Мировое развитие стиля совпало с глобальным экономическим ростом второй половины XIX-го и начала XX веков. В те годы Рига переживала невиданный расцвет: развивались промышленность, торговля, строительство. Рига была вторым по грузообороту портом Российской Империи – после Санкт-Петербурга. Оказавшись на перекрестке культур, Рига вобрала в себя набиравший популярность стиль, и он нашел отражение в архитектуре и интерьерах зданий, которые строили себе разбогатевшие жители города.
По числу зданий, выполненных в этом стиле, Рига занимает первую строчку в табели мировых городов. Всего было построено более 800 домов, что составляет 2/3 от общего количества построек столицы. В разных странах югендстиль называется по разному - модерном в Англии, ар-нуово во Франции, тиффани в США, модернизмом в Испании и даже "еловым стилем" в Швейцарии. Свое высшее развитие стиль получил в работах архитектора Гауди, спроектировавшего ряд зданий и объектов в Барселоне.
Главная особенность стиля заключается в использовании естественных линий, криволинейных орнаментов и асимметричных композиций во внешнем виде и интерьере зданий. Нередко происходит заимствование природных (в том числе, сказочных) форм и мотивов, широкое использование фигур людей и животных – реальных и фантастических. Для стиля характерно использование обнаженных женских фигур, и, по мнению специалистов, такого количества прекрасных форм на фасадах, как в Риге, нет ни в одном городе мира.
Появление и развитие стиля стало возможным благодаря применению новых строительных материалов, появившихся в конце XIX века – железобетона, стекла и металла. Первая Мировая Война фактически "похоронила" стиль, интерес к которому, а вернее, возможность творить в нём, быстро сошли на нет. Пол-Европы, лежавшая в руинах в начале 20-x, русские революции и послевоенное устройство требовало более дешевых и практичных решений в архитектуре.
На рубеже веков в Риге работало несколько выдающихся архитекторов, одним из них был Михаил Осипович Эйзенштейн (отец режиссера Сергея Эйзенштейна). Михаилу Эйзенштейну принадлежит авторство по меньшей мере пятнадцати домов в Риге, построенных в начале двадцатого века. Интересен тот факт, что архитектура не была его сновным занятием, Эйзенштейн работал на государственной службе и имел статус действительного статского советника, занимая должность начальника отдела дорожного движения Лифляндской губернской управы. Проектирование домов для него было чем-то вроде хобби, многие дома были разработаны им по просьбе богатых друзей. Для зодчества Михаила Эйзенштейна характерно использование округлых форм, скульптур и фигур животных. Фантазия архитектора не ограничивалась рамками реальных существ, поэтому на зданиях часто можно увидеть скульптурные изображения мифологических фигур. Помимо этого, Эйзенштейн широко использовал в отделке орнаменты растений, маски, фигуры фантастических животных. По проектам Михаила Опсиповича Эйзенштейна на улице Альберта была возведена большая часть домов на четной стороне - здания 2, 2а, 4, 6, 8. Для всех домов характерно использование округлых форм, непременные фигуры диковинных животных, скульптуры на входе. Современники порой даже упрекали автора за излишнее декорирование своих зданий. Сегодня большинство этих зданий являются памятниками архитектуры государственного значения. После Октябрьской революции Михаил Эйзенштейн эмигрировал в Германию, где скончался в 1921 году и был похоронен в Берлине.
Славу отца затмил его сын - Сергей Эйзенштейн, родившийся и получивший образование в Риге, ставший кинорежиссером с мировым именем и поставивший легендарные картины: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный». Вспоминая своего отца, Сергей Эйзенштейн писал: "Папа — растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов зданий, вытягивавший руки женщин, сделанных из железа водосточных труб… Папа — победно взвивавший в небо хвосты штукатурных львов, нагромождаемых на верха домов... Тщеславный, мелкий, непомерно толстый, трудолюбивый, несчастный, разорившийся, но не снимавший белых перчаток (даже в будни!) и идеального крахмала воротничков.."
В память о великом режиссере в Риге одна из улиц названа именем Сергея Эйзенштейна, а на улице Альберта, 4, установлена мемориальная доска в честь его отца — архитектора Михаила Эйзенштейна.
Красивейшие образцы зданий, построенных в этом стиле, можно увидеть в самых разных районах города. В маршрут этого тайника вошел так называемый «посольский район», где можно наиболее полно составить представление о развитии стиля модерн в Риге. Это улицы Элизабетес, Стрелниеку и средоточие рижского модерна - улица Альберта, на которой что ни здание, то музейный экспонат. Кроме того, для более полного представления о стиле посетим еще пару домов в Старом городе.
Итак, начнем нашу прогулку. Координаты в заголовке приведут Вас к первой точке нашей прогулки. В дальнейшем мы будем указывать координаты только в необходимых случаях или для подстраховки (при переходе на другую улицу, например). А прогуливаясь по улице Альберта, на навигатор можно не обращать внимания — лучше смотрите по сторонам и вверх на фасады домов.
1) Улица Стрелниеку (Strēlnieku iela), дом 4А. N 56º 57.552' E 24º 06.452' С улицы Элизабетес (Elizabetes iela) проходим вперед по Стрелниеку, любуемся удивительными зданиями, и по правую руку останавливаемся перед первым пунктом нашей прогулки - дом по улице Стрелниеку, 4А. Архитектор - Михаил Эйзенштейн. Поражает как фантазия архитектора, так и мастерство реставраторов, сумевших передать первоначальный замысел автора. Дальше мы пройдем немного вперед, свернем направо, и окажемся на улице Альберта (Alberta iela), полностью застроенной в стиле модерн. Не будет большим преувеличением утверждать, что улица Альберта являет почти музейный образец рижского Югендстиля под открытым небом. Улица была образована к 700-летию Риги в 1901 году и названа в честь основателя Риги - епископа Альберта фон Буксгевдена.
2) Улица Альберта (Alberta iela), дом № 13, авторство которого принадлежит Михаилу Эйзенштейну. Роскошно декорированный, и не менее роскошно отреставрированный, дом поражает своей гармоничной красотой. Здание по праву считается одним из самых ярких домов, построенных в этом стиле в Риге.
3) Улица Альберта, дом № 12 В этом здании нашли свое воплощение идеи латышского национального романтизма. Спроектирован он двумя замечательными зодчими – архитекторами Пекшеном и Лаубе, строительство было завершено в 1903 году. Здесь когда-то творил выдающийся латышский художник Янис Розенталь, жил писатель Рудольф Блауманис. В здании сейчас открыт Рижский музей модерна.
4) Улица Альберта, дом № 11 выполнен по проекту архитектора Эйжена Лаубе в стиле финского национального романтизма (также называемого как северный модерн), год постройки — 1908. Представляет собой колоритный образец позднего стилевого ответвления рационального модерна.
5) Улица Альберта, дом № 10 возведен в 1903 году по проекту архитектора Пауля Мандельштама. В наши дни в здании располагается факультет географии и геодезии Латвийского Университета. Обратите внимание, здание отличается по стилистике от домов Эйзенштейна, расположенных по соседству. В фасаде угадывается влияние европейского неоклассицизма.
6) Улица Альберта, дом № 9 построен архитектором Константином Пекшеном, строительные работы завершились в 1901 году.
7) Улица Альберта, дом № 8 является первым сооружением Эйзенштейна на улице Альберта. Его строительство было закончено в 1903 году, в 2010 году были проведены реставрационные работы. Здание отличает богато декорированный эркер, а широкое использование мифологических элементов обусловили разговорное название здания — «саркофаг».
8) Улица Альберта, дом № 7 выполнен в стиле необарокко архитектором Германом Отто Хилбигом.
9) Улица Альберта, дом № 6 построен Михаилом Эйзенштейном в 1904 году, и, как и большинство других зданий, он был предназначен для использования в качестве доходного дома (дома, в котором квартиры сдавались в аренду для проживания). В декорировании фасада явственно заметно обращение к теме мифологии. Нашли здесь также отражение и трагические события тех дней, вызванные русско-японской войны в 1904 году и известием о трагическом поражении русского флота в битве при Цусиме.
10) Улица Альберта, дом № 4 также сооружен архитектором Михаилом Эйзенштейном. Здание отличает богатая архитектурно-декоративная составляющая, отдельного внимания заслуживают две фигуры львов, повёрнутых хвостами друг к другу, как символы непрекращающейся борьбы.
11) Улица Альберта, дом № 2 также построен Эйзенштейном в 1906 году. Для дома характерен умеренный декор и выраженная вертикальная устремленность.
12) Улица Альберта, дом № 2а построен в 1906 году по проекту Михаила Осиповича Эйзенштейна и и является его последней работой в этом стиле. Обратите внимание на верхний этаж, который является ложным, позволяющим разместить на нем декоративные элементы, столь любимые архитектором. Визитной карточкой дома являются два сфинкса у входа, вроде бы нарисованные сыном архитектора, Сергеем Эйзенштейном, когда ему было десять лет.
13) Улица Альберта, дом № 1 построен в 1901 году архитекторами Генрихом Шелем и Фридрихом Шеффелем, реставрационные работы были завершены в начале нашего века.
Пожалуй, здесь можно было бы поставить точку, так как представление об этом архитектурном стиле получено, несмотря на то, что в других районах Риги, в том числе, и в Старом городе также довольно много зданий, построенных в югендстиле. Многие из них вы, возможно, уже видели, гуляя по Старому городу, а некоторые из них входят в маршруты других тайников. Так, например, дом № 3 по улице Яуниела (Jauniela), засветившийся сразу в двух советских кинокартинах - "Семнадцать мгновений весны" и "Приключения Шерлока Холмса" является одним из шагов тематического тайника. Известный Дом с котами также построен в стиле модерн. Но некоторые здания мы всё же посетим, до Старого города с улицы Альберта вполне можно пройтись пешком.
14) улица Калею (Kalēju iela), 23. N 56º 56.860' E 24º 06.686' Дом по проекту архитектора Мендельштама, отделанный в совсем уж "природном" ключе, а особое очарование ему придает портал, напоминающий распускающееся дерево.
15) Улица Смилшу (Smilšu iela), дом 2. N 56º 57.013' E 24º 06.353' Интересно отметить, что дом был реконструирован (а не построен заново) в 1902 году с использованием популярного стиля. Фасад здания украшает изображение павлина, а криволинейные элементы мансарды отсылают нас к творениям великого Гауди в Барселоне. Архитектор Константин Пекшенс. Именно эту женскую фигуру под эркером знатоки признают самой красивой женской скульптурой, размещенной на фасадах рижских зданий!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: