.
До начала 1930-х часы носили имя прославившегося защитой трудового класса депутата Вецкалнса, но обстоятельства изменились и часы вскоре приобрели новый вид вслед за рекламной функцией, которую они стали исполнять. На перекрёстке Известковой (Калькю) и бульвара Бастея открылся новый магазин шоколадной продукции Теодора Ригерта. Часы были украшены логотипом предприятия по производству шоколадных изделий. В 1936 году фабрика была продана, новые владельцы поменяли имя предприятия. На лицевой части пластин появилось слово «Laima». К названию фирмы, изображённому на каждой из четырёх сторон столба, прибавились названия образцов продукции, на которых специализировалась фабрика. В середине 1960-х Рижский горисполком принял решение видоизменить «лаймовские» часы, повелев снять рекламу предприятия по производству шоколадных изделий и заменить её на слово «мир», которое было изображено на всех четырёх гранях столба на русском, английском, немецком и латышском языках.Середина 1970-х также принесла свои изменения, когда слово «мир», в свою очередь, подверглось опале и было снято, а вместо него появилось изображение семи святящихся кубиков, отсылавших зрителя к концепции абстракции в визуальном искусстве. Тем не менее, на одном из кубиков всё же сохранилась надпись «Мир». В 1980-е на подсвеченных кубиках появились наклейки, что существенно придало подставке для часов пестроты и красочности. И только в начале 1990-х годов часы вновь обретают внешний вид по прототипу немецкого рекламного столба 1936 года. К ним возвращается прежний лаймовский бренд, под которым часы известны в Риге в наши дни. Тогда же была создана нарядная подсветка, восстановлены названия продукции фабрики, был вмонтирован новый часовой механизм, созданный в Швейцарии.
3. «Дама с собачкой» N 56º 57.008' E 24º 06.840' Указанную скульптурную группу ищем в скверике величественного здания Латвийского оперного театра. Перед вами чинно гуляющая пара, впереди которой вот-вот завиляет хвостиком пушистая чау-чау. На самом деле, это памятник рижскому градоначальнику Георгу Армистеду, установленный в 2006 году на средства бизнесмена Евгения Гомберга в честь приезда в Ригу английской королевы, которая присутствовала на открытии. Автор памятника — скульптур Варпа.
Кстати, похожую скульптурную группу мы видели на набережной Ялты (и она тоже была одним из шагов тайника).
Многие историки называют время правления Армистеда (1901-1912 гг.) самым успешным периодом в развитии Риги. В городе строились прекрасные кварталы в югендстиле, появились заводы по производству автомобилей и самолетов, увеличивалась территория парков. В его правление были проведены реформы в области улучшения городской инфраструктуры. Он считал необходимым произвести изменения в социальной политике и образовании, а также в области гигиены и социального обеспечения рабочего класса. Особое внимание он уделял школьной реформе. В его правление город построил по разным сведениям 14-16 школ. В 1906 г. по его приказу создается первая Народная библиотека с читальней. А ранее в 1904 г. он создает первую Биржу труда. В 1907 г. также создается коммунально-спасательная служба. Он был озабочен проблемой обеспечения всех городских домов питьевой водой и канализационной системой. Вода в Даугаве была плохого качества. Поэтому в Риге время от времени случались эпидемии брюшного тифа и холеры. Так, семья будущего главы Риги Армистеда погибла во время вспышки холеры. В Ригу был приглашен из Германии гидролог Адольф Тим. И в районе Балтэзерса он провел бурение пробной 16 м скважины. Оказалось, в этом районе можно получить воду отличного качества. Правда, в газетах того времени была опубликована карикатура, где перед мэром иронически снимала шляпу статуя Роланда, а скульптура русалки из Верманского парка увенчивала градоначальника венком. Немцы не простили англичанину Армистеду отобранную стройку. На карикатуре в воду превращались миллионы рублей. Действительно, город Рига взял на воду кредит в целых 3 миллиона золотых рублей! Здоровье горожан было градоначальнику дороже. Система водоснабжения города, созданная Армистедом, частично действует до наших дней. Армистед для блага Риги тратил не только городские средства. Его семья масштабно занималась благотворительностью. К примеру, на деньги мэра и его братьев был построен туберкулезный санаторий в Юрмале. В его время правления были открыты Станция скорой помощи в Казармах Екаба, 3 больницы, в том числе и 1-я городская больница. Его ценили в Российской империи, император Николай II в 1910 году даже возвел его в дворяне.
Интересна история создания памятника. Больше всего споров было про собаку: "При чем тут собачка? У Армитстеда никогда их не было". Было даже написано письмо Родни Редклиффу, правнуку мэра, в Лондон, человеку серьезному и дотошному. К тому же с историей семьи вроде бы знаком не понаслышке, издал книгу своей матери об Армитстеде. Он ответил, что "еще раз пересмотрел все имеющиеся документы и не обнаружил никаких свидетельств, что у мэра была собака. Но равным образом я не обнаружил доказательств обратного". Председатель Совета по памятникам Рижской думы Ояр Спаритис заявил в интервью, что собака включена в композицию, чтобы "эмоционально оживить скульптуры".Тогда почему именно чау-чау? "Никто не уточнял, собака какой породы была у Армистеда, однако свидетельства того времени принимались во внимание", — заявил Спаритис, отметив, что чау-чау в Россию завезли в 1895 году из Англии, так что не исключено, что семья богатого рижанина английского происхождения владела именно такой собакой. Любопытную версию предложил журнал Kas Jauns. Предприниматель Евгений Гомберг, на средства которого, был установлен памятник, особо настаивал на том, что фигура собачки непременно должна быть в композиции. Говорят, что в то время, когда шла работа над памятником, у Гомберга трагически погибла любимая чау-чау. Более того, он якобы сам случайно задавил ее машиной.
По свидетельствам очевидцев церемонии открытия накануне весь вечер тренировали скульптурную чету «раздеваться» - нужно было легко и непринужденно скинуть покрывало. А задача хитрая: фигуры сложные, зонтик торчит, и все везде цепляется. Разучили специальный узел, который от легкого движения руки распускается, и покрывало красиво ниспадает… Покрывало осталось еще от Барклая. Ниспало семь раз подряд. Но, естественно, на собаку.
4. Памятник Марису Лиепа. N 56º 56.994' E 24º 06.867'
Марис Лиепа — выдающийся танцор балета, и, пожалуй, не будет преувеличением сказать — один из символов Латвии. А вот памятник ему установлен довольно странный. И вызывающий неоднозначные суждения, как среди рижан, так и среди туристов.
Вроде бы был даже объявлен международный конкурс на лучший проект памятника, представлен ряд замечательных эскизов, но среди всех предпочтение отдали именно этому. Открытие произошло в рамках празднования 150-летнего юбилея здания Латвийской национальной оперы и балета в сентябре 2013 года.Четырехметровый памятник установлен на берегу городского канала у мостика между оперой и Латвийским университетом. Авторами скульптуры стали эстонские художники Ян Тоомик и Йири Оявер. Профинансировали проект латвийские меценаты Борис и Инара Тетеревы.
Что показательно, дети Мариса Лиепы - Андрис и Илзе на открытие памятника не приехали.
5. Большой Кристап. N 56º 56.983' E 24º 06.004'
У самой воды на набережной Даугавы стоит стеклянный куб, в котором весело улыбается великан. Это Большой Кристап – защитник города. По легенде, когда-то на месте, где сейчас стоит Рига, давным-давно жил перевозчик через реку. Росту он был высоченного – около 2,5 метров, и желающих перебраться на тот берег он спокойно переносил на своих могучих плечах. Однажды темной ночью, во время бури, он услышал детский плач, отважно перебрался через реку и нашел брошенного ребенка. Кристап спас малыша и приютил его в своей пещере, утром же ребенок пропал, а перевозчик обнаружил у себя в хижине множество золота. На эти деньги был построен мост через Даугаву и заложено первое здание в городе.
Скульптура изображает очень высокого мужчину, на плечо к которому уселся маленький мальчик. В одной руке мужчины находится весло, а другой он держит фонарь. Считается, что этим фонарем он освещает путь, который проходит через реку. Кристап обязан длительное время служить на благо людям, именно поэтому он помогает всем желающим переправиться через реку. Много лет Святой Христофор считался покровителем и хранителем лоцманов, а также всех-всех перевозчиков. Кроме того, его считали попечителем переправ, виадуков и мостов. Непривычно яркая скульптура выполнена из дерева. Она была вырезана примерно в шестнадцатом столетии, однако о ее создателях и по сей день ничего неизвестно. Во времена своего создания скульптура была невероятно знаменита. В латвийском фольклоре даже сохранилась поговорка, которая посвящена трем диковинкам города, одной из которых как раз и являлся Большой Кристап: «Мост, что на воде лежит, Великан, что у ворот стоит, и Колокол, что снаружи башни висит». Мост на воде – это одна из основных переправ, которая ведет через Западную Двину (Даугаву). Это переправа соединяла так называемый Внутренний город, вокруг которого по периметру были возведены крепостные сооружения. Третья диковина – это колокол Святого Власия. Он висел под киверком, вне часовни, и крепился к башне Иаколевской церкви. Этот колокол звенел только тогда, когда было необходимо оповестить всех жителей города «сигналом тревоги». А под великаном у ворот, как нетрудно догадаться, имеется в виду сам Большой Крсистап.
Где впервые был установлена эта скульптура, историкам неизвестно. Однако, когда в восемнадцатом столетии возникла эта знаменитая поговорка, эта скульптура находилась возле Карловых ворот, которые были главными воротами города. В 1861 году статуя была перенесена на небольшую постройку возле Западной Двины. Она была установлена в самом начале улицы под названием Маскавас, которая функционировала как важная торговая точка и проходила через Московский Форштадт. Поблизости от статуи находился главный благотворительный центр города – госпиталь Святого Георгия. Скульптура была защищена толстым стеклом, чтобы деревянная скульптура не портилась с течением времени и под воздействием сил природы. Возле нее была поставлена кружка, также выполненная из дерева, чтобы любой желающий смог пожертвовать в нее деньги. Эти средства передавались в Георгиевский госпиталь. Наиболее крупные пожертвования оставляли те, кто считал Христофора своим покровителем, а именно перевозчики – как приезжие, так и относящиеся к рижскому братству перевозчиков. Таким образом они выражали своему покровителю благодарность за то, что он их уберег от опасностей речных порогов, которые надо было мастерски обойти, чтобы попасть в город. Также в кружку жертвовали женщины лоцманов и перевозчиков, их жены и невесты. Приносились бусы, ленты, украшения, тесемки, ожерелья, как знак благодарности за сохраненные жизнь и здоровье их любимых мужчин. После того, как они попадали в кружку, все эти предметы считались своеобразными оберегами и амулетами. Поговаривали, что они даже начинали обладать исцеляющими свойствами. Исцеляющие свойства приписывались и самому Христофору. Считалось, что если что-нибудь повязать вокруг руки статуи, оставить на какое-то время, а после перевязать на себя, то гарантировано исцеление от любого недуга. Также перед статуей Большого Кристапа маленькие дети традиционно обещают вести себя хорошо, прилежно учиться и слушаться своих родителей. Если вы с ребенком, можно попробовать воспроизвести этот ритуал.
Начиная с конца восемнадцатого столетия появилась еще одна традиция, на сей раз студенческая. Выпускники Рижского Политеха считали обязательной необходимость оставить какое-либо пожелание на стеклянной будке статуи. С этой традицией усердно боролись, однако традиция оказалась сильнее – ведь по традиции, это действие приносило удачу во взрослой жизни выпускнику. Когда в начале двадцатого столетия была провозглашена латвийская независимость, о памятнике стали постепенно забывать. В результате стеклянная будка без должного ухода рухнула. Вместо нее никакого ограждения не было установлено. В 1923 году статую перевезли в Музей истории Риги и мореходства , а на ее месте возле реки под бронированным стеклом была установлена точная копия Большого Кристапа. Кстати, на мой взгляд, оригинал в музее выглядит гораздо лучше своей копии.
6. Гимнастки. N 56º 57.177' E 24º 06.632'
В хороводе сплелись три девушки. Скульптурная композиция «Гимнастки» работы скульптора Парсла Залкалне установлена здесь в 1970 году.
7. Пушка с портретом короля. N 56º 57.133' E 24º 06.596'
У дорожки, ведущей на Бастионную горку, стоит средневековая пушка. Согласно местной легенде, отлитая в металле голова на орудийном стволе – карикатурный портрет шведского короля Густава II Адольфа, который страстно желал сохранить в веках память о своем посещении Риги. Мастера, не менее страстно ненавидевшие монарха за повышение налогов, запечатлели короля на пушке, исказив черты до неузнаваемости. Что потом стало со смельчаками – легенда умалчивает.Только не ожидайте найти пушку в ее обычном облике. Мы вот искали довольно долго и, может быть, вообще ушли бы, когда случайно увидели... ствол пушки, вкопанный в землю.
8. Здание с гербами. N 56º 57.086' E 24º 06.568'
Через дорогу от Бастионной горки, в сторону казарм Екаба, стоит желтое здание, на торце которого изображено множество красочных гербов латышских городов. Это бывшее здание таможни, а гербы посчитаны согласно старинным документам, свидетельствующим, с кем Рига вела торговлю.
9. Бременские музыканты. N 56º 56.862' E 24º 06.585'
На выходе из Конвента Сета прямо возле стены церкви Святого Петра вас ждет один из самых известных памятников латвийской столицы. Памятник этот подарил Риге ее город-побратим Бремен (там стоит точно такой же). Между прочим, основатель Риги, епископ Альберт Буксхеведен, приходился родственником Бременскому архиепископу.
Памятник представляет собой скульптурную композицию из Бременских музыкантов, состоящую из четырёх животных, персонажей народной сказки, адаптированной немецкими фольклористами и лингвистами братьями Гримм. Первым снизу находится осёл, поддерживающий пса, на спине которого, в свою очередь, расположен кот, а на нём сидит петух. Бременские музыканты изображены в тот момент развития сюжета, когда они заглядывают в окно к лесным разбойникам. Шутливая интерпретации символической концепции памятника гласит, что он представляет собой олицетворение окончания Холодной войны и объединение двух блоков. Памятник был установлен в Риге в 1990 году и выполнен бременским скульптором Кристом Баумгартелем.
Разумеется, сразу после установки памятника, возникла примета о неизбежной удаче, которая свалится на вас, если потереть за кончик носа какое-нибудь животное из композиции. А лучше – всех по очереди! Нос осла – нижней фигуры в композиции – заметно светлее, чем остальные фигуры. Интересно, связано это с тем, что осел приносит бОльшую удачу или всё же лишь потому, что до него проще дотянуться? Всё же поговаривают, будто бы самое сокровенное желание исполняет петух, до которого дотянуться гораздо сложнее, однако некоторые гости города умудряются сделать и это. Клюв петушка, конечно, не такой блестящий, как ослиная морда, но всё же... По другой версии, каждое следующее животное увеличивает шансы на исполнение одного заветного желания. В любом случае, памятник Бременским музыкантам в Риге находится в системе памятников схожей функциональной направленности по всему миру — исполнители желаний.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: